Страна "почемучек": какие мысли у детей?
статья по теме

Порой, мир детей, кажется намного интереснее мира взрослых. У детей особое восприятие, особые радости, особые интересы. Важно помнить, что дети все понимают по-своему. И не нужно судить их поступки слишком строго.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД Соколова А.А.


ГБОУ СОШ № 914 г. Москва


Статья:
Страна "почемучек": какие мысли у детей?



Ребенок - маленький исследователь. В любом, на первый взгляд, неприглядном предмете он найдет что-то интересное, куда-то его да пристроит, будь то просто палка, или часть выброшенного кресла или ржавая кастрюля с дыркой. Город таит в себе множество интересных для ребенка мест и предметов, которые он активно использует в игре. Почему дети умеют превращать Где-то в возрасте около шести лет у нас с подругой была своя «столовая». Мы соорудили ее в старом бабушкином сарае, а из дров сложили столы, стулья и место для приготовления пищи. Чего только мы там ни наготавливали: и супы, и котлеты, и салаты, и даже кисель. Причем не просто один вид блюд, например, котлет, а как минимум два: котлеты говяжьи или свинные. Ассортимент был широк. Материалом или «продуктами» - были вода, трава да песок. Такое количество «вкусностей» получалось, а основа - скудна. Как так? Дело в том, что у детей необычайно развито воображение. Где у каждого подручного материала («продукта» ) не одно значение, а множество. Так, трава становилась свеклой в борще, заваркой в чае, огурцами в салате. К тому же, ребенок рано познает свойства предметов, подмечая, что песок рассыпается, когда сухой, хорошо лепится, если его намочить, и достаточно долго держит форму. Ребенок абстрагируется от того, что есть под рукой, и переносит свои действия в мир фантазии. Ребенок готов активно взаимодействовать с тем, что есть, он не ждет другого. Дети - тайное сообщество, где каждый разделяет фантазию группы. Так нашу фантазию о вкуснейших блюдах разделяли дворовые ребята, которые с радостью ели вкусность, а затем выплевывали песок, но приходили снова. Дети начинают верить в то, что представил один из них, они готовы считаться с воображением каждого и участвовать в общей фантазии. Почему дети страшатся подвалов. Почти всякий ребенок хоть раз испытывал ужас, проходя мимо приоткрытой двери в подвал. Какое чудовище спряталось там? Кого оно поджидает? В нашем киевском дворе тоже было свое страшное место. Находилось оно недалеко от дома, и мы часто прохаживали мимо, чтобы проверить стали ли мы смелее. Это были развалины детского сада, где под упавшей стеной виднелся подвал. Темный и таинственный. Место по-настоящему жуткое, и как я сейчас понимаю, довольно опасное. К подвалу вели ступеньки, и чтобы определить, кто же из нас самый смелый, нужно было спуститься на большее количество ступенек вниз. Мы нередко представляли, что в этом подвале, должно быть, кто-то живет. Возможно страшная бабка, которая ест детей, а возможно какое-то животное, но тоже обязательно страшное. Поход в страшное место - дело важное для каждого ребенка. Психологи считают, что страшные места актуализируют страх смерти. То есть это такая игра: боюсь, еще шаг - не боюсь - опять боюсь. Страшное место может быть где угодно: помойная яма во дворе; соседская дверь, за которой живет «людоед»; маленькая дверца возле пола в доме или даже камин. А страшные чудовища за дверью - плод детской фантазии, которой свойственно наделять неживые предметы характеристиками живых. Так камешек превращается в лягушку, швабра с тряпкой - в приведение, а скрип двери - в страшный рев. Каждый ребенок может приблизиться к своему страху на определенное расстояние - и это расстояние - его статус в группе. Не нужно насильственно приближать ребенка к страшному месту, это чревато нервными заболеваниями. В нашей детской компании был один мальчик, который сумел зайти в подвал! Правда, выбежал оттуда со страшными криками и очень быстро. Его статус в группе был очень высокий, и держался таковым вплоть до старших классов. Для детей поход в страшное место - это проверка на смелость, а скрытый его смысл - определить статус каждого ребенка в группе. Что интересного на дереве Ох, как не любят такие затеи родители. То и дело стараются снять дитя с веток. А зачем? Пусть бы лазило. Тем более что дерево - это территория неприкосновенная для взрослого. Ведь по деревьям лазают не взрослые, а дети. С дерева ребенок увидеть может гораздо больше, чем взрослый. А стоя рядом со взрослым, обзор видимого пространства у ребенка ограничен его ростом. Как любят дети строить наблюдательные пункты на ветвистых друзьях. К тому же «дом» или штаб должен быть оборудован как у взрослых. Там должно быть место, где спать, хотя никто там в реальности не спит. Должен быть стол, за которым можно есть либо чертить карты местности. Должны быть полки, куда удобно сложить всяческие, очень нужные вещицы, такие как компас, ручка, рогатка и прочее. Это такой себе прототип взрослого мира. Но мир детский в таких штабах противопоставляется взрослому. Взрослым путь в штаб категорически воспрещен. Во-первых, взрослый - не ребенок, во-вторых, штаб его не «выдержит». Все чем может быть полезен взрослый для штаба, так это доски найти для дома в ветвях, помочь прибить (если нет ребят, которые могут сделать это сами), и поставкой продуктов. Даже инвентарь дети добывают сами. Домики девочек существенно отличаются от штабов мальчиков. Девочки часто используют в качестве дома стол, накрытый скатертью, прячут там кукол и еду. В моем детстве наш дом-штаб располагался на крыше гаража, куда можно было добраться по дереву. С высоты гаража мы наблюдали за соседями, иногда бросались косточками вишни. Мы могли провести на гараже целый день. Спускались вниз только покушать, за какой-то куклой или другими вещами. Мальчиков в наш дом мы не пускали, так как недалеко у них был свой штаб, куда нам вход, естественно, был также воспрещен. Так дети создают свой маленький, уютный мирок, откуда наблюдают за суетой взрослых, и где понимают друг друга с полуслова. Почему дети любят грязные места. Особенно привлекательны для детей всяческие злачные места вроде свалок ненужных вещей и помоек. Почему - не задумывались вы? Внимательный родитель в первую очередь обратит внимание на внешний вид дитяти: растрепанные волосы, вымазанная в мазут рубашка, порванные штаны, исцарапанные руки. Что же там происходит? И почему туда так тянет детей. Во-первых, там можно найти множество интересного для девических секретиков. (бусинки, ленточки, старые брошки, которые девочки любят прятать, зарывая в земле, под стеклышко и украшая сухими лепестками растений) и мальчишеских тайничков (всякие лезвия, старые ножи, которые принято прятать в щелях). К тому же мальчики обычно охотятся на секретики девочек, поэтому к состязанию каждая сторона готовится тщательно. Во-вторых, на свалках, можно, делать то, что запрещено дома. Там можно разбрасывать вещи, бить пустые бутылки, прыгать на прогнившем диване, ломать абсолютно все. Такая разрядка даже полезна - ребенок может выразить свой гнев без чувства вины за то, что он что-то испортил. Тут никто не будет его ругать. Тут можно все. То есть, с одной стороны, свалка - это злачное место, а, с другой - место, где можно вылить свои эмоции. Ведь правда, пусть лучше разозлившийся малыш поколотит старое кресло, чем отдубасит младшего брата. Порой, мир детей, кажется намного интереснее мира взрослых. У детей особое восприятие, особые радости, особые интересы. Важно помнить, что дети все понимают по-своему. И не нужно судить их поступки слишком строго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям...

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок русского языка в 1 классе "Слова отвечающие на вопрос: какой? какая? какое? какие?"

·             Урок знакомства с новой темой. В игровой форме дети знакомятся с признаками прилагательных, учатся их распознавать ви применят...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""

КОНСПЕКТ УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...

Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...