классный час "Война ворвалась в детство, в юность"
классный час на тему

Мугинова Татьяна Александровна

Этот классный час посвящен детям-участникам Великой отечественной войны. Также на классном часе использовалась презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_voyna_vorvalas_v_detstvo_v_yunost.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Впрочем, это было так давно,

Что как будто не было – и выдумано…

Может быть, увидено в кино,

Может быть, в романе вычитано…

 (песня «В землянке»)

Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас  живут пожилые люди,  которым в годы войны было 8-12 лет  и они наравне со взрослыми работали на полях и фермах, воевали  в партизанских лесах и на линии фронта,  приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют.  А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века.

- Семь десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память о их подвигах до сих пор жива. Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, книги, памятные даты. В наше время существует много исторических музеев, которые реконструируют битвы. Сегодня наш классный час будет посвящен детям-героям войны.

Ребятам того времени пришлось многое испытать. До войны у них было такое же счастливое детство, как и у вас. Но 22 мая 1941 года перечеркнуло всю их жизнь.

(песня «22 июня»)

Итак, начнем с предыстории…

Июнь. Клонился к вечеру закат.

 И теплой ночи разливалось море.

 И раздавался звонкий смех ребят,

 Не знающих, не ведающих горя.

 Июнь! Тогда еще не знали мы,

 Со школьных вечеров домой шагая,

 Что завтра будет первый день войны,

 А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

(После стихотворения раздаётся звук разрывающихся бомб.)

Июнь. Лето. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: дети играли на улице, старшеклассники возвращаются с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. В воскресенье в 4 часа утра немецкие войска пересекли границу нашей страны. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду.

“В блокадных днях

 Мы так и не узнали:

 Меж юностью и детством

 Где черта?..

 Нам в сорок третьем

 Выдали медали.

 И только в сорок пятом –

 Паспорта.

 И в этом нет беды...

 Но взрослым людям,

 Уже прожившим многие года,

 Вдруг страшно оттого,

 Что мы не будем

 Ни старше, ни взрослее,

 Чем тогда...”

Война перечеркнула всё. Привычная жизнь превратилась в ад: деды, отцы, старшие братья уходили на фронт и не возвращались, бомбы сыпались на наши головы, начался голод, школы стали закрываться, женщины и дети пошли работать на заводы, где выпускали снаряды. Гибли целыми семьями, появилось много сирот. Но всё это нас не сломило. Мы боролись.

“Мы великих дел не вершили

 И по трижды чужой вине,

 Как солдаты,

 В землянках жили,

 Умирали,

 Как на войне”.

Эта Война отучила детей  плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем –  фашистские застенки. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках.

Советское командование пыталось вывезти взрослых и детей подальше от мест боев или оккупированных территорий. Однако не всем удалось покинуть родные края.

Некоторых, разбирали немецкие помещики, и они становились батраками. Кто официально работал, получал рабочий паспорт, где указывалось его фамилия, имя и отчество, а также данные его хозяина. Бывали случаи, что за хорошую работу хозяин платил им деньги.

Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.:

- Страшная война коснулась всех и особенно детей. Все они были лишены детства. В один день ребята повзрослели. Многие воевали на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они хотели также, как и взрослые защищать своё Отечество. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Узнавая об этих героях, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.

Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.

Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых.

Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков. В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. В некоторых цехах они составляли 80 % состава рабочих. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.

Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты.

Учащиеся школы № 6 г. Калинина пишут письма домой под диктовку раненых бойцов, находящихся на излечении в госпитале.

В столярной мастерской Дома пионеров г. Ленинграда. Подростки изготавливают санитарные ящики.

Взрослые и дети собирали посылки, которые посылали на фронт. Как вы думаете, что было в этих посылках?

Школьники Октябрьского района Ленинграда упаковывают ящики с подарками бойцам Красной Армии.

Учащиеся 3-го класса женской школы № 216 Куйбышевского района г. Ленинграда готовят кисеты в подарок фронтовикам.

Солдаты, получая посылки с теплыми вещами – носками, варежками,  с теплыми письмами, в которых были пожелания поскорее прогнать ненавистных фашистов с нашей земли, напевали простую песенку:

«Принесли мне в землянку посылку,

И повеяло теплом.

И забилося сердце так пылко,

И я вспомнил отчий дом.

Адрес краткий на пакете, там написано одно:

Или Пете, или Феде,

Или Мите, все равно.

Я не тот, не другой и не третий,

Но принять подарок рад.» (Из книги С Зааловой «Маленький солдат».)

В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл.

Школьники колхоза «Белорусский Труженик» собирают грибы для Красной Армии и населения города.

В те суровые военные годы дети рано становились взрослыми. Отцы уходили на фронт, матери работали на заводах, иногда ночевали в цехах. Все заботы по дому, о младших братьях и сестрах ложились на плечи подростков.

(стихотворение В. Берестова «Мужчина»)

Отца на фронт призвали.  
И по такой причине  
Я должен жить отныне,  
Как следует мужчине.
Мать вечно на работе.  
Квартира опустела.  
Но в доме для мужчины  
Всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра.  
Подметена квартира.  
Посуду мыть несложно -
На ней ни капли жира.

С трёх карточек талоны  
Стригут мне в гастрономе.  
Кормилец и добытчик.  
Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен,  
Что стал отцу заменой.  
Но в жизни той далёкой,  
Блаженной, довоенной,
Отец не занимался  
Подобными делами.  
Мать заменила папу.  
Я помогаю маме.


Наравне с взрослыми дети и подростки все отдавали фронту, пережили серьезные испытания, чтобы приблизить День Великой Победы. О нелегких военных буднях вы можете прочитать в книгах  «Медаль за бой, медаль за труд», «Дети военной поры», «О подвигах, о доблести, о славе...», «Маленький солдат» и других.

Теперь вы знаете, что победа ковалась не только на фронте. Без тружеников тыла, без самоотверженного труда не только взрослых, но и детей, ваших сверстников, одержать победу в такой масштабной войне было бы невозможно. Надеюсь, теперь вы больше узнали о том, как трудились дети и подростки в годы Великой Отечественной войны. Это очень важно - знать и помнить героические страницы истории нашей Родины.

- С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали – не просили! – убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали на год, а то и на два свой возраст. Война – дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии. Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием – вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

- За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были удостоены Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик.

Коля Крыжков.

Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей “За боевые заслуги”, “За взятие Кенигсберга”, благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. После войны был заместителем начальника группы “Поиск”, собирал материалы для “Книги Памяти”.

Толя Рябков.

Началась блокада Ленинграда, Толе Рябкову было 13 лет. К ноябрю месяцу 1941 г. с улиц исчезли кошки и собаки. Мать с сестрой еще кое-как держались, а Толя тогда слег. Сам не мог вставать с кровати и точно бы умер, не окажись рядом воинская часть. Как и множество других детей войны, Толика Рябкова от неминуемой смерти спасли солдаты. 15 декабря 1941 года 96-й артиллерийский полк взял его на довольствие. Голодный паренек попал на полковую кухню. В артиллерийском полку сразу же нашлось место для маленького солдата. Анатолий попал в отряд связистов. Сперва он просто сидел на коммутаторе и соединял телефонные провода. Так как взвод связи каждый день нес огромные потери, Анатолия послали на передовую. 23 февраля 1942 года 13-летний Толик Рябков принял присягу, стал красноармейцем и получил табельное оружие. Вскоре красноармеец Толя Рябков получил неожиданный сюрприз. На войне он встретился с собственным папой. Оказалось, что командир полка, к которому его приписали, воевал вместе с его отцом в "зимнюю войну". Вместе они брали Выборг. Вот и решил офицер сделать приятное боевому другу – отправил сына своего полка служить под его начало. Для Анатолия война закончилась в 1943-м. Как раз тогда вышел приказ о зачислении всех сынов полка в Суворовские училища. Идти туда он не захотел. Вернулся домой, но в нормальную школу сумел отходить всего недели две. По счастливому стечению обстоятельств, попал юнгой в Кронштадт. Там и служил до 1955 года.

Юнбат Иванов.

“ Ему было одиннадцать лет, когда его, умирающего от голода, вывезли из Ленинграда на фронт товарищи отца, служившего наводчиком орудия на одной из батарей 577-го гаубичного артиллерийского полка”, - рассказывает Виктор Петрович Иванов, автор нескольких книг о войне и о судьбах ее детей, лауреат многочисленных литературных премий. Тогда, в марте 1942 года, его, исхудавшего до дистрофии, откармливали буквально по ложке в день. И уже через две недели, приняв военную присягу, надев солдатскую шинель и сапоги, Виктор стал полноправным красноармейцем. Его определили в штабную батарею и назначили связным штаба полка. Был на передовой, “угощал фашистов огоньком”, помогая отцу у боевого орудия. Однажды ночью, доставляя пакет в штаб, Юнбат(Виктор) Иванов, как называли его в батарее отца, наткнулся в лесу на разведывательную группу фашистов. Мальчишка пустился “со всех ног в штаб” с донесением, и вражеский десант захватили врасплох.

Юрий Вашурин.

Лейтенант Вашурин приехал на похороны своей семьи. Дочь оставил у родственников, а сына, учащегося третьего класса, взял с собой, чтобы устроить в Московское суворовское училище. Когда же пришел на вокзал, чтобы отправиться на фронт, снова увидел своего сына, который в категоричной форме заявил ему, что он хочет идти с отцом на фронт. Отец разрешил. В полку десятилетний солдат Юрий Вашурин примерил свою первую солдатскую форму, сапоги, которые искали ему всем полком. А потом был бой, первый в его жизни — за город Лида. Мальчика отправили в штаб, но он ушел из штаба . Ушел к солдатам на передовую. В саперной роте его учили перекусывать кусачками провода, ведущие к фугасам, и таким образом спасать мосты. Юра Вашурин стал сыном танкового полка и даже не задумался над тем, какое сотворил горе для отца, без спроса укатив с танкистами. А у старшего Вашурина не было возможности заняться его поисками. Юный -солдат второй мировой, преодолев все трудности, стал высококлассным специалистом компьютерных систем, кстати, первым в Ульяновске — лауреатом Государственной премии.

Каманин Аркадий.

Аркадий выполнял боевые задания: из штаба авиакорпуса летал в штабы дивизий, на командные пункты авиаполков. В числе прочих заданий выполнил полёт через линию фронта к партизанам для передачи элементов питания для радиостанции. Мотористом на самолете Аркадия служил его ровесник — еще один воспитанник эскадрильи связи Владимир Мухин (1927 года рождения), потерявший во время войны родителей. В 15 лет Аркадий был удостоен своей первой боевой награды - ордена Красной Звезды за спасение пилота разбившегося на нейтральной полосе штурмовика Ил-2. Позднее был награжден вторым орденом Красной Звезды, а затем и орденом Красного Знамени. К концу апреля 1945 года он "совершил более 650 вылетов на связь с частями корпуса и с ВПУ и налетал 283 часа. В октябре 1946 года старшина А. Н. Каманин был зачислен слушателем подготовительного курса Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского.

Валера Волков.

Один из участников партизанского движения, действующего в Севастополе. После смерти отца, убитого фашистами, в 13 лет (по другим данным в 14) становится “сыном полка” 7-ой бригады морской пехоты. Наравне со взрослыми участвовал в боевых действиях. Подносил патроны, добывал разведывательные данные, с оружием в руках сдерживал атаки врага. По воспоминаниям однополчан, любил стихи и часто читал боевым товарищам Маяковского. В июле 1942 года, отражая атаку противника, героически погибает, бросив связку гранат под наступающий танк.

Володя Дубинин.

Был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях Старого Карантина (Камыш бурун) вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Оккупанты вели борьбу с отрядом, базировавшимся в каменоломнях, в том числе и замуровывая выходы из них. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам, не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. Володя Дубинин вызвался помогать саперам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапер и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Похоронен в партизанской могиле, неподалеку от каменоломен.

Валя Котик.

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

   Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

   Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

   Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

   Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Марат Казей.

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

   За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

   Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

   Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Леня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

   Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

   Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

   Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

- Мы узнали сегодня только о нескольких героях, а ведь их тысячи.

- Тяжелые испытания принесла война детям.  До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.

- В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.

- Мы помним всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию.

- Вечная память всем погибшим.

Пусть чисто будет небо над землей,

 Пусть жизни мирной радуются люди!

 А Вас, кто рядом был с войной,

 Мы помним, бережем и любим!

Звучит песня “Пусть всегда будет солнце”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Детство и юность казаков"

Представляю творческую работу своего ученика о том, как проходило детство и юность казачат. Буду признательна всем коллегам, которые выскажут свое мнение....

выпускной вечер в 11 классе " Путешествие из детства в юность"

В сценарии предусмотрены поздравления и вручение номинаций каждому учителю...

Конкурсный классный час "Игрушка моего детства" 3 класс

Данный классный час проводился в рамках районных классных часов по теме "Истоки нравственности"...

классный час "Добрая дорога детства"

Классный час "Добрая дорога детства" для 3-4 класса по правилам дорожного движения....

классный час "Войной украденное детство"

Классный час "Войной украденное детство" с мультимедийной презентацией для учащихся 1-4 классов....

"Таганрог - город детства и юности А. П. Чехова. Интерактивный гид. Авт. Гапич А. Ю., Евтухова А. С.

Интерактивный гид по чеховским местам Таганрога - вариант нестандартного подхода (с использованием элементов перевернутого урока) к представлению темы по курсу литературного чтения (Знакомство с биогр...

Тема урока: Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Тема урока: Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея....