Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе.
статья на тему

Основные направления работы с одарёнными детьми

в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_napravleniya_raboty_s_odaryonnymi_detmi_.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы с одарёнными детьми

в начальной школе.

Учитель МБОУ СОШ №4

Хрулева Анжела Викторовна

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых и высоко мотивированных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучайно в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечена необходимость развития творческой среды для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе.

 Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развитие способностей каждого ребёнка- это введение новых государственных стандартов.

 Согласно ФГОС второго поколения учебно- воспитательный процесс необходимо направлять на создание условий для развития личности каждого ребёнка. На первый план выходит поисково- творческий характер обучения- личностно- развивающая парадигма. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог(создаёт каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и даёт ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

Задачи:

создать систему целенаправленного выявления и отбора одарённых детей;

создать банк данных одарённых и высоко мотивированных детей;

организовать работу с одарёнными детьми через систему учебной и внеучебной деятельности;

способствовать развитию творческой одарённости обучающихся через систему дополнительного образования.

Цели:

раскрытие творческого потенциала личности;

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся с различным уровнем одарённости;

 Работая в данном направлении, учителя руководствуются следующими программно- методическим обеспечением:

Устав школы;

Программа «Одарённые дети»;

УМК «Школа 2100»(проблемно- диалогическое обучение прогнозирует создание проблемной ситуации, разрешая которую ученик раскрывает свои способности, реализует свои возможности), УМК «РС Л. В. Занкова»(развитие всех, даже самых слабых учащихся, а мотивированным учащимся позволяет в полной мере раскрыть свои способности и возможности);

Программы деятельности классных коллективов;

Отбор, регулярное пополнение, изучение методической литературы по данной теме;

Возможности Интернета.

В период подготовки детей к обучению в 1 классе в Школе будущего первоклассника мы начинаем работу по выявлению способностей будущих первоклассников и определяем их интеллектуальный уровень. Учителями курсов проводится первичная диагностика. По полученным результатам проходит собеседование с родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям, которые будут учить детей в 1 классе, и рекомендации родителям по особенностям воспитания и работы с их конкретным ребёнком. Эта работа будет продолжаться в течение обучения ребёнка в начальной школе.

 Составляя программы по предметам и воспитательную программу классного коллектива, педагоги уделяют особое внимание работе с одарёнными и высоко мотивированными учащимися и их родителями.

Работа с одарёнными детьми на уроках включает:.

Использование современных образовательных технологий и методов:

технологии развивающего и проблемного обучения;

технология критического мышления;

информационно- коммуникативные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

Технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребёнку;

деятельностный метод;

проектная и исследовательская деятельность учащихся;

Работа на уроке «консультантов»(мотивированные учащиеся в определённой образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в образовательном процессе);

 Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

Предложение обучающимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера(приветствуется их собственная инициатива).

Внеурочную деятельность в работе с одарёнными детьми составляют:

Внеклассная работа по учебным предметам;

Выставки творческих работ обучающихся;

Участие в школьных и городских предметных олимпиадах, конкурсах(по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии).

Активное и результативное участие во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах(«Русский медвежонок», «Кенгуру».)

Активная проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на научном обществе младших школьников и школьной конференции.

Дистанционные курсы интеллектуальной и творческой направленности(по выбору детей).

Развитие творческой одарённости через систему дополнительного образования

Расширение на базе школы кружков, секций по интересам по социальному запросу родителей и обучающихся.

 Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого обучающегося.

 Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями. Опыт показывает, что развитию одарённости мотивированных обучающихся способствуют высокие познавательные интересы родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребёнком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность- общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем.

Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребёнка для них всегда более приоритета, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителей и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения который может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Работа с родителями в данном направлении включает:

Проведение тематических родительских собраний «Роль семьи в формировании личности одарённого ребёнка», «Одарённый ребёнок. Какой он?», «Развитие творческого потенциала младших школьников».

Групповые консультации для родителей: «Современная семья: трудности и надежды», «Одарённый ребёнок в семье и школе» и т п

Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей.

Необходимо поощрять детей(грамоты дипломы).

Надо стараться развивать и поддерживать высокий уровень школьной мотивации.

Дети быстро взрослеют. Жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А каждый ребёнок талантлив по- своему. Выявление и воспитание одарённых, талантливых детей, безусловно важный вопрос. Наша задача- так построить учебную и внеурочную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие в себе ростки опережающего развития в той или иной области, были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Основные направления работы с одаренными учащимися   первой ступени  МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

Основные направления работы с одарёнными детьми.

В статье даётся анализ работы с одарёнными детьми....

Основные направления работы с одарёнными детьми в начальной школе

в статье изложен опыт автора по организации работы с одарёнными детьми в рамках учебной и внеурочной деятельности в начальных классах. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/osnovnye-na...