ОРКСЭ."Россия-моя Родина"
методическая разработка (4 класс) на тему

Мягкова Елена Викторовна

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_po_teme.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Россия – наша Родина» (модуль ОСЭ).

                                                                                    Мягкова Е. В., учитель нач. классов  МБОУ Собинского района СОШ №4

г. Собинки

                                         Тема: «Россия – наша Родина».

   Цель: формирование у школьников мотивов к нравственному поступанию, уважение к представителям других народов России.

 

   Задачи:

 - систематизировать знания о государственной символике РФ – Гербе, Флаге, Гимне;

- формировать представление  учащихся о России как великой и прекрасной стране с многовековыми культурными традициями;

- овладевать навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний;

- развивать навыки сотрудничества, умения слушать и слышать.

   

    Основные термины и понятия: Россия, Родина, столица, государство, герб, флаг, гимн.

   

    Формы и виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, беседа, творческие задания, работа в группах, самостоятельная работа с источником информации.

    Оборудование: мультимедийная установка, экран,  карточки с заданиями для групп, плакаты с изображением контура границ России и модели нераскрашенного флага России, презентация.                                                      

 

       Эпиграф: «Человек счастлив, пока у него есть Родина»  

                                                   

                                                       Ход занятия.

1.   Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:

- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. (Ребята вслух повторяют правила работы на уроке:)

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

2.  Мотивация. Введение в тему.

   -Перед тем, как начать разговор на нашем занятии, я предлагаю разгадать вам кроссворд.   (Слайд  2)

1. Отличительный знак страны. Золотой двуглавый орёл – символ России.    (герб)

2. Назовите столицу нашей Родины?    (Москва)

3. Житель страны, который признаёт её законы, любит страну, гордится её, вместе с неё переживает горе и радости.    (гражданин)

4. Государственная песня, которую слушают и исполняют стоя.    (гимн)

5. Население государства, все жители страны?    (народ)

6. Один из основных государственных символов государства, представляющий полотнище определённых цветов?    (флаг)

        

1 г

е

р

б

2 М

о

с

к

в

а

3 г

р

а

ж

д

а

н

и

н

4 г

и

м

н

5 н

а

р

о

д

6 ф

л

а

г

                

- Какое ключевое слово мы получили? (Родина)

- Что такое Родина?  С чего начинается Родина? (Слайд 3)

(Слайд 4-8)    -Когда люди говорят о Родине, многие думают о своём дворе, улице, где играли со своими друзьями, о любимом уголке природы, где привык отдыхать. Также Родиной называют город или село, в котором стоит твой дом, и живут твои земляки. Родиной называют ту страну, в которой он родился. Велика и прекрасна наша страна. В разные времена её называли по-разному: Русь, Россия, Советский Союз, Российская Федерация. Но для других стран и народов страна наша всегда была Россией. Это имя она носит и сегодня.

3.  Объявление прогнозируемых результатов.

   -В результате проведения занятий вы больше узнаете о своей Родине, расширите знания о её истории, государственной символике, праздниках. Сможете выразить своё отношение к Родине.

4.  Предоставление необходимой информации.

   -Сегодня вы будете работать в группах. Вы изучите предложенный материал и поделитесь своими открытиями с одноклассниками.   (Подборку материала смотри в приложении).

5.  Организация и управление процессом усвоения материала.

   Выполнение задания группами, презентация выполненной работы.

1 группа.    Географы.     (Слайд  9)

2 группа.    Историки.     (Слайд  10-13)

3 группа.    Обозреватели.     (Слайд  14)

4 группа.    Литераторы.       (Слайд  15)

6.  Проверка и оценивание ЗУНов

                        Критерии оценки выступления группы.

  1. Выступали как? (Если хорошо, то хлопаем)
  2. Какие вопросы можете задать?
  3. За что похвалите?

    - В заключение предлагаю выполнить итоговое задание :

Каждая группа должна составить «синквейн».

1. Существительное. Родина.

2. Два прилагательных.

3. Три глагола.

4. Предложение о Родине (из 4 – 5 слов)

5. Подобрать синоним.

7.  Рефлексия.

        Подчеркни выбранное тобой.

  1. На уроке я работал

активен, пассивен

  1. Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

  1. Материал урока мне был

понятен, непонятен, полезен, бесполезен, интересен, скучен

  1. Мое настроение

стало лучше, стало хуже

8.  Домашнее задание.    (Слайд 17)

       1. Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.

       2. Нарисовать рисунок или написать сочинение на тему «Моя Родина»

  -И закончить наше занятие хотелось бы такими словами:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы родиной милой зовём!      (Слайд 18)

                                    Приложение  1  (для учащихся)

                                     Материалы для группы «Географы»

   Россия – официальное название – Российская Федерация. Столица – Москва. Площадь 17 мл.75 кв. м. Россия – самое крупное государство на земном шаре. Население 148 млн. человек, русские составляют 82%. Всего на территории России проживает свыше 100 наций и народностей. Официальный (государственный) язык на всей территории – русский. Учёные-лингвисты насчитывают в России 150 языков. Глава государства – Президент РФ, на 6 лет избирается на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании. Сейчас президентом РФ является Путин Владимир Владимирович.

   Задание.    На ватмане, изображающем контур России, написать основные цифры и понятия.

                                   Материалы для группы «Историки»

   К государственным символам любой страны относятся герб, флаг, гимн. Граждане России годятся своими символами. Без них не обходится ни одно важное событие для страны.

Фон герба красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над головами орла мы видим короны, а в лапах он держит скипетр и державу, которые в давние времена считались символами власти. На груди орла помещено изображение всадника – святого Георгия Победоносца, который копьём убивает змея. Змей – символ зла. Он повержен героем, покровителем защитников Отечества.

   Задание.    Описать герб России.

   Днём рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра I. По русским понятиям 17-19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство.

    Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

   Задание.   Раскрасить модель флага в нужной последовательности.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна»

Россией гордимся, России верны,

И нет на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

   Задание.    Как вы думаете, где используют государственный гимн ?

                             Материалы для группы «Обозреватели»

         Мир, окружающий нас, бесконечен и разнообразен. Вещи, предметы. Среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный.

 Задание 1.  - Прочитайте текст в учебнике (с.4 со слов « Духовный мир – это…»  и до конца абзаца) и подготовьте ответы на вопросы:

   

1.        Что включает в себя понятие «духовный мир»?

2.        Какие школьные предметы помогают нам узнать этот мир?

3.        Как еще называют духовный мир?

      Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти  все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

       Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира  может радоваться или тревожиться, быть спокойным или беспокойным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

       Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого  выбрать. Чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким.

       В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению знания, опыт, правила поведения, обряды, обычаи.

      В понятии традиции особо можно выделить культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные  культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится  в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой  внутренний мир чистым, светлым и радостным.

       В нашей стране живут люди, которые  знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

       И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

  Задание 2. – Что такое традиция?

                    -  Приведите примеры народных, семейных, школьных традиций.

                                      Материалы для группы «Литераторы»

   Задание 1.  Соберите пословицы и объясните их смысл.

На чужой сторонушке

и лягушка поёт

Родина–мать

и ворон орла бьёт

У чужой еды

рад своей воронушке

Каждый кулик

и вкус чужой

Где выросла сосна

умей за неё постоять

В своём болоте

своё болото хвалит

У своего гнезда

там она и красна

   Задание 2.   -Стихи сочиняют поэты, но можно попробовать и вам. Есть такая игра – буриме: на заданные рифмы нужно придумать стихотворные строчки, вложив в них смысл. Придумайте четверостишие о Родине, используя рифмы для вашего стихотворения: Родина, смородина, встаёт, у ворот.

   -А теперь сравните с оригиналом – отрывок из стихотворения З. Александровой «Родина»:     (Слайд 16)

                                      Приложение 2 (для педагога)

   Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников.  Формирование познавательной активности возможно  при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков.

   На уроке используется кейс-технологии (работа в группах). Задания в группах различного характера.

   Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

   При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"...

Вводный урок по курсу ОРКСЭ "Россия наша-Родина"

Вводный урок "Россия - наша Родина " можно прводить по любому учебнику данного курса. Конспект урока также можно использовать при проведении классного часа во 2-4 классах на патриотическую тему....

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Цель урока: Формировать  первоначальные знания и представления о культурных традициях; Познакомить с понятием «мировое дерево»;Задачи: Способствовать воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,...

Конспект урока курса ОРКСЭ "Россия-наша Родина-"

Конспект урока курса ОРКСЭ для 4 класса....

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

Учебный модуль ОРКСЭ. Россия - наша Родина

Закрепить знания о значении слова - РодинаВоспитать бережное и уважительное отношение к своей Родине.Воспитывать уважительные доброжелательные отношения между детьми разной веры и нации.Соблюдение тра...

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина

конспект урока ОРКСЭ Россия наша Родина...