Коррекционное занятие "Путешествие в зимнюю сказку".
методическая разработка по теме

Черкасова Людмила Викторовна

          Коррекционное   занятие для детей  начальной  школы  с использованием техники арт- терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

                        Занятие для детей коррекционной школы

                         с использованием техники арт- терапии

                 

    « Путешествие в зимнюю сказку»

 

        Задачи:

-вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы,

-развивать зрительную наблюдательность, способность заметить необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве,  развивать  воображение, речь детей;

- обучение технике  передачи морозных узоров,  познакомить  с  техникой

 « Мандала» ( рисунок в круге);

- воспитание эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса,

чувства коллективизма, сопереживания  и  дружбы.

Ход мероприятия.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел  звонок!

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

Наш урок похож на сказку,

Но  без знаний никуда.

Взяв с собой  листы и краски

Отправляемся  туда.

1 слайд.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в  той  тройке  белы.

А в  санях  сидит  царица

Белокоса, белолица.

Как  махнула  рукавом,
Все  покрыла серебром.

Что же это за  царица?

Дети: Зимушка – зима.

2 слайд.  Зима  приглашает  нас   в путешествие, которое будет в   нашем воображении.

Песня.  « Зимняя сказка» 1 куплет.

Стало черное белым,

 Перепутались краски,

 И метелица мелом

 Пишет зимние сказки.

Припев:

 Валит, валит белый снег,

 Заметает белый свет,

 Все деревья и дома — в белой краске!

 Ходит сказка по зиме,

 Ходит сказка по земле,

 Очень скучно жить на свете без сказки!

 Сказка людям нужна!

 Сказка людям нужна!

3 слайд.

Зима - самое холодное и суровое время года. Выйдешь на улицу зимой и смотришь на пейзаж, от которого глаз не оторвать. Деревья в снегу, а не земле возвышаются высокие сугробы, на которые смотришь и радуешься.

« Какое прекрасное время года!»- радуются взрослые и дети, обкидывая друг друга снежками.

Зимой можно гулять на улице и наслаждаться свежестью воздуха.

« Для чего существует зима?» - спросят многие из вас.  Трудно  ответить на этот вопрос, но большинство ей рады.

В этом году зима не такая суровая и морозы не такие уж сильные, но всё же это зима, и она даёт о себе знать.

- Ребята, как  вы думаете,  что  такое зима?

Послушайте  музыку  композитора   Вивальди  « Зима».

Какое настроение  вызвала  эта  музыка?

4слайд.

Отличатся зима от весны и лета,

Очень снежная она, вся в снегах одета.

-  Какие  зимние месяцы вы знаете?

5 слайд.       Декабрь год  кончает, а зиму начинает.

                     Все  реки покрывает  он  прочным гладким  льдом.

6 слайд.       Январь – начало года, силен его мороз.

                      Уснула вся природа. Теперь уж не до гроз.

7 слайд.         Воют вьюги  да метели

                       В грозном лютом феврале.

8 слайд.        О зиме много пословиц и поговорок.

                      Некоторые мы сейчас вспомнили.

Задание:  Составить пословицу.   ( текст пословиц  разрезан на отдельные слова.  Необходимо правильно  их собрать).

9 слайд.      А сейчас зима приготовила для вас  зимние загадки.

10 слайд.    - Пушистый  ковер, не шелками  шит.

                     При солнце, при месяце  серебром блестит.

11 слайд.     Снег.

12 слайд.     - Я прозрачна, как хрусталь,
                    С крыши  я  зимой свисаю.

                      Только очень, очень жаль,
                      Что  в тепле я  быстро таю.

13 слайд.    Сосулька.

14 слайд.  -   Не снег, не лёд, а серебром деревья уберет.

15 слайд.       Иней.

16 слайд.     – Он похож  на неваляшку, нос морковкою- мордашка.

                         К   ветру, холоду привык наш веселый…

17 слайд.         Снеговик.

18 слайд.    - Дунул ветер, и мороз снег нам с севера принес.

                        Только вот с тех самых пор

                         На стекле моем …

19 слайд.        Узор.

20 слайд.     А сейчас  нам открывает свои  двери   зимняя   галерея.

21 – 22  слайды.                 На окнах, сплошь заиндевелых,
                                              Январский выписал мороз
                                              Сплетенье трав молочно-белых
                                              И серебристо-сонных роз.
                                              Пейзаж тропического лета
                                              Рисует стужа на окне.
                                              Зачем ей розы? Видно, это
                                              Зима тоскует о весне….

Как недолговечны эти произведения природы, но как прекрасны!
От созерцания нерукотворных узоров рождаются удивительные фантастические художественные образы.  Порой видятся экзотические растения: листья пальм или лотосов или невиданные птицы с огромными красивыми перьями. Неудивительно, что люди “подсмотрели” фантастические снежные узоры у природы и очень талантливо перенесли их в плетение кружев (вологодские кружева), вязание пуховых платков и косынок, которые украшают стилизованные снежки, звёздочки, змейки-вьюги, занесённые снегом ёлочки, белые пушистые деревья. 

          Ребята, послушайте  отрывок  из сочинения  одного мальчика :
«Как-то утром я проснулся, посмотрел в окно и ахнул! Казалось, что на стеклах расцвели какие-то сказочные, волшебные цветы . Стёкла все были в невероятно красивых узорах. Я стал внимательно рассматривать узоры и  не заметил, как замечтался и попал в ледяную сказку. Узоры на окнах были похожи на ветки елей, украшенные огромными алмазами. Иногда эти алмазы превращались в рубины.
На одном окне лесная дорожка, которая пролегла между огромными, серебристыми елями. Ветки елей огромные и пушистые. Иголки на ветках серебряные и хрустальные, припорошенные снегом.
 
 Солнце переливалось на этом узоре зелеными, синими, красными огоньками, будто на небе горели звезды.
Узоры на окнах как-будто были расписаны волшебным художником. Но я то знал, что это дело рук мороза. Любоваться красотой его работы пришлось мне недолго: выглянуло солнышко и своими лучами согрело окно. Вдруг волшебные рисунки, сверкающие ветки превратились в ручейки из капель, похожих на слезы. Лучи солнца разрушили всю прелесть и красоту морозных узоров на окне.
»

- Как вы думаете, дети,  как Мороз эти узоры рисует?

(Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежки, и они приклеиваются к окошку)

- На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тоненькие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот оказывается как образуются морозные узоры, а художником, здесь без сомнения является Мороз.  

23  слайд.  -   Зима – непревзойденная художница по разрисовыванию затейливых узоров на стекле. Пластиковые окна не позволяют в полной мере насладиться красотой морозных картин. И не каждый раз есть возможность любоваться росписью в маленьком домике, закутавшись в плед с чашкой чая. Что же делать?  

24  слайд.    Давайте  нарисуем  зимние  узоры  на бумаге. 

Вам понадобится

- альбомный лист;
- карандаш;
- ластик;
- краски с кисточками.

  "Как нарисовать зимние узоры"

Инструкция

1

Выберите краски гуашь. Они позволят сделать рисунок действительно отдающим холодом и очень хорошо отделят тоненькие иголочки зимнего узора.

2

Разбавьте синюю краску водой. Кусочком поролона или широкой кистью, смоченными в этой краске, пройдитесь по всему листу, изображая фон. В нижней части рисунка фон чуть затемните. В верхней части проведите светло-голубую широкую полосу. Подождите, пока фон хорошо высохнет.

3

Наметьте карандашом по всему рисунку в хаотичном порядке цветы с игольчатыми лепестками. Цветы должны быть разных размеров. Лепестки тоже изобразите неодинаковыми. Одни прорисуйте елочкой, другим иголки прикрепите только с одной стороны. Также выберите им разные направления и разную пушистость, как подскажет вам фантазия.

4

Возьмите тоненькую кисточку и прорисуйте узор тускло-голубым цветом. Теперь ярко-белой краской пройдитесь по некоторым иголочкам. С левой стороны и в центре рисунка белизны добавьте побольше. Поверх высохшей белой краски проставьте небольшие кружочки нежно-голубого и оранжевого цвета. Таким образом создастся эффект игры переливания цветов.

5

Нарисуйте зимний узор не прямыми штрихами, а завитками. Учтите, что они должны быть разной величины и более широкие, нежели игольчатые узоры. Разместите их по всему рисунку в хаотичном порядке или только по периметру окна, оставляя середину пустой. Разрисуйте узор аналогично предыдущей технике.

6

Нарисуйте зимний узор, который расположен на стекле, более реалистично. Для этого выберите точку, которая будет символизировать солнце. Наметьте его граничные линии. Теперь ярко-алой краской пройдитесь по намеченному контуру. Учтите, что кисточка должна быть чуть смочена водой для размывки очертаний, которые плохо видны за морозным стеклом.

25 слайд.   Во время рисования звучит песня « Зимняя сказка» .

Физкультминутка.   Вы, наверное, устали?

                                  А теперь  все  дружно  встали.

                                   Ручками  похлопали – 1,2,3.

                                   Ножками  потопали – 1, 2, 3.

                                  Повертелись, покружились,

                                  Как снежинки  полетели

                                  И  на место  тихо  сели.

                                   Глазки резко закрываем

                                  До  пяти  считаем – 1,2,3.4.5.

                                  Открываем, поморгаем

                                  И  работать продолжаем.

26 слайд.  Что ждет на  станции « Вырезай –ка»?

27 слайд  .  -   Что за звездочки сквозные

                        На пальто и на платке,
                       Все сквозные, вырезные,

                       А возьмешь – вода в руке?

28 слайд.      Снежинки.

Давайте  вырежем  снежинки  и   подарим  их  зиме.

(Во  время работы  звучит тихая, спокойная  мелодия).

29 слайд. 

           Мандала « Цветочная поляна»

А сейчас давайте  мысленно представим, что  среди  зимы, ее  снежного  покрывала   появилась  сказочная   цветочная  поляна, на которой растет семья цветов.

Посмотри, какой волшебный круг. Найдите  в центре главный  цветочек в круге, который не похож на другие. Раскрась его. Посмотри: рядом с этим цветочком растут его  близкие: мама, папа, брат или сестра. Раскрась их.

Есть ли на этой поляне  друзья ?

Вы можете раскрасить  контуры ( рамку). Какой цвет  ты выберешь  - решай сам.

 

30 слайд.   Зимние  раскраски  вам  в  подарок.

31 слайд.  Наше  путешествие подходит к концу. Понравилось ли  вам , что приготовила  для  вас  зима ?

А  теперь  выйдите из-за парт, встаньте  в круг. Возьмитесь  за руки. Это руки вашего  друга. Положите правую руку  на правое  плечо  рядом стоящего. Это плечо вашего друга, на которое  вы всегда можете  опереться в  трудную минуту. Помните об этом. И как  цветы на поляне  растут  все вместе, радуя нас  своей  красотой  и неповторимым  ароматом, так и мы  ребята, живя в одном классе, давайте  жить дружно.

 

Песня « Ты да я  да мы с  тобой…»

32 слайд.   Мне было очень приятно работать  с вами  сегодня. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по теме: "Зимняя сказка".

Разработка занятия для детей с нарушением зрения...

Электронная книжка стихов-загадок о зимних видах спорта "Олимпийская зимняя сказка"

В 15-ти стихотворных загадках даются краткие характеристики и некоторые интересные моменты из олимпийских зимних видов спорта. Предполагается, что в конце каждой загадки ребенок-слушатель, сообразно р...

Коррекционно-развивающее занятие «Путешествие в зимнюю сказку в гости к Деду Морозу» (1 класс)

конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие в зимнюю сказку в гости  к Деду Морозу» (1 класс)...

Сценарий театрализованной сказки "Зимняя сказка"

Сценарий театрализованной сказки "Зимняя сказка"...

Конспект открытого коррекционно - развивающего занятия "Зимние Олимпийские игры"

Конспект открытого коррекцинно-развивающего занятия "Зимние Олимпийские игры"4 класс дети с НОДА и ЗПР...