20 лет конституции РФ
классный час (2 класс) по теме

Молостова Елена Анатольевна

Классный час, посвященный 20-летию конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 20_let_konstitutsii.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

20 лет  Конституции Российской Федерации

Цели: способствовать формированию основ знаний младших школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; сформировать понятия «закон, порядок, право»;  формировать уважительное и ответственное отношения к законам и символам России; воспитывать гордость за свою страну

Оборудование: изображение флага, герба, текста гимна, Конституция Российской Федерации, мультимедийное оборудование

Ход классного часа

- Мы начинаем наш классный час, посвященный празднику, который наша страна отмечает 12 декабря.

- Мы живем в Российской Федерации. Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан, - это Конституция Российской Федерации. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Поэтому день принятия Конституции – 12 декабря – является государственным праздником.

- Сегодняшнее наше занятие будет посвящено 20-летию принятия Конституции РФ. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

- Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам

Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

        - Как вы понимаете это изречение?

Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:

– Что люди могут делать и чего не могут?

– Что они обязаны делать и что не обязаны?

– На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же такое законы?

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат.  Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок.

Итак, Конституция - основной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции?

- В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д.  А что же такое - право?  

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- А знаете, с чего начинается Конституция? (Нет.)

- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – в переводе с греческого языка – «торжественная песнь». Гимн - это главная песня страны, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России.

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия – священная наша держава,

    Россия – любимая наша страна.

    Могучая воля, великая слава,

    Твое достоянье на все времена!

Припев:

    Славься, Отечество наше свободное,

    Братских народов союз вековой,

    Предками данная мудрость народная!

    Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2. От южных морей до полярного края

    Раскинулись наши леса и поля.

    Одна ты на свете! Одна ты такая,

    Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3. Широкий простор для мечты и для жизни

    Грядущие нам открывают года.

    Нам силу дает наша верность Отчизне.

    Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:

- Гимн – это государственный символ. А какие еще государственные символы вы знаете?

- Как выглядит наш флаг?

- Во все времена цвету придавали особый смысл. Государственный флаг России - прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает мир и чистоту устремлений, синий - небо, верность и правду, красный- цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.  Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий, красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду. Отцом Российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов еще в 1705 году. Государственный флаг России был принят в 1991 году.

- Следующий государственный символ – Герб.

Герб - это главный символ любого государства.

Герб России – это двуглавый Орёл, на фоне красного щита,  на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

       Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр (это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями)– это символ власти, а в другой лапе – золотой шар с крестом наверху, который называют «держава». Держава – символ могущества страны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на солнце.

        Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба ещё один герб- герб Москвы. Почему? Москва - столица России.

      На груди орла щит с изображением всадника – святой воин Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке серебряное копье, которым он поражает змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

        - Государственные символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а флагу – более трехсот лет.

        Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Где именно? (Герб РФ изображен на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках. Флаг РФ изображен на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции ).

- Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

-  Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

- А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

- Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

- Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

- Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

- Правильно. Для этого и существует Конституция.

Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. А у школьника какая главная обязанность? (учиться). А  когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

-  Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

- Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? - по отношению к Родине?

- Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

- Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

Закрепление материала

-Что вы узнали о символах России?

- Как называется наша Родина?
- Какие символы страны вам известны?
- О каких символах страны идёт речь:

- Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

- Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)

- Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн) 

- Кого историки считают основателем российского флага?

- Какие цвета у флага России? 

- Что обозначает каждый цвет на флаге? 

- Как надо относиться к символам своей страны?

- Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

- Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

- Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

- Как иначе называется флаг? (Знамя)

- Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

- Жезл – символ власти – это …(Скипетр)

- Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

- Сколько голов у орла на гербе России? (две)

- Столица нашей Родины. (Москва)

- Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

- Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

– Почему государство должно иметь государственные символы?

- Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

- Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается.

В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда,

Где не слышны глухие взрывы,

И где закаты так красивы!

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства.

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство.

Я хочу, чтоб президент

Умным был и честным,

Чтоб страну свою любил,

Был с народом вместе.

В заключение       исполняется гимн России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "15-летие Конституции РК"

Классный час посвященный празднованию 15-летия Конституции РК...

ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.

Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. Применение в урочной и внеурочной деятельности. Классный час 3-4 класс. ...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

12 декабря - День Конституции РФ

Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ...

Конституция РФ

http://www.constitution.ru/...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Используемый материал позволяет продолжить знакомство с Российскими праздниками, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствует воспитаниюпатриотизма, содействует развитию познав...

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны. Как построить беседы с младшими школьниками по Конституции Российской Федерации.

Конституция - те самые базовые правила игры, по которым мы выстраиваем нашу жизнь в нашем государстве. Конституцию как неотъемлемую часть правового воспитания молодого гражданина, как главный зак...