Классный час "Музей проживания. Пароль - ПОБЕДА"
классный час по теме

Ларионова Галина Николаевна

Классный час по сказке Ю.Яковлева "Как Сережа на войну ходил"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzey_prozhivaniya.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

     «ПАРОЛЬ – ПОБЕДА»

МУЗЕЙ ПРОЖИВАНИЯ

 ПО СКАЗКЕ Ю.ЯКОВЛЕВА

         «КАК СЕРЁЖА НА ВОЙНУ ХОДИЛ»

Сценарий для учащихся начальных классов

Сценарий разработан

Учителем начальных классов

МБОУ Первомайской СОШ

Ларионовой Г.Н.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Коллективное чтение сказки Ю.Яковлева «Как Сережа на войну ходил»
  2. Подбор реквизита к мероприятию: шинель, кирзовые сапоги, портянки, фляжка, пилотка старого образца, саперная лопата, макет автомата Калашникова, солдатский ремень, фотографии по теме
  3. Подбор стихов

Ход мероприятия:

Чтец:

Я не был на этой войне,

Не вышел годами, но все же

Живет она где-то во мне,

Под сердцем, ночами тревожа.

И дедовский орден  храня,

Я слышу, как снова стреляют —

И целятся прямо в меня,

Да в деда лишь всё попадают.

ВЕДУЩИЙ.

- Дорогие, ребята! Сегодня мы вновь поговорим о том, какой была война. О том, как её увидел мальчик – ваш сверстник. Попробуем понять его переживания, его страх, его мысли. Вы познакомились с новой необычной сказкой. Как в других сказках в ней есть добро и зло, но все они проходят через сердце и душу ребёнка. Вспомните, какими словами началась сказка. (ответы детей)

Цитата.

«Как это случилось? Как произошло?

Вдруг ударил гром, словно с неба на крышу посыпались большие камни и разлетелись в разные стороны: всё загрохотало, зазвенело. Сиреневая молния ослепила глаза и тут же погасла.

Сереже показалось, что дверь распахнулась и кто-то вошёл в комнату. Мальчик оглянулся – перед ним стоял незнакомый старик. Седая борода, густые усы, светлые глаза.

- Кто вы? – удивился мальчик.

- Твой дед, - сказал старик.

- Так мой дед был молодым.

- Лет – то много прошло.

- Много, - согласился мальчик. – Я давно жду тебя.

- Чего ради ты меня ждёшь?

- Хочу войну увидеть. Ты дорогу туда знаешь?  

- Знаю, - согласился Дед. – С закрытыми глазами найду.

- Портянки накручивать умеешь?

- Какие ещё портянки?

- Обыкновенные. Солдатские.

- Ребята, а вы знаете, что такое портянки и для чего они нужны.

(Демонстрация слайда.  

Ребята выходят и пробуют вместе с ведущим намотать портянки, примерить кирзовые сапоги. Дети высказывают свои впечатления)

Цитата.

«Сапоги были велики, и нога в них плавала. Но на детскую ногу военных сапог не шьют.  

В солдатских сапогах шагать тяжело, не то что в кедах.»

Ведущий.

- Как Серёжа объясняет свое желание идти на войну?

(Ответы детей)

Цитата.

- Зачем тебе война понадобилась?

- Хочу знать, как совершают подвиги.

- Герои! Подвиги! – недовольно проговорил Дед. – Это же жизни человеческой стоит.

Чтец:

Не забывайте о солдатах,
Вступившихся за честь страны,
Не забывайте свист снарядов,
И будьте памяти верны!

Не забывайте о солдатах,
Что бились из последних сил,
В бинтах стонали в медсанбатах
И так надеялись на мир!

Но вновь солдат с больничной койки
Вставал — и шел на честный бой!
Не за награды был он стойким,
За край сражался свой родной!

Не забывайте о солдатах!
Тот миг, когда он погибал,
Не похоронки скорбной датой —
Молчания минутой стал!

Ведущий.

-Что сказочного происходило с дедом?

(Ответы детей)

Цитата.

«Странные перемены происходили в пути с Дедом.  Его белая борода неожиданно порыжела, а потом и вовсе не стало бороды, хотя Серёжа точно помнил, что Дед не сбривал её.

С каждым днём Дед становился моложе. И только для Серёжи он оставался Дедом.»

«В тревожной тишине мальчик услышал шаги. Он увидел солдат.»

Ведущий.

- О чем рассуждал Сережа, увидев солдат?

(«Серёжа посмотрел в лица, идущих рядом и удивился. Он думал, что солдаты чужие, незнакомые, а идущие рядом были удивительно похожи на близких людей»)

Цитата.

 «А санитарка была так похожа на маму. Серёжа хотел окликнуть её, но кто-то прокричал: «Воздух!»

И все солдаты попадали в траву, залегли…. Почему-то.»

Ведущий.

- Расскажите, что увидел мальчик?

(Ответы детей)

- Что он почувствовал?

Цитата.

«И Серёжа почувствовал: в сердце забилась льдинка страха так сильно, что хотелось плакать. Но он подумал о тех, кто молча погиб от летящих с неба пуль, и о тех, кто поднялся и не побежал назад, а пошёл в бой, и не позволил себе заплакать.»

Ведущий.

-Вспомните продолжение этой истории.

(Ответы детей)

«Вышли они в поле.

- Здесь танкоопасное направление. Будем окапываться, рыть окоп!

- Что такое… окоп? Яма?

- Окоп – это солдатский дом, четыре стены, а вместо крыши небо.

…У Серёжи болели стёртые руки, и от непривычной работы ломило всё тело. Обычно он засыпал медленно и неохотно. Да ещё требовал, чтобы ему почитали. На войне заснул сразу.»

(Демонстрация слайда и саперной лопаты)

Ведущий.

- Ребята, попробуйте объяснить следующие слова:

«Было тихо – так бывает тихо только на войне. Война затаила дыхание».

(Ответы детей)

Ведущий.

- Для чего дед и его друзья Серёжу оставили одного в окопе? Что случилось?

(Ответы детей)

Цитата.

«На рассвете Дед вернулся. Без товарищей. Один.

С трудом перевалил через бруствер, упал на дно окопа и долго лежал без движения. Он тяжело дышал, словно ему не хватало воздуха.»

Ведущий.

-Какое следующие испытания пришлось пережить мальчику?

(Ответы детей)

 Цитата.

«Сережа полз и извивался, как ящерица. От росы гимнастёрка стала мокрой, а сапоги блестели. Временами мальчик слизывал с губ холодные капельки росы. Несколько раз над ним свистели пули, и тогда Серёжа замирал. И снова полз вперёд.»

«Солнце стояло прямо над окопом и окоп раскалился как печь. А выйти из печи нельзя – враг близко. А у двух солдат, большого и маленького, была одна фляга с водой на двоих. И воды в ней было не больше половины.

То Дед попьёт, то внучек, а вода не кончалась.

И Серёже стало стыдно, что он пьёт воду, а раненый терпит, хотя губы его пересохли и потрескались. И когда Дед снова протянул ему флягу, мальчик не сделал ни глотка, только поднёс горлышко ко рту и подышал водой. Он вдруг испытал радость.»

Ведущий.

-Какую радость?

(Ответы детей)

Цитата.

«Значит, он может терпеть, хоть это очень трудно.»

Ведущий.

- Увидел ли Серёжа то, за чем пошел на войну? Увидел ли он, как свершаются подвиги? Подтвердились ли слова деда о том, что подвиги человеческой жизни стоят?

(Ответы детей)

(Демонстрация слайдов, репродукций)

Цитата.

«Впереди окопа появился танк.

- Танк хочет обойти наш полк. Но у него ничего не выйдет. Я помогу роте. Зря, что ли, я пришёл на войну.

- Дед, он же тебя раздавит!

- Если так рассуждать, никогда не победишь врага!»

Ведущий.

- Что же помогло деду победить вражеский огромный танк? Маленькая граната?

(Ответы детей)

Цитата.

«Серёжа выбрался из окопа и пополз к догорающему танку. От него тянуло жаром.

Но никакой печи не было. А был невысокий рыжеватый солдат, Серёжин Дед, который не побоялся, встал на пути ревущей громады с гранатой в руке. Правда, кроме обычного оружия, потребовалось отважное сердце, которое взорвалось вместе с гранатой».  

Ведущий.

Ребята, попробуйте объяснить следующие слова из сказки:

«А мальчик все ждал, все надеялся. и вдруг почувствовал едва заметные удары – это в груди деде отдавалось биение Сережиного сердца»

(ответы детей)

«Пришёл Серёжа на войну с дедом, а возвращался один. Но это был уже не прежний Сережа. В груди у мальчика теперь билось сердце, способное в нужный момент остановить врага. Сердце Деда».

Чтец.

Над горькой сенью скорбной даты

Лежат средь вечной тишины

Ненагражденные солдаты,

Солдаты первых дней войны.

Их в бронзу время воплотило,

Их славят и боготворят...

А для пожизненных наград

Им просто жизни не хватило.


Слайды для демонстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления классных стендов к Дню Победы.

Материал поможет учителю быстро и познавательно оформить классные стенды к празднику 9 Мая....

Классный час "Вперёд к победе"

Классный час посвящён Универсиаде 2013 года в г.Казани....

Презентация к классному часу "Вперёд к победе". 2 класс

Презентация посвящена Универсиаде 2013 года в г. Казани....

Классный час, посвященный 65летию Победы

Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы...

Сценарий классного часа, посвященный Дню Победы, – "Нам дороги эти позабыть нельзя…"

Классный час, посвящённый Дню Победы, - "Нам дороги эти позабыть нельзя...." может быть использован учителями начальных классов.Цели и задачи:...

Классный час ко Дню Победы "Никто не забыт и ничто не забыто"

КЛАССНЫЙ ЧАС ко Дню Победы «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» включает в себя подборку стихов  разных авторов о войне, героях, ветеранах....

Классный час, посвященный Дню Победы.

Встреча с ветеранами незабываемое событие для ребят....