Главные вкладки

    Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18 в рамках ФГОС
    материал по теме

    Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования определяют ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения.

     Сильная психологическая служба в школе является ресурсом реализации стандарта. Важнейшим условием эффективности работы службы в условиях введения ФГОС является правильное понимание специалистами и педагогами сущности их  профессионального взаимодействия.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Модель психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса в МБОУ гимназии № 18

     в рамках ФГОС

    «И воспитание, и образование нераздельны.

    Нельзя воспитывать, не передавая знания,

    всякое же знание действует воспитательно.»

    Л.Н. Толстой

    Как никогда высказывание Л.Н. Толстого отвечает   основным принципам национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».         

    Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности  в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1). Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

    Особенности психологического сопровождения воспитательного

     процесса  определяются внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), статьей 42 Закона РФ «Об образовании».

    С 1 сентября 2011 года в гимназии реализуется Федеральный стандарт начального общего образования.  

    Коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МБОУ гимназии №18 разработана  основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального  образования,  на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (Москва, Просвещение, 2010),  которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса на ступени начального общего образования.   Данная программа рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол №1 от 30.08.2011 г. и утверждена Управляющим Советом гимназии №18, протокол № 1, от 26.08.2011)

    Воспитательный блок  программы направлен на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создает основу для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

             За два года работы по реализации ФГОС НОО   в  гимназии №18  возросла  значимость эффективного психологического сопровождения всех субъектов учебно-воспитательного процесса, сформировался  определенный алгоритм взаимодействия учителей начальной школы, администрации и социально-психологической службы.  

    Цель  психолого - педагогического сопровождения  воспитательного процесса в рамках ФГОС

    Создание благоприятного психологического климата и сохранение психологического здоровья для полноценного личностного развития учащихся.

    Задачи: 

    • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
    • формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
    • создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
    • психологическое обеспечение образовательных программ;
    • развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры учащихся, родителей, педагогов.

    Основные направления

    • Сохранение и укрепление психологического здоровья.
    • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.
    • Развитие экологической культуры.
    • Выявление и поддержка одаренных детей.
    • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
    • Сопровождение дифференциации и индивидуализации обучения детей.
    • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

    Традиционные виды и формы  деятельности педагога – психолога

    • Диагностика:  фронтальная, групповая, индивидуальная, углубленная. (анкетирование, тестирование, опрос, графические, рисуночные методики)
    • Консультирование:  консультирование родителей, учителей, учащихся.
    • Просвещение  и  профилактика: выступления на педсовете, ПМПк, МО учителей начальной школы, родительских собраниях, конференциях.  Классные часы, оформление стендов, публикации на школьном сайте,   в газетах «Наша гимназия», «Совенок»,  разработка памяток, буклетов, рекомендаций и др.
    • Коррекция: групповые, индивидуальные занятия, игры, упражнения, беседы, тренинги.

    Данные направления, виды и формы работы педагога-психолога в начальной школе по новым стандартам возможно реализовать только при тесном сотрудничестве с педагогами и администрацией школы.  Психолого-педагогическая работа с учащимися  при реализации ФГОС делится на несколько этапов.

    Первый этап - диагностика школьной готовности, позволяющая судить об  уровне готовности ребёнка к школе и сформированности некоторых универсальных учебных действий (УУД).

    Второй этап –  адаптация детей к школе. Работа в этом направлении осуществляется в течение всего 1-го класса и предполагает проведение развивающей и психокоррекционной работы с учащимися, испытывающими различного рода трудности. Формирование  и оценка сформированности УУД.

    Третий  этап – Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 2-3 классов, развитие познавательных способностей младших школьников. Система мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения, промежуточное оценивание  УУД  на протяжении  обучения.

    Четвертый  этап –  Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в канун перехода в среднее звено. Мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов обучения, оценка сформированности УУД.

    Перед началом приема детей в 1 –ый класс  традиционно  в феврале проводится собрание родителей будущих первоклассников, на котором родители знакомятся с образовательным учреждением, педагогами начальной школы, психологическими рекомендациями по подготовке ребят  к школе. По запросу учителей разрабатывались темы родительских собраний,

    например, «Адаптация первоклассников», «Возрастные особенности учащихся начальной школы», «Стиль и методы семейного воспитания», «Гиперактивный ребенок. Что делать?» и многие другие.

    Важную роль в процессе социально- психологической адаптации, сохранении здоровья и благополучия детей играет  развитие  чувства уверенности в себе, своих силах, самопринятия и уважения, формирование установки на преодоление школьных трудностей, развитие компетентности  в общении, развитие эмоциональной сферы, навыков самоорганизации, самостоятельности, саморегуляции, навыков совместной деятельности и сотрудничества.

             Обучение этим жизненно важным навыкам стало возможно  при использовании  внеурочной деятельности  учащихся, которая реализуется в гимназии по следующим  программам: духовно-нравственного развития,  гражданско - патриотического воспитания «Я-гражданин России»,  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Школа здоровья», «Здоровейка»,  общеинтеллектуального уровня «Умники и умницы», общекультурного направления «Чародей, декоративное творчество», социального направления «Учусь создавать проект»,  коррекционной работы с детьми.

     С этой же целью проводятся классные часы различной тематики: «Тайна моего имени», «Учимся дружить», «Вредные привычки»; совместные классные и общешкольные мероприятия: «Праздник знаний», «День матери», «Фестиваль национальных культур», и многое другое.  Использованные психологом различные формы работы, позволяют  лучше узнать детей, способствуют их саморазвитию и самовыражению, позволяют своевременно оказать им   психологическую поддержку. 

    С введением новых образовательных стандартов деятельность школьного психолога по сопровождению воспитательного процесса становится обязательной, конкретной и измеримой. 

    Список литературы

    1. Внеурочная деятельность школьников. Методический  конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. Степанов.- М.: Просвещение, 2010.
    2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е. С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.
    3. Как проектировать универсальные  учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А. Г. Асмолова.-  М.:Просвещение,2010 
    4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16.
    5. Организация психологической работы в школе./М. Р. Битянова- М.: Совершенство,1997
    6. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»:/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2010
    7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г.

    № 2357

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».  При нят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель психолого-педагогического сопровождения

    Модель психолого0педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС....

    Принципы и модели психолого-педагогического сопровождения.

    Принципы и  модели психолого-педагогического сопровождения....

    Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

    Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

    " Эффективность использования учебно-лабораторного оборудования в учебно-воспитательном процессе в начальных классах в рамках реализации ФГОС"

    Образование не стоит на месте. Современный ученик сегодня должен не только овладеть суммой знаний, но и сформировать готовность и способность к саморазвитию личностному самоопределению, что заложено в...

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса

    Образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – пр...

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса (презентация)

    Образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – пр...

    Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

    Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....