Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) по теме

Самохвалова Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по внерочной деятельности "Давно забытые игры"для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon давно забытые игры203 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская 

(муниципальное образование)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №1»

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

  от «___» ___________  2013 года

  Председатель педсовета

                                                                                                   _________  И.А. Дарминова.  

   подпись руководителя ОУ               Ф.И.О.

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

внеурочной деятельности

«Давно забытые игры»

(указать предмет, курс, модуль)

тип:            общеобразовательная

срок реализации:   3-4 классы

возраст:              дети от 9 до 11 лет.     

Ступень обучения (класс) __3 класс     

                                                                                                                    (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов _68 часа_____               Уровень __базовый____________

                                                                                                                                                                                                                      (базовый, профильный)            

Учитель    _Самохвалова Т.А.

Автор: Самохвалова Татьяна Анатольевна.

Программа разработана  с учетом требований  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования                  

Пояснительная записка

Актуальность. Организация досуга – традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами творчества и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа «Давно забытые игры» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами – средствами игры. Программа использует потенциал досуга с его широкими просветительскими, познавательными, рекреационными, творческими возможностями, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру ребенка. Дает возможность познакомить детей с разнообразным миром устного народного творчества, различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети не только знакомятся с устным народным творчеством, забытыми играми, но и приобретают организаторские качества, выраженные, ни сколько в знании разнообразных игр, а и в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.

Программа «Давно забытые игры» дает возможность познакомить детей с различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Занимаясь по программе, дети приобретают организаторские качества, выраженные не только в знании разнообразных игр, но и умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры, знакомятся с забытыми играми.

        В старые древние времена на Руси существовало более трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно! Многие поколения детей играли в эти игры. Некоторые, наверное, самые интересные и увлекательные сохранились до наших дней. Старинные игры сохранились в других странах нашей планеты. Дети играли всегда и везде. В какие игры играли в Англии, германии, Франции? В рамках освоения программы детям предстоит узнать и рассказать о них, научиться играть и научить играть других.

И, конечно, наши старинные казачьи игры и забавы. В прошлом в каждой казачьей семье было много детей (от 5 до 12) и не последним делом была для них организация досуга. Вот и придумали различные потешки, сказки, небылицы и игры, которые приживались среди станичных девчонок и мальчишек, распространялись от станицы к станице. В какие игры играли кубанские ребятишки? Это и предстоит ребятам выяснить в ходе реализации программы.

Цель программы: изучение забытых игр и устного народного творчества разных народов мира.

Задачи:

обучающие –

а) развитие познавательного интереса к играм и устному народному творчеству как ценностям культуры; включение в самостоятельную исследовательскую деятельность и постижение мира игр разных эпох;

б) приобретение знаний, умений и навыков организации игрового взаимодействия, углубление знаний школьников по литературе, истории;

в) развитие мотивации к деятельности, связанной с хранением, отбором и систематизацией ценностей культуры – игр и устного народного творчества разных народов, а также мотивации к изучению истории, мировой художественной культуры.

воспитательные

а) формирование общественной активности младших школьников;

б) формирование культуры общения и игрового взаимодействия;

в) формирование навыков здорового досуга

г) формирование основ толерантного взаимодействия.

развивающие-

а) развитие таких личностных качеств, как активности, самостоятельности, организаторского таланта, культуры речи;

б) формирование потребности в саморазвитии;

в) развитие у детей стремления к межнациональному общению.

Программа решает не только задачи, связанные с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка в яркий мир праздников, но и освоение культурного, исторически сложившегося опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Изучение специфики и сущности устного народного творчества и игр, определение их места и роли среди других социальных явлений главная тема программы. Это предполагает также направленность личности на социально значимые нормы и ценности, сложившиеся в мире в процессе исторического развития. Все это придает программе культурологическую направленность. Знать историю своих предков, знать их обычаи и игры, уважать и сохранять исторически накопленный опыт организации досуга – вот основная идея программы.

Отличие данной программы от существующих в том, что она предусматривает не просто вооружение знаниями и методикой организации досуговой деятельности, но и изучение вопросов возникновения и развития устного народного творчества и игр в историческом контексте.

Программа опирается на следующие педагогические идеи и принципы:

  • гуманизации образования;
  • культуросообразности;
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;
  • деятельностного подхода в обучении;
  • формирования социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:

-развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт,

-коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов,

-релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении,

-развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности,

-воспитывающую – формирует уважение к историческому наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Программа предлагает игру и знакомство с устным народным творчеством – не только как средство организации свободного времени, но и как сферу активного обогащения личности, как самую свободную, естественную форму проявления деятельности детей, активное средство их воспитания и самовоспитания. Кроме того, игра – это развивающая деятельность, это поведение ребенка, обладающего свободой выбора, ищущего и находящего способы действий, а значит, созидающего, творческого.

Программа адресована детям младшего школьного возраста и использует формы и методы обучения, доступные детям 7 – 10 лет.

Особенности возрастной группы. Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма. Характерна повышенная утомляемость и нервно – психическая ранимость. Работоспособность обычно резко падает через 25 – 30 минут после начала занятий. Основной вид мышления – наглядно-образное.

Условия приёма в детское объединение. В детском объединении могут заниматься все желающие дети младшего школьного возраста, проявляющие интерес к историческим и культурным ценностям. Полезным будут занятия детям, имеющим трудности в общении и проблемы в эмоционально – волевой сфере. 

Программа содержит теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение последней, предусматривающей разработку и проведение игровых мероприятий, разучивание игр, знакомство с устным народным творчеством, которые уже забыты.

Объём стартовых знаний. При приёме в группы первого года обучения от детей требуются следующие навыки:

  1. Навыки устной речи.
  2. Коммуникативные способности.
  3. Пригодность определяется собеседованием, тестированием в форме выполнении творческого задания.

Содержание программы отобрано в соответствии с принципами:

  1. общекультурной направленности;
  2. вариативности содержания;
  3. учёта индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
  4. связь теории с практикой, опора на жизненный опыт учащихся.

Срок реализации программы – 2 года.  

Режим занятий – в соответствии с требованиями СанПиН 1 раз в неделю по 2 часа . Занятия проводятся по 40 минут.

Основными формами проведения занятий являются:

сюжетно – ролевые игры;

игровое имитационное моделирование;

демонстрационные, театрализованные игры;

игры – конкурсы;

физические и психологические игры и тренинги;

интеллектуально – творческие игры;

социальные игры;

комплексные игры.

Практическая значимость программы.

Детям младшего школьного возраста трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Игровая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям взрослой жизни, преодолевают трудности . Они удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и учатся взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные коммуникативные навыки.

Продолжить расширять свои знания по профилю учащиеся могут, участвуя в подготовке культурно – массовых мероприятиях Центра, а по окончании обучения в школе, в высших учебных заведениях социально – педагогической и культурологической направленности.

Предполагаемые результаты:

Знать:

-особенности устного народного творчества различных стран и регионов России;

-разнообразные игры: подвижные и малоподвижные, интеллектуальные, игры с эстрады, спортивные, развивающие и эстафетные, забытые игры народов мира;

-особенности старинных, в том числе кубанских народных игр;

-роль ведущего - организатора игрового действа;

-основы коммуникативных навыков;

-правила подведения итогов игры и судейства;

-правила этики.

Уметь:

- устанавливать взаимосвязь устного народного творчества и исторического уклада жизни различных народов;

-организовать проведение разнообразных игр на основе правил и каждой из них, в условиях наличия свободного времени.

Учебно – тематический план

П№

Наименование разделов

Всего

часов

Теория

Практика

1 год обучения

Введение.

2

2

-

Устное народное творчество Кубани и России.

4

2

2

Народные игры.

16

2

14

Кубанские игры.

16

2

14

Устное народное творчество народов Кубани.

4

4

-

Подвижные и малоподвижные игры народов мира.

6

-

6

Основные формы организации досуговой деятельности: история и современность.

4

2

2

Эстрадные игры.

8

-

8

Роль ведущего-организатора игрового действа.

6

2

4

Творческий проект.

2

1

1

Итого: 68 часов

68

17

51

П№

Наименование темы

Всего

часов

Теория

Практика

2 год

Введение. Деловая игра «Книгу игр пишем сами»

2

2

-

Устное народное творчество.

4

2

2

Развивающие игры народов мира.

16

2

14

Основные формы организации досуговой деятельности.

6

2

4

Эстрадные  и подвижные игры народов мира.

4

4

-

Мировые игры и фольклор.

6

-

6

Игры и фольклорные праздники.

16

2

14

Фольклор и игры: путешествуем по миру.

8

-

8

Подведение итогов. Творческие проекты.

6

2

4

Итого: 68 часов

68

16

52

Содержание программы

1 год обучения.

1.Введение. Беседа.

Теория. Беседа «История народа – история игр»

2.Устное народное творчество Кубани и России.

Теория. Устное народное творчество Кубани и России: понятие, этапы становления и развития.

Практика. Пословицы и поговорки народов России. Русские былины. Загадки. Кубанские сказы, пословицы и поговорки.

3.Народные игры.

Теория. История возникновения и классификация народных игр. Особенности спортивных народных игр. Игры - драмматизации. Устные игры: виды, характерные особенности: загадки, скороговорки, кричалки, дразнилки.

Практика. Играем в игры наших предков. Иллюстрация проведения устных игр.

4.Кубанские игры.

Теория. История возникновения и классификация игр Кубани. Особенности игр. Игры - драматизации.

Практика. Играем в игры наших предков. Игровые практикумы.

5.Устное народное творчество Кубани.

Теория. История возникновения и развития устного народного творчества Кубани.

Практика. Занятия - путешествия. Фестиваль устного народного творчества Кубани.

6. Подвижные игры народов мира.

Теория. Особенности подвижных игр народов мира. Разнообразие используемых игровых выразительных средств, спортивные викторины, личные первенства, командные соревнования.

Практика. Игровой практикум. Привлечение заинтересованных спортивных обществ, местных спортсменов. Занятие-праздник «Нас ждет олимпиада», «Игры, которые мы заслужили с тобой!»

7.Основные формы организации досуговой деятельности: история и современность.

Теория. История становления и развития различных форм организации досуговой деятельности.

Практика. Сюжетно-игровые программы. Основные их виды. Художественное оформление игрового действа.

8.Эстрадные игры.

Теория. Разновидности эстрадных игр. Игры народов мира. Игровые программы на Руси, Кубани.

Практика. Игры музыкальные, тематические и с элементами театрализации. Составление и проведение игровых конкурсов. Игровые практикумы.

9. Роль ведущего - организатора игрового действа.

Теория. Народные массовики – затейники, кто они? Атмосфера игрового действа. Игровые практикумы и тренинги.

Практика. Игровые практикумы и тренинги.

  1.  Творческий проект.

Теория. Как сделать проект.

Практика. Разработка и защита творческих проектов «Забытые игры».

2 год обучения.

1.Введение. Деловая игра «Книгу игр пишем сами».

Теория. Различные точки зрения о происхождении игры и ее социальной значимости. Игра – это многоступенчатое общение. Методы активизации игрового общения.

Практика. Упражнение в сборе и систематизации игр разных народов. Деловая игра «Книгу игр пишем сами».

2.Устное народное творчество.

Теория. Устные народные игры и фольклорные программы. Основные характеристики загадок, пословиц, поговорок, басен, фольклорных игр – песен, игр – танцев.

Практика. Занятия - путешествия. Фестиваль фольклорных программ.

3. Развивающие игры народов мира.

Теория. Особенности развивающих игр народов мира. Игры на внимание. Игры на развитие мышления. Игры на развитие памяти. Игры на развитие речи. Игры на развитие воображения. Композиционное построение игр народов мира. Классификация игр. Музыкальное сопровождение, элементы художественно- декоративного оформления. Музыкальные и танцевальные игры.

Практика. Игровой практикум. Занятие-праздник «Путешествуем по миру», занятие-праздник «В гостях у игры».

4.Основные формы организации досуговой деятельности.

Теория. История становления и развития игрового жанра в различных странах мира. Основные виды досуговых программ.

Практика. Сценарии игровых программ и этапы работы над ними. Занятие – путешествие «Вокруг света за играми»

5.Эстрадные игры народов мира.

Теория. Особенности эстрадных игр народов мира. Разновидности эстрадных игр. Специфика игрового общения с эстрады. Викторины. Игры музыкальные, тематические и с элементами театрализации. Аукционы.

Практика. Игровой практикум. Подбор игрового материала в зависимости от состава аудитории и досуговой ситуации. Иллюстрация устных игр с эстрады. Праздник «Мировая сцена». Иллюстрация устных игр с эстрады. Интерпретация литературной основы в игровую.

6. Мировые игры и фольклор.

Теория. Разнообразие игр. Обрядовые игры. Фольклорные праздники. Драматургия игрового общения.

Практика. Игровой практикум. Занятие-праздник «Календарь русских народных праздников», «Праздники Кубани»

7. Игры и фольклорные праздники.

Теория. Особенности подвижных игр народов мира. Разнообразие используемых игровых выразительных средств, спортивные викторины, личные первенства, командные соревнования.

Практика. Игровой практикум. Привлечение заинтересованных спортивных обществ, местных спортсменов. Занятие-праздник «Нас ждет олимпиада», «Игры, которые мы заслужили с тобой!»

8.Фольклор и игры: путешествуем по миру.

Теория. История становления и развития фольклора в различных странах мира. Основные виды игровых и фольклорных программ. Игра и фольклор как метод просвещения, воспитания и гармонического развития личности.

Практика. Сценарии фольклорных и игровых программ и этапы работы над ними. Занятие – отчет «Защита своей программы», «Игра на карте мира»

9.Итоговое занятие.

Теория. Роль устного народного творчества и игры в накоплении культурных ценностей народов мира.

Практика. Разработка и защита творческих проектов «Забытые игры». Занятие – праздник «Калейдоскоп игр и затей»

 Формы и виды контроля

1 год обучения

п/п

Предмет контроля

Формы и виды контроля

Сроки контроля

1.

Уровень базовых знаний и умений

Урок-викторина

Начало года

2.

Умение провести игру по выбору

Практическая работа

В конце 1-й четверти

3.

Знание отличительных особенностей игр подвижных и малоподвижных.Эстрадные игры. Проведение одной из них.

Диагностическая карта

В течение года

4.

Народные и кубанские игры. Проведение одной из игр.

Конкурс творческих работ

В конце года

2 год обучения

П№

Предмет контроля

Формы и виды контроля

Сроки контроля

1.

Уровень базовых знаний и умений

Урок-викторина

Начало года

2.

Умение провести игру по выбору

Смотр ЗУН

В конце 1-й четверти

3.

Устное народное творчество народов мира.

Диагностическая карта

В течение года

4.

Народные и кубанские игры. Проведение одной из игр.

Конкурс творческих работ

В конце 1 го полугодия

5.

Песни и игры наших предков.

Урок-концерт

В конце 3-й четверти

6.

Проведение игровой программы.

Творческий отчет

Май

Методические рекомендации

Игра – явление культуры. Ее организатор должен быть профессионалом, знающим историю возникновения и развития, методику подготовки и проведения игры.

Формы учебной деятельности чрезвычайно многообразны. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия - вариации, занятия – путешествия, импровизации, занятия – творческие портреты, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

Образовательный процесс предусматривает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный;
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения)

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются различные персонажи – представители устного народного творчества. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, а также малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Технология игрового общения – это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения является игра и разнообразная деятельность.

        Создание условий для такой игровой деятельности – непростая задача. Педагог в соответствии с конкретными условиями работы самостоятельно  решает, какие поправки необходимо внести в программу и какие приёмы и методы применять на занятиях для повышения развивающего и воспитывающего их потенциала. Акцент ставится на воспитание культуры общения, развитие творческих способностей ребёнка и адаптацию его к современной социальной среде.

        Залог успеха организуемых игр – тщательно разработанный сценарий, в котором предусмотрена предварительная оценка всех мыслимых и немыслимых ситуаций, которые могут возникнуть, подобраны специальные вопросы – ловушки, предложения, направленные на коллективные действия с целью активизации аудитории.

Основные составляющие игрового действа:

  • «ломка стены»
  • приглашение к игровому общению
  • объявление условия игры
  • мизансценирование (размещение соревнующихся участников игры, ведущего, ассистентов на игровом поле)
  • проведение игр
  • завершение игры – определение победителя
  • форма поощрения

Игровые программы могут быть посвящены тематике:

  • исторической  (памятные даты в жизни страны)
  • героико- патриотической
  • спортивной
  • литературной
  • музыкальной

При выполнении практических работ любого вида необходимо уделять время  предварительному планированию предстоящих действий. Завершать работу анализом и самоанализом учебной деятельности.

Теоретический материал даётся в начале занятия. Объяснение его сопровождается  демонстрацией видеоматериала различного характера.

При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы. При закреплении изученного используется такие формы работы, как экскурсия, поход, КТД, творческий отчёт, фольклорная экспедиция.

В процессе обучения дети знакомятся с историей возникновения игры, получают представление о сущности игры и ее значении для человека. После чего более подробно знакомятся с различными видами игр: подвижными и малоподвижными, эстрадными. Серьезной подготовки педагога к занятиям требует раздел «Народные и кубанские игры». Теоретические знания по перечисленным темам значительно углубляют знания детей литературе,  истории, кубановедению. А практические занятия способствуют максимальному самораскрытию личности ребенка, вовлекая его в разнообразный и насыщенный мир общения и социокультурных импровизаций.

Календарно-тематическое планирование 3 класс.

Наименование раздела

Кол-во

часов

Дата проведения

аудиторные

внеаудиторные

Введение.

2

Введение. Беседа. Теория. Беседа «История народа – история игр»

2

5.09

2

-

Устное народное творчество Кубани и России.

4

Устное народное творчество Кубани и России: понятие, этапы становления и развития

2

               12.09

2

-

Пословицы и поговорки народов России. Русские былины. Загадки.

1

      19.09

1

-

Кубанские сказы, пословицы и поговорки.

1

      19.09

1

-

Народные игры.

16

История возникновения и классификация народных игр.

2

    26.09

2

-

Особенности спортивных народных игр.

2

3.10

-

2

Игры - драмматизации.

2

10.10

-

2

Устные игры: виды, характерные особенности: загадки, скороговорки, кричалки, дразнилки.

4

17.10,24.10

2

2

Играем в игры наших предков.

4

31.10,14.11

-

4

Иллюстрация проведения устных игр.

2

21.11

-

2

Кубанские игры.

16

История возникновения и классификация игр Кубани.

2

28.11

2

-

Особенности игр.

2

5.12

-

2

Игры - драматизации.

4

12.12,19.12

2

2

Играем в игры наших предков.

4

26.12,16.01

-

4

Игровые практикумы.

4

23.01,30.01

-

4

Устное народное творчество народов Кубани.

4

История возникновения и развития устного народного творчества Кубани.

2

6.02

2

-

Занятия - путешествия.

1

13.02

-

1

Фестиваль устного народного творчества Кубани.

1

13.02

-

1

Подвижные и малоподвижные игры народов мира.

6

Особенности подвижных игр народов мира.

1

20.02

1

-

Разнообразие используемых игровых выразительных средств, спортивные викторины, личные первенства, командные соревнования.

1

20.02

1

-

Игровой практикум.

2

27.02

2

-

Привлечение заинтересованных спортивных обществ, местных спортсменов.

1

6.03

1

-

Занятие-праздник «Нас ждет олимпиада», «Игры, которые мы заслужили с тобой!»

1

6.03

1

-

Основные формы организации досуговой деятельности: история и современность.

4

История становления и развития различных форм организации досуговой деятельности.

1

13.03

1

-

Сюжетно-игровые программы.

1

13.03

1

-

Основные их виды.

1

20.03

1

-

Художественное оформление игрового действа.

1

20.03

1

-

Эстрадные игры.

8

Разновидности эстрадных игр.

1

3.04

1

-

Игры народов мира.

1

3.04

-

1

Игровые программы на Руси, Кубани.

1

10.04

-

1

Игры музыкальные, тематические и с элементами театрализации.

1

10.04

-

1

Составление и проведение игровых конкурсов.

2

17.04

-

2

Игровые практикумы.

2

24.04

-

2

Роль ведущего-организатора игрового действа.

6

Народные массовики – затейники, кто они?

2

1.05

1

1

Атмосфера игрового действа.

2

8.05

1

1

Игровые практикумы и тренинги.

2

15.05

-

2

Творческий проект.

2

Разработка и защита творческих проектов «Забытые игры».

2

22.05

-

2

Итого

68

29

39

Список литературы, рекомендуемый для детей

1.С.К.Якуб. Вспомним забытые игры.- М, 2000

2.С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе.- М, 1999

3.А.Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. -М, 2000

4.Ю.Защарный. 50 русских народных игр. -М, 1998

5.МюРожков. Развитие самоуправления в детском коллективе.-  Ярославль,1998

6.Ю.Никитин. Нам не скучно.- М, 2002

7.А.Тарасов. Нам не скучно.- М, 2001

8.Детские казачьи игры и забавы.- Краснодар, 1997

9.Н.Троицкая. Сценарии праздников. -М,1997

10.И.Матюгин. Как развивать память. -М,1999

11.Праздники, викторины, утренники, КВНы.-М,2000

12. Развиваем мышление (серия книг).-Ярославль,2000

13.Энциклопедия «Игры народов мира», - М, 1998

Список литературы, рекомендуемый для педагога

  1. Аникеева Е.П. Педагогика и психология игры.- М.,1986.
  2. Аникеева Е.П. Воспитание игрой. .- М.,1987.
  3. Багиров Н. Очерки о воспитании. – М.:Искусство, 1978.
  4. Брюс В.Д. Учимся вместе. – М.:Педагогика, 1973.
  5. Воробьёв Г. Твоя родительская карьера. – М.:Просвещение, 1998.
  6. Вуарен Н. Что такое игра?//Культура, 1982, №4.
  7. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. –М. 1963.
  8. Игра – дело серьезное / Сб. Н. Герман и др. – М.: Знание, 1991.
  9. Игры – обучение, тренинг, досуг/ Под ред. В.В. петрусинского. – М.: Новая школа, 1994.
  10. Казанский О. А. Игры в самих себя. 2- е изд.- М, 1996
  11. Ладенко И.С. Игровое моделирование: методология и практика. –Новосибирск: Изд-во «Наука», 1987
  12. Никитин Б. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  13. Оганов Г. Воспитание по-американски. – М.:Искусство, 1992.
  14. Панфилов Н. Школа для родителей. – М.:Просвещение, 1972.
  15. Ретюнских Л.Т.Игра как она есть, или онтология игры. – М., МПГУ, 1997.
  16. Розин В.М. природа и генезис игры//Вопросы философии, №6, 1999
  17. Столович Л. Н. Искусство и игра. – М.: издательство «знание», 1987.
  18. Устименко В.Ф.Место и роль игрового феномена в культуре//Философские науки.- 1980, №2

11.. Клубоведение. Учебник – М. «Просвещение» 1980.

12. Зазерский Е.Я. Соломоник А.Г. Организация и методика клубной работы. Учебник – М., «Просвещение» 1975.

13. Ронина Г.С. Когда клуб зажигает огни. – М. – 1987.

14. Триодин В.Е.  Клуб  в свободное время. – М. – 1982.

15. Чехов В.И. Книга клубного работника. – М. 1973

16. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 1997.

17. Эпштейн Н.П. Игра в жизни и искусстве//Советская драматургия, 1982, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...