Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Сикорская Валентина Аристафовна

Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok-Vesna.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» (урок- обобщение)

Цели:

  1. Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками;
  2. Развивать внимание, мышление, речь учащихся, расширять кругозор, воображение;
  3. Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету.

Оборудование: занимательный материал, карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, название причалов, пушистики, мультимедийный проектор, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом и у всех будет такое веселое настроение как у зтого пушистика ( показ картины пушистика).Сейчас я вам загадаю загадку и вы , если отгадаете, узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.          

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

  Говорить мы будем сегодня о весне и об именах прилагательных, так как нельзя представить весну без имен прилагательных. Для начала проверим готовность к уроку: А девиз у нас какой?

Первый ряд – Всё, что нужно, под рукой

Второй ряд – Каждой вещи своё место.

Третий ряд - Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чём мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберёте слово из запутавшихся букв: (буквы на карточках: К, О, Р, А, Б, Л, И, К)

Учитель: А почему я выбрала кораблик?

Дети: На улице весна.

Учитель: А нравится ли вам весна? Почему? ( дети  отвечают чем нравится им весна Какие весенние месяцы вы знаете?(март, апрель, май). Давайте посмотрим картины весны (просмотр слайдов).

В народе говорят: март – грачевень, апрель – грязевень, май – цветень.

А почему так говорят?( дети дают объяснение значений пословиц)

А ещё какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).

3. Учитель: Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек.  Первый причал – долина «Чистописание». А встречает нас тут Золотая рыбка. Она  хочет, чтобы вы написали очень красиво вот эти слова (показ рисунка, дети выполняют чистописание – стр. 15 дидактический материал)

Зимняя      Летнее   Весенний     Осенние

Вопросы: - К какой части речи относятся эти слова? (им. прилагательные)

- А что такое имя прилагательное?

                       -С какими словами они  встречаются?

                       -Для чего они служат?

Давайте подберем имена существительные  к этим именам прилагательным.

(дети подбирают имена прилагательные,например: Летнее утро, зимняя погода, весенний ветер, осенние   дни)

Я хочу среди этих слов  оставить  только одно слово, а остальные хочу убрать. Кто догадается , какое слово я хочу оставить.(слово весенний, так как тема урока связана с весной)

Молодцы! Вы все правильно ответили.

К слову весенний я тоже подобрала имя  существитеьное – снег. А вы знаете, каким  бывает весенний снег? Хотите знать? Если вы мне поможете выбрать из данных слов подходящие, то вы узнаете, каким бывает весенний снег.

   (  Даны слова, среди этих слов надо выбрать подходящие имена прилагательные к слову снег.Слова расположены столбиком: чистый, искристый, последний, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый)

4.Фонетический разбор.(поселок « Фонетика»)

Наш кораблик плывет дальше. На причале нас встречает ослик.(Дети делают фонетический разбор слова весна.

          ВЕСНА – ударение падает на букву , с а, два слога – вес – на, 5 букв, 5 звуков, 3 согл., 2 гласн, в – согл., зв. – гл, безуд , с – согл., глух., н –согл.,зв.,а – гл, ударн.

5 Работа по книге. Город «Книжный»

Наш  кораблик двигается дальше и он приплыл в город «Книжный». Здесь нас  встречает котенок Пушок. Он хочет, чтобы мы прочитали ему что – нибудь о весне.  (Дети читают рассказ «Прощай, зима!)

Работа с текстом:

- дети читают про себя;

- читают вслух ( 4-5 учащихся)

Словарная работа (объяснение значений слов: потекли, говорливые)

-выборочное чтение предложений с именами прилагательными;

- списывание этих предложений и выделение волнистой  линией имен прилагательных.      А давайте мы тоже попробуем составить красивые предложения о весне, используя имена прилагательные. У вас находятся на карточках перепутанные слова. Вам надо правильно составить из этих слов предложения. 

1.Солнце, весеннее, пригрело.

2.На, полянке, снег, таять, лесной, начал.

3. Ручеек, по , веселый, ложбинке, побежал, пригорка, с.

4. Солнышко, светит, жарко, весеннее.

5. Ручейки, говорливые, по бегут, улицам.

6. В, ребята, пускают, быструю, кораблики, речушку.

7.Года, наступило, время, радостное.

8. Верхушки, теплый, ласкает, ветерок, деревьев.

9. Ручьи, по, оврагам, весенние, звенят.

10.Звонкое, птиц, слышно, пение.

11. Лес, оденется, листвою, зеленой, скоро.

12.Прилетели, грачи, стран, дальних, из.

13.На, полянке, травка, появилась, зеленая, солнечной.

14. На, лесных, появятся, подснежники, полянах, голубые.

15. Скоро, почек, из, листочки, покажутся, нежные.

   А давайте прочитаем рассказ про весну, который составил Незнайка

(просмотр слайда – текст « Пришла весна»).Дети читают этот текст:

     Пришла весна. Ярко светит солнце. Быстро тает снег. Журчат ручьи. Зеленеет трава. Летят с юга грачи.

-Нравится вам рассказ?

-Чего не хватает в рассказе?

-Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.

(дети подбирают  имена прилагательные к именам существительным)

 

Просмотр другого слайда – текста с использованием имен прилагательных.

6.Чтение стихов о весне. Порт «Веселый привал»

Наш кораблик приплыл  в порт «Веселый привал». Здесь нас встречает утенок Кря- кря( дети читают стихи о весне, каждый объясняет, какое имя прилагательное использовал поэт, чтобы разукрасить стихотворение.)

    Утенок хочет с вами поиграть в игру «Найди себе пару»

(ученики должны подобрать к именам существительным имена прилагательные)

Вода                чистая

Гроза             летняя

Песня            веселая

Ветер            свежий

Дуб                могучий

Шар               зеленый

Небо              синее

Роса               утренняя

(слова  написаны на карточках) 

7. Работа с загадками, определение предмета по признака        м. Причал- княжество«Загадкино» Здесь нас встречает  лисенок . Он загадывает загадки:

1) Сама пестрая, ест зеленое, дает белое ( корова) –показ картины

2)То рыжая, то серая, а названьем белая ( белка) – показ картины

3) хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый- краса, а зовут ее - …..( лиса)

4) косоглазый, маленький, в белой шубке в валенках ( заяц)

5)  летом у него шерсть серая, зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый ( заяц)

6)У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая, он хитрый и ловкий ( лиса)

Учащиеся находят в загадках имена прилагательные.

У меня  тоже есть для вас загадка:

По тонкой  нитке ручейка    

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг  цветок

Раскрылся раньше всех .

-Как называется этот  цветок? ( подснежник)

Подснежник-  самый первый весенний цветок.

Весна – это самое прекрасное время года. В это время природа просыпается  после зимнего сна и весна к нам приходит не одна, а со своими  друзьями – цветочками, листочками, звонкими ручейками и пением птиц.

8. Просмотр слайдов « Весенние  цветы»

Наш кораблик приплыл на причал «Цветочная поляна». Тут встречает нас  цыпленок         (здесь дети просматривают слайды « Весенние цветы» и угадывают названия цветов). Это цветы: медуница, ветреница, мать и мачеха, чистяк весенний, чина клубная. На доске дается перевод  этих растений на родной язык:

    Чистяк  весенний – шыса  кураке, чина клубная –сысна паранки, мать и мачеха – ама хупахе, ветреница – сил кураке, медуница – пыл кураке.

- А как вы думаете, можно рвать  цветы? Давайте послушаем рассказ про  цветы.

(рассказ читает одна ученица): Здесь показывается слайд « Луговые цветы»

 

 Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в садах и парках , в лесах, на полях цветут разные цветы. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из – за нескольких дней красоты? Нет!  Ведь недаром говорят: « Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками , мы губим красоту, природу.

 Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.

9. Игра «Аукцион»

-Вы все ответили правильно и цыпленок тоже хочет с вами поиграть в  игру «Аукцион»

(показывается предмет и  этот предмет получает тот, кто самый последний подберет имя прилагательное  к этому предмету). Например: торт (какой?), конфета (какая?) и т. д.

На этом причале мы пока остановимся и  запишем задание на дом.

10. Задание на дом: упражнение 275 (стр. 113) – (проделываем устно в классе)

11. Изготовление бумажных корабликов (складыванием бумаги)

 Чтобы нашему кораблику одному скучно не  было, давайте сделаем из бумаги  кораблики и пустим в ручеек.

12. Итог урока:

 -Что мы  сегодня  на уроке повторяли?

- Что понравилось на уроке?

- Какое  у вас  настроение? Выберите пушистика по настроению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.план-конспект урока по русскому языку (1 класс) Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в пи...