Классный час "Лейся, песня русская"
классный час (3 класс) по теме

Жиркова Галина Владленовна

Классный час посвящен привитию любви детей к русским традициям, русской песне. Показывает связь русской песни с народными традициями и праздниками. Данный материал можно использовать на уроке музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лейся, песня русская130 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Лейся, песня, русская!»

ЦЕЛИ: I. Познакомить с некоторыми особенностями русской народной музыки и песни.

Р. Развивать певческие данные на основе русской народной песни.

  1. Пробудить интерес к народной культуре.
  2. Воспитание любви к своей родине, к своему народу и его традициям.
  3. Воспитание стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

Оборудование: компьютер, проектор, аккордеон, атрибуты русской народной посуды, живописи, инструментов, одежды.

ХОД УРОКА.

I. - Сегодня, ребята, на классном часе мы отправимся в путешествие в мир творчества русского народа.

-        Каждый народ на протяжении веков создавал свой язык, свою кульуру, национальную музыку и самобытные музыкальные инструменты.

  • Культура русского народа очень своеобразна. Подтверждением этого является наша выставка, на которой представлены предметы, используемые в быту русским народом.
  • Эти предметы непосредственно связаны с русскими народными промыслами, с которыми мы знакомились на уроках рисования. Давайте вспомним и назовем их.

(Хохлома, гжель, дымка, жостовская, городецкая и полх-майдановская росписи)

-        От всех этих предметов веет русским духом. Давайте вдохнем глубже этот воздух, чтобы наполниться им до краев и проникнуться до
глубины души словами А.С.Пушкина:

-Здесь русский дух, здесь Русью пахнет.

 II.- О Русь, 0 Россия! Как ты прекрасна и любима русским народом! Поэтому в своем творчестве он обращает свой взор именно к тебе. Сейчас я вспомнила замечательные слова русского поэта С.Д.Дрожжина:

Во всей тебе и мощь видна,

 И сила с красотой,

Недаром ты и названа

 Великой и святой.

Дрожжин не является единственным русским поэтом, который в своем творчестве показывает огромную любовь к Родине. Вы, ребята, убедились в этом, изучая произведения русских поэтов на уроках чтения.

Давайте вспомним наиболее понравившиеся вам слова. (Ребята читают по несколько строк из стихов русских поэтов).

-        С чем ассоциируется у поэтов слово "Родина"? (С широкими просторами,
с русскими реками, городами, с церквями, с белой березой, с родной матерью).

III.     Стихотворениями о родине русская поэзия богатела веками. Сейчас я  хочу предложить послушать фрагменты песни,  написанной на стихи замечательного русского поэта Сергея Есенина. Ваша задача прослушать песню и определить,  о чем поется в ней,  какого характера мелодия,  и обратить внимание на строение мелодии. (Дети слушают песню "Русь" в исполнении Любови Успенской).

  • О чем поется в песне? (О просторах России,  о любви к родине,  к русским храмам).
  • Может,  кто-нибудь  запомнил слова,  которые подтверждают сказанное вами?
  • Определите характер мелодии.  (Тоскливая,  напевная,  проникнутая теплом,  нежностью,  страстная).
  • Если бы не звучали слова, что подсказало бы вам, что в ней поется о Руси? (свон колоколов).
  • Что заметили особенного в стороении мелодии? (Мелодия состоит из двух музыкальных фраз,  которые на протяжении всей песни повторяются).

  • Почему композитор написал музыку именно такого строения? Ведь эта особенность присуща русской народной песне. (Таким строением композитор пытался как можно ближе авторскую песню приблизить к народной песне).
  • Имея такое строение, мелодия русской народной песни очень быстро запоминается и в то же время легко исполняется, т.к. мелодия заключается в диапазоне звукоряда.

IV. Давайте вспомним этот звукоряд, (Проводится распевка)

  • На уроках музыки мы не раз обращались к русской народной песне. Я хочу предложить вспомнить некоторые из них. Я буду играть вступление, а ваша задача - вспомнить название пенни. (Играются вступления к песням "Как у наших у ворот", "Во поле береза стояла", "На зеленом лугу").
  • Сейчас мы пропоем по одному куплету, а вам надо определить, что общего в этих песнях, какую особенность можно выделить в них. (Исполняются подряд все три песни)
  • Что особенного заметили вы во всех этих песнях? (Повторяются слова "люли", "эх-вох").
  • для чего применял эти слова русский народ в своих песнях? (Для рифмы, для поднятия настроения).

V.  - В.наше время для возрождения русской песни создается огромное количество русских фольклорных коллективов, которые исполняют песни без аккомпанемента или под музыку русских народных инструментов. Назовите их. (Деревянные ложки, трещотки, балалайка, гармошка и т.д.)

-        Но в наше время русскую народную песню исполняют под эстрадную музыку. Сейчас мы послушаем русскую песню "Вот и шел я по дороге".
А вы постарайтесь подметить еще одну особенность исполнения русской
народной песни. (В песне выделяется особенность - речетатив)


VI. - Русская народная песня , как правило, сопровождается танцем -

-        медленным хороводным или ярким задорным. Совмещая песню с танцем,
русский человек забывает свои проблемы и чувствует себя самым счастливым. Чтобы вы убедились в моих словах, я вам предлагаю исполнить русский веселый танец. (Проводится физ. минутка).

VII. Русская народная песня связана с деятельностью человека (с его трудом и отдыхом), с его традициями, с праздниками. Многие праздники были забыты, но сейчас происходит возрождение культуры русского народа.

В преданиях русского народа день 15 февраля отмечен замечательным праздником природы. Русский народ  верил, что в этот день, названный "стречань" (что означает "встреча"), встречается зима с летом, чтобы побороться, кому идти вперед, кому возвращаться назад. В этот день, как правило, то подует сильно ветер и пойдет снег, то ветер успокаиваете  ярко светит солнце, именно эта происходит в течение всего дня, никто не хочет уступать. Но, несмотря на это, разговор между зимой и летом происходит очень добрый и приветливый. Лето говорит: "Помогает тебе Бог, зима!". Зима отвечает: "Дай Бог здоровья!". "Ты видишь, - говорит лето, - что я уже  наделала и наготовила, довольно ты уже попила и поела".

              Но мы с вами прекрасно знаем, что лето не может наступить, пока не пройдет замечательное время года. Назовите его. (Весна).

-        В нашей природной полосе весна не торопится. Ведь не зря Тютчев говорил:

Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

Вот и человек, только почувствует дуновение весеннего ветерка, мечтает о приходе весны. В его воображении тут же встают картины весенней природе. Сегодня на уроке мы познакомимся с песней "Перед весной"


  • Я исполню эту песню, а вы, внимательно прослушав ее, постарайтесь представить картины природы, о которых мечтает народ в этой песне, и затем дома нарисуйте их. (Исполняется учителем песня "Перед весной")
  • Назовите приметы весны.
  • Определите характер песни.
  • Почему такой характер?

-  Какие особенности, о которых мы с вами сегодня говорили, используются в этой песне?

(Разучиваются 3 куплета рус. нар. песни "Перед весной")

VIII. Сегодня наш классный час, на мой взгляд, превратился в праздник русской народной песни. Но ведь ни один праздник не обходится без частушек. Для чего их создавал народ? (Чтобы высмеивать, критиковать или, наоборот, прославлять поступки людей, их дела и т.д.) На нашем празднике ребята исполнят несколько частушек, а ложкари помогут мне аккомпанировать на деревянных ложках. (Исполняются частушки).

 IX. ВЫВОД. 0 чем мы сегодня говорили?

  • О русской народной песне.
  • Что узнали нового?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Песни военных лет"

Дети познакомились с песнями военных лет и историей их создания. Роль военных песен была велика. Они нужны были всем: солдатам помогали в друдные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто...

Классный час "Песни военных лет"

Дети познкомились с песнями военных лет и историей их создания. Велика роль песен была. Они нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал,...

Сценарий классного часа "Песня на войне"

Сценарий посвящен Дню Великой Победы...

Сценарий классного часа "Песни, опаленные войной"

Данное занятие способствует воспитанию у учащихся чувства уважения и благодарности к подвигу участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г. Знакомит детей с песнями военных лет, воспевающими му...

Классный час "Песни войны"

Песни о войне можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.  Песни рождались на фронте и в тылу. Одни были из довоенной жизни, другие появились после окончания войны. И в...

Презентация к классному часу "Песни, опалённые войной"

Данная презентация подойдёт для классного часа ко дню Победы. В ней представлены названия песен, авторы и фотографии....