Коррекционная работа в группе продленного дня.
статья по теме

В статье даются некоторые рекомендации по коррекционной работе в ГПД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

   Коррекционная работа в группе продленного дня.

  В законе “Об образовании” говорится, что коррекционная работа -  одно из самых деликатных направлений в педагогической науке. Она проводилась всегда, но в настоящее время стала более актуальна.

    Под коррекционной работой понимают  систему мероприятий,  направленных на исправление соматических, психологических недостатков  или поведения человека с помощью специальных средств психолого-педагогического воздействия, создания условий для компенсации или особой среды для детей с особыми образовательными потребностями.
   

    Коррекционная работа строится не как отдельные упражнения по совершенствованию каких-либо личностных качеств или норм поведения ребенка, а как  целостная система мер, направленных на создание комфортности в обучении младших школьников.

    Решая поставленные задачи,  важно создать о каждом ребенке полную картину его развития, соотнести ее с семейной и школьной ситуацией, с особенностями личности и характера.

    Это в свою очередь возможно при условии осуществления совместных усилий  в деятельности учителя начальных классов, школьного психолога, дефектолога,  логопеда и родителей и воспитателя ГПД.

    Я работаю воспитателем группы продленного дня и хочу поделиться своим опытом работы.

   

    Более подробно хочется остановиться на работе  с неуспевающими детьми.

    I Необходимо установить причины неуспеваемости.

    Есть различные классификации. Если взять за основу классификацию П.П. Борисова, то мы выделим четыре блока причин.

- Педагогическую причину: недостатки преподавания, пробелы в знаниях за предыдущие годы.

 - Социально – бытовые причины: неблагополучные условия жизни, отсутствие режима, безнадзорность ребенка.

 - Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, нарушение двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.

 - Психологические причины: особенности  развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Для определения причин, вызывающих трудности в учебе  работу можно разделить на 5 этапов:

  1. Сбор предварительных данных об ученике, их анализ;
  2. Диагностика с использованием методик;
  3. Сопоставление результатов первого и второго этапов;
  4. Выбор необходимого педагогического воздействия;
  5. Правильное построение работы с учеником

    II Работа по устранению этих причин.

Воспитатель группы продленного дня может и должен включаться в коррекционную работу.

Как было сказано выше, неуспевающих детей можно разделить на 2 группы:

  • дети с ослабленным здоровьем;
  • дети с психологическими причинами

     Понятно, что дети 1 группы пропускают много уроков и часто не могут в полной мере овладеть учебным материалом самостоятельно. Необходимы дополнительные занятия с учителем, воспитателем. При выполнении заданий таким учащимся требуется  уделять больше внимания.  Ориентировать их на изученный ранее материал.

    Дети второй группы нуждаются в специальных занятиях по развитию памяти, внимания, развития речи, расширения кругозора.

    В книге  Г. Мониной, Е Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» разработан тренинг эффективного взаимодействия с такими учениками, приводятся игры, в которые можно играть на уроках и переменах,  после уроков. Тренинг направлен на сплочение детей, отработки навыков командного взаимодействия, повышения самооценки отдельных учащихся.

    Для развития памяти и внимания можно использовать различные игры, которые будут полезны всем детям.

    Я использую в своей работе такие:

 - найди отличия

 - повтори узор

 - угадай, что исчезло, что появилось

 - кто быстрее (в тексте зачеркнуть 1 или несколько одинаковых букв )

 - найди ошибки

Физкультминутки:

 - запретное движение

 - топ – хлоп (даются фразы, понятия, дети на правильный вариант хлопают, на неправильный топают)

Приемы мнемотехники (воспитатель Николаева Н. И.):

Игра «Кто больше» - развитие зрительной памяти, мыслительных процессов, восприятия.

Дети  за 10 – 15 секунд должны запомнить, как можно больше окружающих предметов одного размера или формы, цвета, в названиях которых 2 слога и т.д. Затем они закрывают глаза и перечисляют.

Игра «Прятки» - развивает тактильную память, умение подчинять поведение определенным требованиям)

Несколько мелких предметов ребенок с закрытыми глазами ощупывает двумя руками. Позже эти предметы помещаем среди других, ребенок должен узнать.

Игра «Пары слов» - помогает освоить приемы запоминания, развивает умение связывать слова по смыслу, объединять их.

Яма лопата

Груша  ваза

Конфета друг

Корабль море.

Очень важно развивать речь детей. Для ее развития необходимы:

 - упражнения на развитие мелкой моторике руки (штриховка, разукрашивание, лепка, гимнастика для рук)

Приведу примеры такой гимнастики.

  1. Сжать кисть в кулак, большой палец сверху прижимает 4 остальных. Затем, 4 пальца прижимают большой (10 – 15 раз).
  2. Круговые движения каждым пальцем в отдельности.(8 раз).
  3. Сгибание пальцев в ногтевых и средних фалангах (20 – 25 раз).
  4. Сведение и разведение пальцев (16 – 18 раз).
  5. Поочередное поднимание каждого пальца (5 раз).
  6. Поочередное поднимание каждого пальца и движение им вправо, влево.
  7. Пальцы разведены врозь. Начиная с мизинца последовательно согнуть все пальцы в кулак. Также последовательно разогнуть, начиная с мизинца. (10 – 12 раз).
  8. Большой палец приведен к ладони. Одновременно согнуть 4 пальца и отвести большой. (14 – 15 раз).
  9. Пальцы разведены и опираются на стол. Статическое напряжение мышц кисти (54 – 7раз).
  10. Большой и указательный пальцы опираются о стол. Упражнение «шпагат».

- игры со словами

 - использование приемов мнемотехники.

 Хорошее упражнение, когда дети, слушая рассказ , рисуют отдельные предметы. Затем по этим предметам восстанавливают весь текст.

Для расширения кругозора провожу следующее:

 - беседы (о природе, по этике, по истории, о знаменательных датах и т.д.);

 - праздники (совместно с учителем или без);

 - чтение  и обсуждение книг, знакомство с писателями;

 - разгадывание загадок и рисунки к ним;

 - составление кроссвордов.

 

Коррекционная работа помогает детям стать уверенными в себе и успешными. Задача педагогов, наша задача, – помочь им в этом.

Литература.

1. Закон РФ «Об образовании».

 2.  Г. Монина, Е Панасюк «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» .Издательство “Речь”, Санкт – Петербург, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)

План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....

План работы в группе продленного дня.

План  воспитательной работы в группе  продленного  дня  для  3 класса  на 2011-2012 учебный год....

Рассуждение о работе воспитателя группы продленного дня.

Часто  люди не хотят работать в группе продленного дня. Бытует мнение, что это неблагодарный труд.  Дети не умеют себя вести и если в первой половине дня они как-то ...

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...