Классный час "Песни войны"
классный час (4 класс) на тему

Полчанинова Светлана Леонидовна

 Песни о войне можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.  Песни рождались на фронте и в тылу. Одни были из довоенной жизни, другие появились после окончания войны. И все они повествуют о тяжёлых годах в истории нашей Родины. Песни о войне для людей старшего поколения волнующие, суровые воспоминания, для молодёжи -  олицетворение подвига их сверстников.

Цель классного часа: обобщить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне; развивать чувство патриотизма у школьников, воспитывать гармонически развитую личность, учить детей делиться эмоциями, чувствами, переживаниями после прослушивания музыкальных произведений; создать условия для ознакомления с творчеством поэтов и композиторов, которые писали песни о войне.

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesni_voyny_1_doc.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Полчанинова Светлана Леонидовна

высшая квалификационная категория

г. Таганрог, Ростовской области,

МАОУ СОШ №12

начальные классы

УМК «Начальная школа XXI века»

классный час «Песни войны»

4 класс

45 минут

              Песни о войне можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны.  Песни рождались на фронте и в тылу. Одни были из довоенной жизни, другие появились после окончания войны. И все они повествуют о тяжёлых годах в истории нашей Родины. Песни о войне для людей старшего поколения волнующие, суровые воспоминания, для молодёжи -  олицетворение подвига их сверстников.  

Цели: обобщить и систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне; развивать чувство патриотизма у школьников, воспитывать гармонически развитую личность, учить детей делиться эмоциями, чувствами, переживаниями после прослушивания музыкальных произведений; создать условия для ознакомления с творчеством поэтов и композиторов, которые писали песни о войне.

Оформление классного часа:

  • Выставка рисунков  на военную тематику, плакат «Песни войны»;
  • Детские сочинения «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
  • Шары для украшения;
  • Стулья для детей полукругом и для зрителей в зале;
  • Фонограмма к празднику;

План проведения:

  1. Вступление.
  2. Начало войны «Священная война».
  3. Фронтовые будни. «Тёмная ночь»
  4. Отдых на привале. «Смуглянка».
  5. Подвиг. «На Безымянной высоте».
  6. Победа. «День Победы».

  1.  Вступление. (Слайд №1)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Открываем наш классный час «Песни войны». И сегодня он будет посвящён одной из печальных страниц в истории нашей Родины.

Звучит песня «Дети о той войне»

Вы прослушали песню. О чём поют дети? О каких событиях? (Дети отвечают)

Да, это Великая Отечественная война. Что вы знаете об этой войне?

Ответы детей учитель обобщает.

(Слайд №2.)

  1. Великая Отечественная война началась 22июня 1941года и завершилась 9 мая 1945 года.
  2. Фашистская Германия вероломно напала на СССР.
  3. Битва за Москву, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курское сражение, Битва за Берлин – ключевые события этой войны.
  4. Все встали на защиту Родины. Мужество, героизм, смелость, отвагу проявляли не только солдаты, на  полях сражений,  но и женщины, и дети, и пожилые люди, которые оставались в тылу.


Наши деды и прадеды не жалея сил и жизни защищали Родину. Но и те, кто работал в тылу: лечил солдат, изготавливал оружие, шил одежду – все заслуживают наших слов благодарности и самых высоких наград. Каждый день мы должны быть им благодарны.  Ваши сочинения, представленные здесь, ваши рисунки говорят о том, что память о Великой Отечественной войне живёт в наших сердцах и передаётся из поколения в поколение.  Печальные события того времени невозможно забыть.

        С самого первого и до последнего дня песни звучали на войне. Песни военных лет мы можем назвать летописью Великой Отечественной войны. Они поднимали солдат в атаку, помогали отдохнуть после боя, давали надежду тем, кто был в тылу.

        Сегодня мы вспомним  песни о  войне. Для наших прабабушек и прадедушек  - это трудные годы, окопы, атаки, бомбёжки,  горечь утрат, для бабушек и дедушек – воспоминания о родных, не вернувшихся с фронтов, а для  нас и наших родителей – это  символ трудных лет Великой  Отечественной войны, с которым связаны рассказы старших, книги и кинофильмы.

«Никто не забыт, ничто не забыто»-

Горящая надпись на глыбе гранита

Поблёкшими листьями ветер играет

      И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья  - гвоздика

Никто не забыт, ничто не забыто.

А.Шамарин http://chudetstvo.ru

Каждая группа получила перед классным часом задание. Собрать информацию об одной из песен о войне. Что же вы узнали?

  1. Начало войны. Песня «Священная война» (Слайд №3)

Выступает 1 группа детей.

Звучит песня «Священная война» музыка Александра Васильевича Александрова, слова Василия Ивановича Лебедева-Кумача

 (1 куплет)

1 ученик: На рассвете 22 июня 1941 года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда человека в Советском союзе, который бы не хотел хоть чем-то помочь фронту, помочь стране, народу выстоять в этой страшной борьбе.

2 ученик: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»  Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.                 3 ученик: Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
 4 ученик: Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале в Москве, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
5 ученик: С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

 6 ученик: Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

Ведуший: Давайте споём эту песню все вместе.(Дети встают и поют)

Какие чувства и эмоции она вызывает? Поделитесь!

Ведущий: Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам и добровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.

Эта удивительная песня, создана в годы тягчайших испытаний.

  1. Фронтовые будни. «Тёмная ночь». (Слайд №5)

Выступает 2 группа детей.

Звучит песня «Тёмная ночь»  музыка Никиты Владимировича Богословского, слова Владимира Гариевича Агатова (1 куп)

1 ученик: Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темной ночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у него столько времени, сколько песня звучит сейчас. Картина «Два бойца» снималась в сорок втором году в Ташкенте. Необходимо было записать песню к этому фильму.

2 ученик: Режиссер Леонид Луков вспоминал, как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять раз повторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной, проникновенности, лиризма. И вот наконец Марку  Бернесу удалось добиться того единственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, и композитор, и поэт Владимир Агатов.

3 ученик: С этого утра началась долгая жизнь «Темной ночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких, затемненных городах эта песня очень помогала ждать.

4 ученик: А потом была Победа, но триумфальное шествие «Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда Иван Семенович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего класса Уильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я с радостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас в Америке очень любят...»

Ведущий: Посмотрим отрывок из фильма «Два бойца» и послушаем песню «Тёмная ночь» в исполнении Марка Бернеса.

Поделитесь, что вы ощущаете, когда слушаете эту песню?

  1. Отдых на привале. «Смуглянка». (Слайд №6)

  Выступает 3 группа детей.   

           

Звучит отрывок песни «Смуглянка» музыка  Анатолия Григорьевича Новикова, слова Якова Захаровича Шведова (1 куплет)

Ведущий: С это песней произошла странная и неожиданная метаморфоза. Из мирной она  стала военной, обрела  новый смысл.  Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и родной природе, она зазвучала как рассказ, как напоминание о   мирной жизни, за возвращение которой шла война. Заново родившись, песня эта помогала воевать. Она стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли.

  1 ученик: Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Она была по своему складу лирической, игровой.      

2 ученик: Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война...

«Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.

3 ученик: В 1944 году Новикову позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, и спросил, нет ли у него новых песен. Новиков принес несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». Именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
4 ученик: «Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня современная. Очень любили бойцы, когда выдавалась минутка отдыха. Сразу собирались группами, начинали петь и танцевать.

Ведущий: Выступают ученики 4 «А» класса с песней «Смуглянка»

Как вы думаете, почему солдаты очень любили эту песню?

  1. Подвиг. «На Безымянной высоте». (Слайд №7)

Выступает 4 группа детей.

Звучит отрывок песни «На Безымянной высоте» музыка  Вениамина Ефимовича Баснера, слова  Михаила Львовича Матусовского (1 куплет)

Ведущий: Когда слышишь эту песню, даже не верится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда — из войны. (Слайд №8).

         События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало.      Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь, пока высотой не овладели советские войска.

     

1 ученик: Поэт Михаил Матусовский не любил придумывать сюжеты для песен. Он искал их в реальных событиях. Работая во время войны во фронтовой газете, Матусовский писал стихи, очерки, заметки.   В начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил Матусовского и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню. Просматривая военные блокноты, Матусовский  и нашёл запись о подвиге восемнадцати солдат на Безымянной высоте.

2 ученик: В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение! – говорил Михаил Матусовский. Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. После нескольких забракованных вариантов, мелодия совершенно неожиданно родилась в вагоне дневного поезда по дороге домой.  Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

  3 ученик:Так и родилась песня-воспоминание о буднях войны, песня о долге, о совести. После фильма ее пели повсюду уже многие замечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителем был народный артист Советского Союза Юрий Гуляев.

4 ученик: На месте  боя и гибели бойцов был сооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая «обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машины притормаживают и дают продолжительные гудки…

Ведущий: Послушаем песню «На Безымянной высоте» и посмотрим кадры военной хроники.

В окрестностях Таганрога тоже есть высота, за которую шли ожесточённые бои. Называют это место Самбекские высоты.  Там сейчас расположен мемориальный комплекс и будет строиться музей.


6. Победа. «День Победы»  (Слайд №9)

Выступает 5 группа детей.

Звучит отрывок песни «День Победы» музыка Давида Фёдоровича Тухманова, слова Владимира Гавриловича Харитонова. (1 куплет)

Ведущий: Эта песня стала одной из самых любимых. Это песня-поэма о прошлом, которая трогает до слёз ветеранов и заставляет учащённо биться  сердца молодых.

1 ученик: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.

 2 ученик: Новую песню не сразу приняли в композиторских кругах, на радио и в музыкальных издательствах.  Получилось так, что после праздничного «Огонька», она довольно долго не звучала в эфире.  

3 ученик: И лишь через полгода, на концерте в честь Дня милиции песня получила полное и заслуженное признание. Песню исполнил Лев Лещенко. Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что он встал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда осталась  в репертуаре военных песен.

4 ученик: Полюбившаяся мелодия непременно звучит на торжественных собраниях, линейках, концертах, в армейской аудитории. Ветераны Великой Отечественной войны считают её своей фронтовой песней.

Ведущий: Предлагаю вам спеть эту песню. 

Расскажите, какие чувства вы испытываете, слушая эту песню?

 

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш классный час. Много интересного сегодня мы узнали.  Песни войны поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, дарили воспоминания о мирной жизни, о доме, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужны были солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам, добровольцам, ополченцам, труженикам тыла. Эти песни живут до сих пор.

Ведущий: Предлагаю вам проголосовать. Какая песня вам больше всего понравилась? Какая заставила ваше сердце биться учащённо? Подумайте. Прикрепите ромашку под названием той песни, которую выберите.

        А пока проходит голосование, зрителям предлагаю ознакомиться с нашей выставкой рисунков и сочинений о войне.

 Подводятся итоги и песню победительницу исполняют ещё раз.

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Война и дети".

Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....

Классный час "Война 1812 года"

Тема «Отечественная война 1812 года»Цели занятия1. Сформировать представления о войне 1812 года.2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.3. Воспитывать патри...

Классный час война 1941 года

В данной презентации рассказывается о потерях, которые пережили советские люди, о героизме и вере в победу....

классный час "Война 1812 года"

классный час "Война 1812 года"...

классный час "Войной украденное детство"

Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

классный час "Война ворвалась в детство, в юность"

Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация....