Главные вкладки

    Слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?
    методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

    Сикорская Валентина Аристафовна

    Урок русского языка во 2 классе проводится в форме урока - путешествия по станциям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Otkrytyy_urok-Vesna.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?» (урок- обобщение)

    Цели:

    1. Обобщить знания о словах – признаках, упражнять в их подборе, в умении устанавливать связь между словами- названиями и словами – признаками;
    2. Развивать внимание, мышление, речь учащихся, расширять кругозор, воображение;
    3. Воспитывать любовь к природе, прививать интерес к предмету.

    Оборудование: занимательный материал, карточки с индивидуальными заданиями, иллюстрации животных, иллюстрация речки с корабликом, название причалов, пушистики, мультимедийный проектор, карточки с буквами.(к, о, р, а, б, л, и, к)

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом и у всех будет такое веселое настроение как у зтого пушистика ( показ картины пушистика).Сейчас я вам загадаю загадку и вы , если отгадаете, узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.          

    Тает снежок,

    Ожил лужок,

    День прибывает,

    Когда это бывает? (весной)

      Говорить мы будем сегодня о весне и об именах прилагательных, так как нельзя представить весну без имен прилагательных. Для начала проверим готовность к уроку: А девиз у нас какой?

    Первый ряд – Всё, что нужно, под рукой

    Второй ряд – Каждой вещи своё место.

    Третий ряд - Быть должны у нас в порядке

    Ручки, книжки и тетрадки.

    1. Сообщение темы урока.

    Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в путешествие. А на чём мы с вами отправимся, вы узнаете, если соберёте слово из запутавшихся букв: (буквы на карточках: К, О, Р, А, Б, Л, И, К)

    Учитель: А почему я выбрала кораблик?

    Дети: На улице весна.

    Учитель: А нравится ли вам весна? Почему? ( дети  отвечают чем нравится им весна Какие весенние месяцы вы знаете?(март, апрель, май). Давайте посмотрим картины весны (просмотр слайдов).

    В народе говорят: март – грачевень, апрель – грязевень, май – цветень.

    А почему так говорят?( дети дают объяснение значений пословиц)

    А ещё какие пословицы вы знаете о весне? (Весна красна цветами, а осень пирогами. Плоды весенней работы видны осенью).

    3. Учитель: Давайте пустим наш кораблик в весенний ручеек.  Первый причал – долина «Чистописание». А встречает нас тут Золотая рыбка. Она  хочет, чтобы вы написали очень красиво вот эти слова (показ рисунка, дети выполняют чистописание – стр. 15 дидактический материал)

    Зимняя      Летнее   Весенний     Осенние

    Вопросы: - К какой части речи относятся эти слова? (им. прилагательные)

    - А что такое имя прилагательное?

                           -С какими словами они  встречаются?

                           -Для чего они служат?

    Давайте подберем имена существительные  к этим именам прилагательным.

    (дети подбирают имена прилагательные,например: Летнее утро, зимняя погода, весенний ветер, осенние   дни)

    Я хочу среди этих слов  оставить  только одно слово, а остальные хочу убрать. Кто догадается , какое слово я хочу оставить.(слово весенний, так как тема урока связана с весной)

    Молодцы! Вы все правильно ответили.

    К слову весенний я тоже подобрала имя  существитеьное – снег. А вы знаете, каким  бывает весенний снег? Хотите знать? Если вы мне поможете выбрать из данных слов подходящие, то вы узнаете, каким бывает весенний снег.

       (  Даны слова, среди этих слов надо выбрать подходящие имена прилагательные к слову снег.Слова расположены столбиком: чистый, искристый, последний, мокрый, колючий, грязный, пушистый, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый)

    4.Фонетический разбор.(поселок « Фонетика»)

    Наш кораблик плывет дальше. На причале нас встречает ослик.(Дети делают фонетический разбор слова весна.

              ВЕСНА – ударение падает на букву , с а, два слога – вес – на, 5 букв, 5 звуков, 3 согл., 2 гласн, в – согл., зв. – гл, безуд , с – согл., глух., н –согл.,зв.,а – гл, ударн.

    5 Работа по книге. Город «Книжный»

    Наш  кораблик двигается дальше и он приплыл в город «Книжный». Здесь нас  встречает котенок Пушок. Он хочет, чтобы мы прочитали ему что – нибудь о весне.  (Дети читают рассказ «Прощай, зима!)

    Работа с текстом:

    - дети читают про себя;

    - читают вслух ( 4-5 учащихся)

    Словарная работа (объяснение значений слов: потекли, говорливые)

    -выборочное чтение предложений с именами прилагательными;

    - списывание этих предложений и выделение волнистой  линией имен прилагательных.      А давайте мы тоже попробуем составить красивые предложения о весне, используя имена прилагательные. У вас находятся на карточках перепутанные слова. Вам надо правильно составить из этих слов предложения. 

    1.Солнце, весеннее, пригрело.

    2.На, полянке, снег, таять, лесной, начал.

    3. Ручеек, по , веселый, ложбинке, побежал, пригорка, с.

    4. Солнышко, светит, жарко, весеннее.

    5. Ручейки, говорливые, по бегут, улицам.

    6. В, ребята, пускают, быструю, кораблики, речушку.

    7.Года, наступило, время, радостное.

    8. Верхушки, теплый, ласкает, ветерок, деревьев.

    9. Ручьи, по, оврагам, весенние, звенят.

    10.Звонкое, птиц, слышно, пение.

    11. Лес, оденется, листвою, зеленой, скоро.

    12.Прилетели, грачи, стран, дальних, из.

    13.На, полянке, травка, появилась, зеленая, солнечной.

    14. На, лесных, появятся, подснежники, полянах, голубые.

    15. Скоро, почек, из, листочки, покажутся, нежные.

       А давайте прочитаем рассказ про весну, который составил Незнайка

    (просмотр слайда – текст « Пришла весна»).Дети читают этот текст:

         Пришла весна. Ярко светит солнце. Быстро тает снег. Журчат ручьи. Зеленеет трава. Летят с юга грачи.

    -Нравится вам рассказ?

    -Чего не хватает в рассказе?

    -Давайте поможем Незнайке составить красивый рассказ о весне.

    (дети подбирают  имена прилагательные к именам существительным)

     

    Просмотр другого слайда – текста с использованием имен прилагательных.

    6.Чтение стихов о весне. Порт «Веселый привал»

    Наш кораблик приплыл  в порт «Веселый привал». Здесь нас встречает утенок Кря- кря( дети читают стихи о весне, каждый объясняет, какое имя прилагательное использовал поэт, чтобы разукрасить стихотворение.)

        Утенок хочет с вами поиграть в игру «Найди себе пару»

    (ученики должны подобрать к именам существительным имена прилагательные)

    Вода                чистая

    Гроза             летняя

    Песня            веселая

    Ветер            свежий

    Дуб                могучий

    Шар               зеленый

    Небо              синее

    Роса               утренняя

    (слова  написаны на карточках) 

    7. Работа с загадками, определение предмета по признака        м. Причал- княжество«Загадкино» Здесь нас встречает  лисенок . Он загадывает загадки:

    1) Сама пестрая, ест зеленое, дает белое ( корова) –показ картины

    2)То рыжая, то серая, а названьем белая ( белка) – показ картины

    3) хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый- краса, а зовут ее - …..( лиса)

    4) косоглазый, маленький, в белой шубке в валенках ( заяц)

    5)  летом у него шерсть серая, зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый ( заяц)

    6)У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая, он хитрый и ловкий ( лиса)

    Учащиеся находят в загадках имена прилагательные.

    У меня  тоже есть для вас загадка:

    По тонкой  нитке ручейка    

    Сбежал с пригорка снег.

    И на пригорке вдруг  цветок

    Раскрылся раньше всех .

    -Как называется этот  цветок? ( подснежник)

    Подснежник-  самый первый весенний цветок.

    Весна – это самое прекрасное время года. В это время природа просыпается  после зимнего сна и весна к нам приходит не одна, а со своими  друзьями – цветочками, листочками, звонкими ручейками и пением птиц.

    8. Просмотр слайдов « Весенние  цветы»

    Наш кораблик приплыл на причал «Цветочная поляна». Тут встречает нас  цыпленок         (здесь дети просматривают слайды « Весенние цветы» и угадывают названия цветов). Это цветы: медуница, ветреница, мать и мачеха, чистяк весенний, чина клубная. На доске дается перевод  этих растений на родной язык:

        Чистяк  весенний – шыса  кураке, чина клубная –сысна паранки, мать и мачеха – ама хупахе, ветреница – сил кураке, медуница – пыл кураке.

    - А как вы думаете, можно рвать  цветы? Давайте послушаем рассказ про  цветы.

    (рассказ читает одна ученица): Здесь показывается слайд « Луговые цветы»

     

     Очень трудно представить нашу жизнь без цветов. С весны до поздней осени в садах и парках , в лесах, на полях цветут разные цветы. Люди спешат рвать цветы, собирать их в букеты. А стоит ли губить цветы из – за нескольких дней красоты? Нет!  Ведь недаром говорят: « Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок- он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками , мы губим красоту, природу.

     Давайте не будем срывать полевые, луговые, лесные цветы. Пусть они радуют своим ароматом и ярким нарядом. Если мы будем заботиться о природе, мы станем добрее.

    9. Игра «Аукцион»

    -Вы все ответили правильно и цыпленок тоже хочет с вами поиграть в  игру «Аукцион»

    (показывается предмет и  этот предмет получает тот, кто самый последний подберет имя прилагательное  к этому предмету). Например: торт (какой?), конфета (какая?) и т. д.

    На этом причале мы пока остановимся и  запишем задание на дом.

    10. Задание на дом: упражнение 275 (стр. 113) – (проделываем устно в классе)

    11. Изготовление бумажных корабликов (складыванием бумаги)

     Чтобы нашему кораблику одному скучно не  было, давайте сделаем из бумаги  кораблики и пустим в ручеек.

    12. Итог урока:

     -Что мы  сегодня  на уроке повторяли?

    - Что понравилось на уроке?

    - Какое  у вас  настроение? Выберите пушистика по настроению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс

    Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс ...

    Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

    Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

    Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

    Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

    Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

    Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

    Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

    Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

    Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...