Слова отвечающие на вопросы Кто? Что? 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Никитина Наталья Борисовна
Предмет: русский язык, учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной Название материала: «Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?». Уровень образования школьников: 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл NikitinaNB_Konkurs2.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал Мой университет – www.moi-universitet.ru

Факультет «Реформа образования» – www.edu-reforma.ru

Название конкурса «Второй открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе».

Урок русского языка в 1 классе

Никитина Н.Б. учитель начальных классов, МОУ лицей №15 г. Ставрополь

Тема: Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Форма проведения: проблемный урок

Цель: формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Задачи: упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные; привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие учащихся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме

развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Оборудование: ИКТ(мультимедиа проектор, экран, компьютер, монитор), учебник «Русский язык 1 кл.»Т.М. Адриановой, В.А. Илюхиной, карточки со словами, вопросами Кто? Что?, индивидуальные дифференцированные карточки, задания для работы в парах, грецкие орехи, книга Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

        Ход урока:

  1. Орг.начало

Слайд1

  1. Введение в тему

Слайд 2

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

А) Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра «Собери слово»

На табличках записаны слова на доске

О, К, Т                   С, Л, И, А           Н, К, И, О       Т, О, Ч

- Какие  слова можно составить, используя  эти буквы? Составьте слова.

(На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

Б) работа над многозначностью слова

 Слайд 4 

 появление изображение - учитель выясняет значение слова

ТОК (электрический)

ТОК

Расчищенное место или специально оборудованная площадка для молотьбы, для очистки и просушки зерна.

  ТОК

 Место, где происходит встреча птиц перед гнездованием.

- На какие две группы можно разбить слова? (односложные – двусложные, одушевленные – неодушевленные)

- Какие слова лишние? (кто, что) Почему? (записываю на доске)

- Что обозначают оставшиеся слова? (предметы)

- Какие вопросы можно задать к этим словам?

-Распределите слова  в два столбика.

Физминутка для мелкой моторики рук

              Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Запись на доске и в тетради учеников.

                                         Кто?                                                       Что?

           кони                                                        сила

                                         кот         кино

                                         лиса        ток

В) Работа в парах  (отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

Слайд 8,9         

 Пусть один из вас назовет слова, которые отвечает на вопрос кто?, а другой ученик - что? Называть слова нужно с вопросами.

 (По времени 1-1,5 мин) по окончанию  одна пара у доски - проверка.

Что обозначают слова, которые вы назвали – предметы.

(Одни предметы живые, а другие нет.) на слайде разделить на 2 группы.

Посмотрите  на правый верхний угол, -  какие тут предметы?(одушевленные)

Посмотрите на нижний левый угол  -  а здесь какие?(неодушевленные)

  1. Создание проблемной ситуации. Приём «Яркое пятно возникло»

Г) Межпредметная связь (с литературным чтением)

-Ребята, а какой сказочный человечек нам встретился среди одушевленных предметов? (Незнайка)

-Из какой он сказки? «Приключения Незнайки и его друзей»

-Кто написал это произведение? Н. Носов

Назовите друзей Незнайки.

 Слайд 11

(показываю книгу, рекомендую прочитать)

Слайд 12

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их  опять не напечатали. Он очень хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значения всех ли слов вам понятны?

(На доске запись)
                                                Пончик мой голодный друг

                                      Съел все пончики вокруг.

Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? (обсуждение)

Слайд 13

 (работа над толкованием слов)

   - Почему слова в каждой паре звучат одинаково, а  записаны по разному?

    -Зависит ли вопрос от значения слова?Значение слова

Вывод: для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает

-На какой вопрос отвечают слова 1столбика? (что?) – Почему?

-На какой вопрос отвечают слова 2столбика? (кто?) – Почему?

-Что обозначают эти слова? (предметы)

  1. Сообщение темы и цели урока

-Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

на доске появляется тема урока.

  1. Физминутка

Слайд 14

Упражнения для формирования правильной осанки

                                    Под музыку

  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

 И. П. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – И.П., 3 – поворот головы налево, 4 – И.П., 5 – плавно наклонить голову назад. 6 – И.П.. 7 – голову наклонить вперёд. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

  1. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.П. – сидя. Руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

 И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2 – резко повернуть таз  налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

  1. Упражнение для мобилизации внимания.

И.П. – стоя, руки вдоль туловища. 1- правую руку на пояс, 2- левую руку на пояс, 3- правую руку на плечо. 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх. 6 – левую руку вверх. 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо. 11 – левую руку на пояс, 13- 14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний. 4-5 – быстрый, 6 – медленный.

  1. Изучение нового материала

Д) Работа по учебнику

       Слайд 15

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком (жужжащее чтение)

-Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

№3 с.66

1.Учитель вошёл в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3.Дежурный поливает цветок.

4.Дети собирают ягоды.

5.Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

-Есть ли среди слов словарные? Назовите их.

Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.

Работа над многозначностью слова класс

Класс – 1)коллектив детей, учеников    2) помещение, комната, где учатся дети.

Е) Информационный поиск (работа с этимологическим словарем)

 -Внимание!

Одно слово содержит информационный поиск. Найдите о его    происхождении в этимологическом словаре. (карандаш)

-Запишите сначала слова, которые отвечают на вопрос кто? А потом что?

               Ж) Словарная работа

        -Вы мне сказали, что среди слов встретилось и новое словарное слово?

              -Какое?    (дежурный)

        - Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

                Слайд 16

   Дежурный – такой человек, который  несёт дежурство,  выполняет в порядке  очереди какие-нибудь обязанности.

Кто у нас сегодня дежурный?

-А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова

     Слово дежурный пришло к нам при царе Петре1 ( на слайде фото) из французского языка.

     Выражение «де жур»  - обозначает отношение к сегодняшнему дню;

   -Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

   - Какую гласную нужно запомнить?

 Составим и запишем гнездо родственных слов.

Дежурство, дежурный, дежурить        

(Запись в тетради,  постановка  ударения, выделение орфограмм, корня)

-Часто в речи вы слышите такие выражения:        

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо (заранее приготовленное в ресторанах блюдо)

Дежурная больница (работающая круглосуточно по очереди)

Запишите предложение из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

  1. Закрепление изученного материала.

А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

 З) Дифференцированная работа  

Задание сделай свой выбор:

Самостоятельная работа по карточкам

Слайд 17

  1. Подведение итогов

-Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что?

-Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос   Кто? Что? обозначают…(предметы)

-Одушевленные предметы отвечают …(кто?)

-Неодушевленные предметы отвечают …(что?)

-Прежде чем задать вопрос узнай, что… (обозначает слово)

- Задайте вопрос к словам зайчики, и объясните свой выбор.

Слайд 18

И в конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы…

Слайд 19

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы "кто?" , "что?".

Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по УМК "Начальная школа ХХI века"  и презентация к уроку  по теме "Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на воп...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: «Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»

Основная цель:  Сформировать у учащихся умение составлять сочетание слов по схемам. ЗадачиОбразовательные задачи:1) Систематизировать знания учащихся о словах, которые отвечают на вопр...

Урок русского языка по теме «Распознавание слов, отвечающих на вопрос кто? и слов, отвечающих на вопрос что?» 2 класс

Формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос что? от слов, отвечающих на вопрос кто? Развитие умения сравнивать и обобщать, находить и объяснять орфограммы в словах. Воспитывать наблюдател...

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.Планируемые результаты: умение различать слова, отвечающие на вопросы «Что делать? и «Что сделать?&raq...

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.

Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в письме слов и предложений.план-конспект урока по русскому языку (1 класс) Тема: Слова, отвечающие на вопросы что делать? Упражнение в пи...


 

Комментарии

Ткачёва Оксана Николаевна

Спасибо Наталья Борисовна за урок!
Ткачёва Оксана Николаевна

Спасибо, Наталья Борисовна, за урок!
Удочкина Татьяна Константиновна

Спасибо большое за материал.

Самохина Елена Анатольевна

Очень понравилосью Спасибо.

Самохина Елена Анатольевна

Очень понравилосью Спасибо.

Самохина Елена Анатольевна

Хорошо.

Комарова Наталия Семеновна

Очень интересный материал по теме: "Слова-предметы", обязательно им воспользуюсь. Спасибо большое!!!