Государственные символы России
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Гладышева Марина Владимировна

Символическому смыслу эмблем в средние века предавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим государство, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства – государственный герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. В исторических источниках имеется мало письменных свидетельств о российских символах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon simvoly_rf.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственные символы России

Гладышева М. В., учитель начальных классов

Возраст учащихся: 4 класс

Цель занятия:

  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся
  • Популяризация государственных символов Российской Федерации
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся
  • Развитие творческих способностей школьников

Задачи:

  • дать учащимся представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»)
  • рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней
  • организовать дискуссию и конкурс рисунков

План занятия:

I. Символы государства;

II. Российский герб:

  • Святой Георгий Победоносец;
  • двуглавый орел;

III. Государственный флаг;

IV. Гимн России.

         V. О науке Геральдике (сообщение учащегося)

VI. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

VII. Рефлексия. Викторина Символы России (по материалам классного часа)

VIII.Официальные символы государства:

  • Столица нашей Родины – Москва.
  • Президент России – Д.А.Медведев.
  • Конституция – основной Закон.

         IX. Неофициальные символы государства.

X.  Подведение итогов. Награждение лучшего художника и знатока символики

Основные понятия: герб, флаг (знамя), гимн.

Оборудование занятия: мультимедийный проектор, изображения российских флага и герба (желательно крупные); музыкальная запись гимна Российской Федерации; слова текста гимна, листы бумаги для конкурса «Герб школы», фломастеры.

Ход занятия.

Учитель: Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, леса; любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, о знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха…Конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (Храм Василия Блаженного), Храм Христа Спасителя… Вспомнившие о русском воинстве назовут “Прощание славянки” или Георгиевский крест… А кто-то, возможно, обратит мысленный взор к своей малой родине.

 Сегодня наше занятие посвящено символам России, в ходе которого вспомним и повторим официальные и неофициальные символы Российской Федерации займемся творческой работой.

        “Знаки и символы управляют миром…” - высказывание Конфуция послужит эпиграфом сегодняшнего занятия.

  1. Символы государства (слайд 1,2)

Учащийся читает Стихотворение «Я - Россиянин!»

-        Какие вы знаете символы нашей Родины?

Если дети затрудняются с ответом, то учитель им помогает вопросами: какой символ России поднимают в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях, во время государственных праздников? Какая музыка при этом исполняется? Если ученики все равно не могут ответить, учитель говорит: у всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Это — герб, флаг и гимн.

II. Российский герб (слайд 3)

Далее учитель объясняет, что такое герб и для чего он служит.

-        Дети, кто знает значение слова «герб»?

Учитель объясняет: у всякого государства и почти у всякого города  есть свой отличительный знак. Такой знак мы называем «герб». (Учитель записывает это слово на доске.) Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей  Родины — России.

При этом учитель предлагает ученикам рассмотреть изображение современного герба России.

-        Посмотрите на герб и скажите, очертание какого старинного вооружения напоминает герб? (Щит).

Опишите герб: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла — скипетр и держава. Скипетр — это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава — это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.

Три короны олицетворяют суверенитет,  как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации.

На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

-        Где мы можем увидеть изображения герба? (Например, он изображен на пограничных столбах, символизируя начало  территории  нашего государства. Его мы видим на монетах. Печатью с изображением герба скрепляются все важные документы).

а) Святой Георгий Победоносец

-        Как называют всадника, изображенного на гербе? Что вы о
нем знаете?

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, мы называем святым Георгием Победоносцем, и это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов. Издавна на Руси почитали святого Георгия Победоносца. В качестве иллюстрации можете использовать репродукцию иконы Чудо Георгия о змии. На Руси его именем часто называл и детей —оно известно в двух вариантах: Егор и Юрий.

Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьем, а конь растоптал змея. Царь — отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.

В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьем змея, является гербом, т. е. отличительным знаком, Москвы — столицы России.

Таким образом, на российском гербе изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьем черного змия — символ зла. б) Двуглавый орел

Расскажите о другой составной части современного герба России - двуглавом орле.

На гербе мы также видим изображение орла. Чем оно необычно? (У орла две головы).

Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток.

-        Крылья орла подняты — почему? (Орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия — могучая страна).

III.        Государственный флаг (слайд4)

Далее учитель предлагает рассмотреть изображение флага России. Наш флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.

- Кто из вас знает, как иначе называется флаг? (Знамя).

Эти слова означают одно и то же, только слово знамя — славянское, а флаг — голландское. Раньше на Руси знамя называли стягом. Знамена появились еще в древности — они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.

-        Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый, синий, красный).

Эти цвета не случайно появились на нашем флаге. Белый цвет означает мир, чистоту, синий — небо, верность и правду, красный — храбрость. Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

-        Когда поднимают флаг?  Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов.  Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

Мы должны гордиться нашим флагом — ему уже более трехсот лет!

22 августа – День Государственного флага РФ.

IV.        Государственный гимн (слайды 5-6)

О каком символе России мы еще не поговорили? (Гимн).

А вы знаете, что такое гимн?

Гимн — это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых, торжественных случаях — каких? Мы уже говорили, что гимн исполняется в случае победы наших спортсменов на международных соревнованиях. Зачем же это делают? Тем самым выражается уважение к стране, из которой происходит спортсмен. Но гимн мы слышим и в других случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы.

Прослушайте музыкальную запись и прочтите текст гимна. (Можно предложить учащимся спеть хором)

Наш гимн величествен, в его словах прославляется наша родина - Россия (обращает внимание учеников на конкретные слова гимна, подтверждающие эту идею). Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.

V. О науке Геральдике.

Сообщение учащегося.

Геральдика - это наука, изучающая гербы, герб - это рисунок на щите. Первые геральдические изображения появились ещё в незапамятные времена. Позже различными рисунками стали украшать щиты и оружие. В XII-XIII веках возникла необходимость классифицировать подобные изображения. Появились такие понятия, как герб и геральдика. За несколько столетий существования, в геральдике выработались чёткие правила изображения и описания гербов.

Вопреки сложившемуся мнению, собственный герб могут иметь не только дворяне и представители высшей аристократии. Например, в Священной Римской империи было несколько тысяч бюргерских фамилий, имевших родовые гербы. Геральдика наука интернациональная и внеклассовая. Известны гербы крестьян и рыбаков, священников  и атеистов, представителей разных национальностей, государств, земель, городов, коллективов и отдельных личностей.
Геральдику принято делить на государственную, территориальную и городскую, родовую (в том числе и личные гербы), и корпоративную.

Составление  «Герб школы»

  1. Выбрать форму герба.
  2. Основа – символ познания (книга, яблоко, глобус и т. д.)
  3. Солнце, желтый цвет – свет, стремление к учению.
  4.  Дубовые листья – мудрость учителей.
  5. Голубой цвет (цвет неба) – безграничные возможности самореализации и творчества.
  6. Красный цвет – цвет победы, радости. Зелёный цвет – молодость, желание развиваться.

Учащиеся рисуют герб. Лучшие работы защищают.

VII. Официальными символами нашего государства также являются:

          Столица нашей Родины – Москва (слайд 7)

          Президент России – Д.А.Медведев (слайд 8)

          Конституция – основной Закон (слайд 9)

VIII. Дискуссия «Можно ли носить символы государства на одежде?»

Мнения учащихся были выяснены заранее с помощью анкетирования. Теперь учащимся предстояло высказать вслух свою точку зрения и отстоять ее.

IX. Викторина «Символы России»

  1. Всадника, порождающего копьем змея, изображенного на печати Ивана III, зовут:
  1. Дмитрий Иванович Донской
  2. Святой Георгий Победоносец
  3. Николай Чудотворец
  4. Князь Игорь
  1. Что означает слово «герб» в буквальном переводе с немецкого языка?
  1. Наследство
  2. Долг
  3. Честь
  4. Слава
  1. Назовите самое короткое слово при расшифровке символа «орел»?
  1. Власть
  2. Сила
  3. Честь
  4. Слава
  1. Что является геральдической основой нашего Российского герба?
  1. Щит
  2. Печать
  3. Двуглавый орел
  4. Скипетр
  1. Назовите одну из форм щита, используемую в качестве основы современного герба РФ?
  1. Варяжский
  2. Итальянский
  3. Французский
  4. Германский
  1. Кто впервые ввел  «бесик»?  
  1. Петр 1
  2. Отец Петра 1 – Алексей Михайлович
  3. Екатерина 2
  4. Иван Грозный  
  1. Назовите дату, когда советский флаг был поднят над Рейхстагом?
  1. 9 мая 1945 года
  2. 30 апреля 1945 года
  3. 1 мая 1945 года
  4. 22 июня 1941 года
  1. Символами чего являются флаги страны и города?       
  1. Символами власти
  2. Символами достоинства
  3. Символами чести и человека
  4. Символами объединения
  1. Что означает в переводе с греческого слово «гимн»?
  1. Петь, славить, хвалить
  2. Стоять по стойке смирно
  3. Чествовать, льстить
  4. Призывать к защите Отчизны
  1.  В какое время по радио можно услышать гимн России?
  1. в 13 часов дня
  2. В 6 часов вечера
  3. В 11 часов ночи
  4. В 6 часов утра
  1.  Как слушают гимн России при его торжественном, официальном исполнении?
  1. мужчины снимают головные уборы
  2. Все прикладывают правую руку к сердцу
  3. Водят хоровод
  4.  Все встают

X. Неофициальные символы России. (Слайды 10-20)

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

  • Сегодня вы познакомились с символами России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой мы все живем.

         

Возможные выводы

-Cимволы России – часть русской истории, воплощение её героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны.

- Все мы должны хорошо знать историю государственных символов России.

- Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным.

- Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, и его истории и культуры.

Неофициальные символа России

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

          Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.

          Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.

Кремль является символом высшего руководства России.

Кремлевские куранты на Спасской башне,  давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.

     О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка  превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.

Тульский самовар с жемчужником на тулове, с фигурной ручкой -веткой является символом русского гостеприимства.

         Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни

        Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Государственные символы России"

Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....

Государственные символы России.

Внеклассное мероприятие...

Презентация "Государственные символы России"

Эта презентация поможет не только в проведении уроков по окружающему миру, но и в проведении различных бесед. В ней содержатся: карта России с видами различных мест, гимн, герб, флаг, портрет Александ...

Государственные символы России

Визуальное знакомство с государственными символами нашей Родины....

Государственные символы России

Цели и задачи; Воспитание у детей уважительного отношения к  государственным символам России - флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине. ...

игра: поле - чудес "Государственные символы России"

Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей возникновения символов нашего государства; воспитание любви, гордости и уважения к Родине....

Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)

На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....