Главные вкладки

    Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса
    статья на тему

    Дубровина Елена Васильевна

    Образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – принцип личностного подхода, который выражается в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребёнка. Представляю свой опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_dubrovina.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическое  сопровождение воспитательного процесса

    Дубровина Елена Васильевна,  

    учитель начальных классов

    муниципального бюджетного

    общеобразовательного учреждения лицей № 2

    Республика Татарстан, г. Бугульма

    Согласитесь, образование – это общение + воспитание. Мы, классные руководители начальных классов - прежде всего воспитатели. Труд наш включает элементы исследования, то есть ведущий принцип нашей деятельности – принцип личностного подхода, который выражается в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей, в умении выстроить внутренний маршрут развития личности на основе природосообразности ребёнка.

            Так как воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, значит, непрерывно осуществляется и психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса. Цели и задачи, которые мы ставим перед собой в плане воспитания учеников, нескончаемы и определяют широкий круг направлений психологического сопровождения:

    -обеспечение процесса адаптации к школе;

    -психолого-педагогическое просвещение родителей и учащихся;

    -создание  детского коллектива и самоуправления в нем.

    Принимая детей в первый класс, мы внимательно изучаем личные дела учеников, в течение месяца присматриваемся к ребятам, ближе знакомимся. Необходимо представлять, с чего начать развитие коллектива, найти ответы на вопросы: какие они, наши дети, сегодня; каково их воспитание; умеют ли они дружить; интересно ли им вместе; будут ли лидеры, «изгои»?

    Одновременно с наблюдениями начинаем определять для себя те основные направления, по которым хотим развивать души детей в последующие годы. Таким образом, мы твёрдо определяем, к какому конечному итогу хотим прийти, ставим перед собой цели, задачи, составляем программу воспитательной деятельности, беря за основу системно-функциональную модель воспитания, которая ориентирует воспитательную работу на конечный результат.

    Анализируя современное состояние общественной жизни, считаем  основной целью воспитательной работы в классе воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, добродетелями, умеющей преодолевать трудности и добиваться своей цели. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого – вот те маяки, на которые мы с детьми будем постоянно равняться.

    Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

    1. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности, развития детских талантов;

    2. Способствовать формированию основ культуры поведения;

    3. Воспитывать высокие моральные качества личности (отзывчивость, доброжелательность, ответственность, организованность, трудолюбие);

    4.  Развивать навыки самоуправления в классе, проявление инициативы;

    5.  Формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;

    6. Воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком.

            Воспитательная работа в наших классах строится на следующих принципах:

    принцип открытости: дети и родители участвуют в планировании жизни  класса, вносят предложения с учетом своих интересов, потребностей и желаний;

    принцип деятельности: детям  нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать свои способности;

    принцип свободы выбора: ученикам предоставляется выбор задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;

    принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия ученика  в мероприятиях, жизни класса;

    принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность проявления инициативы;

    принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

    С первых дней мы прививаем детям навыки самоуправления. Решили, что наш коллектив – это  солнышко. Весь класс мы делим на 5 лучиков (соответственно 5 дням недели), выбираем в каждом лучике ответственных за дежурство в столовой, за чистоту доски, за порядок в раздевалке, за подготовку к урокам, ответственного за работу лучика. Роль каждого из учеников периодически меняется. Это приучает детей к умению подчиниться требованиям дежурных и выставить свои требования во время дежурства. В конце дня дети  анализируют работу своего лучика. Такая организация работы по формированию навыков самоуправления дала свои результаты: ребята добросовестно выполняют поручения, понимают значимость своего труда, умеют оценивать труд своих товарищей,  ждут возможности проявить себя.

    Дети при такой организации наших классных дел живут интересной и наполненной жизнью. Все мероприятия строятся с учетом детских желаний, предложений. Так, в начале учебного года ребята вместе с родителями обсуждают, вносят свои предложения, куда сходить, что сделать, какие праздники провести, какие беседы их интересуют. Они активно участвуют во всех классных делах, т.к. сами их предложили.

    Одно из направлений психологического сопровождения воспитательного процесса является просветительская и профилактическая  работа с родителями и учащимися.  Из разговоров с коллегами знаем, что для многих учителей это скучная и тяжёлая обязанность. Чтобы таковой она не стала для нас, с самых первых минут знакомства с детьми и родителями мы приглашаем семьи к сотрудничеству и  постоянно напоминаем, что родители должны рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. На такое единство наших устремлений указывают слова, которыми всегда начинаем первые родительские собрания: "С этого дня ваши дети стали и нашими детьми. Радости и огорчения у нас общие". Это всегда чудесным образом располагает родителей, помогает налаживать отношения полного взаимопонимания.

    Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса, является познание и общение через игру. Поэтому в классе регулярно проводятся праздники, игры, конкурсы и викторины, ролевые игры, организуются поездки, экскурсии, походы, посещение театров и концертов. В каждом проводимом деле мы пытаемся обеспечить возможность для проявления ребятами своих способностей и творческих устремлений, создать ситуацию успеха. Для этого используем не только педагогическое наблюдение, но и методы психолого-педагогической диагностики. Объектом изучения являются межличностные отношения в классе, самооценка учащихся, нравственная направленность личности ученика, его здоровье, работоспособность. Полученные данные используются нами в работе с детьми и  родителями для интеграции воспитательного воздействия на класс и отдельных учеников.

    Но мы не только развлекаемся. На родительских собраниях в дискуссиях у нас рождаются решения того, что предпринять для преодоления сложившихся трудностей, какой найти наиболее оптимальный для детей выход, как скорректировать свой подход к ребёнку, начать при необходимости формировать в себе навык консультирования. И постепенно происходил переход от привычного ранее для многих метода "Делай, как я" к новому, развивающему – "Не впереди ребёнка, не рядом с ним. ВМЕСТЕ".

    Родители являются обязательными участниками любого нашего мероприятия или праздника. Такое активное участие родителей в жизнедеятельности класса рождает у детей чувство гордости за своих родителей. Привлечение родителей к школьной жизни расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет отношение к школе. Складывающиеся отношения в классе  между детьми, родителями и учителем можно выразить формулой три «Д»: Доверие +  Доброжелательность + Диалог  = Формула сложившихся отношений между взрослыми и детьми.

    Воспитательная работа в наших классах позволила нам обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты наших классных коллективов. На менее значимо  и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, не перестают удивлять и удивляться.

    Литература

    1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 298 с.
    2. Под ред. Дубровиной, И. В. Рабочая книга школьного психолога – М.: Изд-во Знание, 1995. - 254 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательного процесса в начальных классах

    Данная работа была представлена в окружной панораме воспитательных систем классных руководителей начальной школы, проводимойОкружным методическим центром ЮЗОУО Департамента образования г. Москвы....

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

    В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...