Программа курса "Компьютерная азбука"
проект (4 класс) по теме

Гиенко Ольга Александровна

Программа курса дополнительного образования технической направленности "Компьютерная азбука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_kompyuternaya_azbuka.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Лицей №1»

Программа курса

«Компьютерная азбука»

                                                                           Составитель программы:

                                                                            учитель Гиенко О.А.

Петрозаводск

2010 г.

   1.Пояснительная записка.

   

Дополнительная образовательная программа начального (пропедевтического) курса по информатике «Компьютерная азбука» имеет научно – техническую направленность. Основная цель изучения информатики в школе – это формирование основ научного мировоззрения учащихся, развитие мышления, создание условий для прочного и осознанного овладения учащимися основами знаний и умений о современных средствах работы с информацией.

Основные задачи образовательной программы:

  1. Овладение теоретическими знаниями по курсу «Информатика в играх и задачах»;
  2. Развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся;
  3. Знакомство с компьютером, как средством обработки информации, с                        информационными технологиями обработки информации.

Овладение теоретическими и практическими знаниями по представленной программе помогает обучающимся не только  лучше усваивать учебный материал в 3-4-х классах, где информатика является обязательным учебным предметом, но и подготавливает базу для более глубокого, системного усвоения знаний на последующих этапах обучения. Занятия способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления детей. Овладение элементарными навыками работы на компьютере обеспечивает проявление учащимися более высокого уровня  самостоятельности при подготовке письменных сообщений, презентаций, оформлении других результатов проектной и исследовательской деятельности, являющихся основой  эффективных технологий, разрабатываемых  и внедряемых в практику педагогами начальной школы лицея №1. В связи с этим  является очевидной актуальность и педагогическая целесообразность программы.

При составлении программы были использованы программы курсов «Информатика в играх и задачах» (Горячев А.В., Школа 2100), «Информатика (1-4) как системообразующий элемент содержания образования начальной школы» Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

Программа рассчитана на преподавание в объёме 34 годовых часов (1 недельный час). Содержание программы требует обязательного наличия компьютерной техники. В реализации программы  участвуют дети 7 -8 лет.

2.Содержание программы дополнительного образования      детей и ожидаемые результаты.

Начальный (пропедевтический) уровень

1. Информация. Информационные процессы. Языки представления информации.

1) Информация  и её роль в жизни человека. Информационные процессы. Способы представления информации. Кодирование информации. Язык передачи информации. Виды информационных процессов.

Учащиеся должны знать:

- какую роль играет информация в жизни человека;

- понятие «кодирование» информации;

- виды информационных процессов;

уметь:

- приводить примеры различных видов информации;

- кодировать символьную информацию средствами какого-либо алфавита;

- определять вид информационного процесса, происходящего в конкретной ситуации.

2. Информационное моделирование.

1) Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация. Информационные модели объектов. Графические информационные модели. Множества. Пересечение, объединение, вложенность множеств.

Учащиеся должны знать:

- понятия «существенный признак», «классификация» и уметь их объяснять;

- некоторые виды графических моделей: графы, деревья, множества;

уметь:

- определять существенные признаки предмета;

- описывать состав предмета (в т.ч. в виде схемы);

- определять признак, по которому проведена классификация;

- выполнять классификацию предметов по заданному существенному признаку;

- определять и описывать простые случаи взаимного расположения множеств.

2) Основные понятия логики. Высказывание. Истинность и ложность высказывания. Логические операции отрицания, конъюнкции, дизъюнкции. Методы решения логических задач (табличный, метод кругов Эйлера).

Учащиеся должны знать:

- понятия «высказывания», «истинное высказывание», «ложное высказывание»;

- действие логических операций «неверно, что», «и», «или»;

- методы решения логических задач (табличный, кругов Эйлера);

уметь:

- определять истинность и ложность высказывания;

- приводить примеры истинных и ложных высказываний;

- решать задачи методом таблиц и кругов Эйлера;

- строить выигрышную стратегию в играх типа «Цепочка».

3. Алгоритмизация и программирование.

1) Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Линейные, разветвляющие и циклические алгоритмы. Вспомогательные алгоритмы (процедуры).

Учащиеся должны знать:

- понятия «алгоритм», «исполнитель алгоритма», «программа»;

- виды алгоритмов;

- основные команды исполнителя Черепашка (язык ЛОГО);

уметь:

- определять вид готового алгоритма;

- находить ошибки в алгоритме решения задачи;

- определять тип алгоритмической структуры, необходимой для решения несложной задачи;

- составлять алгоритм, используя СКИ учебного исполнителя.

2) Координаты клетки. Числовая ось, отрицательные числа. Координатная плоскость. Координаты точки. Алгоритмы с использованием координат.

Учащиеся должны знать:

- понятия «координаты клетки», «координаты точки»;

- правило определения и записи координат клетки на шахматной доске, точки на координатной плоскости;

уметь:

- определять координаты заданных клеток, точек;

- отмечать клетки, точки с заданными координатами;

- использовать команды учебных исполнителей для работы с координатами.

2) Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Лабиринты. Правило выхода из лабиринта.

Учащиеся должны знать:

- понятия «симметричная фигура», «ось симметрии»;

уметь:

- определять, является ли фигура симметричной;

- достраивать фигуру до симметричной, используя данную ось симметрии;

- строить фигуру, симметричную данной относительно данной оси симметрии;

- находить выход из лабиринта.

4. Компьютер как средство обработки информации.

1) Краткая история вычислительной техники. Состав персонального компьютера. Освоение клавиатуры компьютера. Представление информации в компьютере.

Учащиеся должны знать:

- какими средствами вычислительной техники пользовались люди до появления компьютеров;

- название и назначение основных частей персонального компьютера;

- назначение основных клавиш на клавиатуре;

- способ представления информации в компьютере;

уметь:

- включать и выключать компьютер;

- пользоваться клавиатурой компьютера для работы с экранным меню, ввода текстовой информации;

- пользоваться мышью.

5. Информационные технологии обработки информации.

1) Обработка текстовой информации на компьютере. Текстовые редакторы. Набор, редактирование, сохранение и распечатка текста. Десятипальцевый слепой метод письма.

Учащиеся должны знать:

- назначение текстового редактора и сферы его применения;

- возможности простых текстовых редакторов: Микрон, Блокнот;

- понятия «редактирование текста», «фрагмент текста»;

уметь:

- набирать текст в текстовом редакторе, пользуясь десятипальцевым методом письма;

- редактировать набранный текст;

- сохранять текст на диске;

- распечатывать текст из файла на принтере.

2) Обработка графической информации на компьютере. Графические редакторы. Построение изображений с помощью инструментов графического редактора. Создание графических моделей в ГР.

Учащиеся должны знать:

- назначение графического редактора и сферы его применения;

- возможности простых графических редакторов: Художник, Paint;

- понятия «панель инструментов», «палитра»;

уметь:

- создавать рисунок в графическом редакторе, используя основные инструменты;

- редактировать рисунок;

- сохранять рисунок на диске.

3) Передача информации в компьютерных сетях. Электронная почта. Глобальная сеть Интернет. Гипертексты, переход по гиперссылкам. Адресация в Интернет.

Учащиеся должны знать:

- возможности компьютерных сетей;

- понятия «электронное письмо», «электронная почта», «гиперссылка»;

- правила работы с браузером Internet Explorer;

уметь:

- находить нужные странички в Интернете по заданному адресу;

- выполнять переходы по гиперссылкам;

- пользоваться электронным почтовым ящиком в Интернете для передачи текстовых файлов и писем с вложениями (графическими файлами).

При подведении итогов реализации дополнительной образовательной программы «Компьютерная азбука» используется система контрольных и проверочных работ. Для повышения уровня мотивации учащихся в процессе обучения проводятся выставки, творческие соревнования, конкурсы творческих работ, компьютерных  презентаций.  Главным результатом является степень самостоятельности в применении  на практике знаний и умений, полученных на занятиях по данной программе.  

Список использованной литературы:

1). Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 1-й класс. Учебник-тетрадь. В 2-х ч. Автор выпуска Т.О. Волкова. – М.: «Баласс», 2003. – Ч.1 – 64 с. илл., ч.2 – 80 с. илл.

2). Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. 1 класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 1998. – 146 с.

3). Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2-й класс. Учебник – тетрадь. В 2-х ч. Автор выпуска Т.О. Волкова. – М.: «Баласс», 2003. – Ч.1 – 64 с.

4). Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 1998. – 96с.

5). Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 кл. [ электронный ресурс] / А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова. ЗАО «1С», 2008. – CD-ROM.

6). Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 2 кл. [электронный ресурс] / А.В. Горячев, К.И. Горина, Т.О. Волкова. – ЗАО «1С», 2008. – CD – ROM.

7). Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Инновационный учебно-методический комплекс «Информатика (1 – 4) как системообразующий элемент содержания образования начальной школы: Книга для учителя. – М.: 2007. – 232 с.


Учебно – тематический план

1 класс ( 30 часов)


занятия

Раздел/тема

Количество

часов

Теоретический

блок

Практический

блок

1 -10

План действий и его описание.

10 ч.

Последовательность действий.

Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютер и его составные элементы (процессор, монитор, мышка, клавиатура) и их назначение. Основы Макинтоша. Использование мыши: действия «указывать», «нажимать», «перетаскивать».

11 -20

Отличительные признаки и составные части предметов.

10 ч.

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам.

Использование курса «Основы Макинтоша». Стол: Главное меню, меню. Создание документа. Сохранение документа. Организация рабочего места. Как создать и назвать папку. Как поместить документ в папку.

21 -30

Логические рассуждения.

10 ч.

Истинность и ложность высказывания. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчёт вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Знакомство с клавиатурой.

Клавиши для набора текста. Управляющие клавиши.

Правила набора текста.

2 класс (34 часа)


занятия

Раздел/тема

Количество

часов

Теоретический

блок

Практический

блок

1 - 11

Отличительные признаки и составные части предметов

11 ч.

Объекты: признаки, состав, сравнение, классификация.

Симметричные фигуры. Ось симметрии. Симметричные точки на координатной плоскости. Правила построения симметричных фигур. Координатная сетка. Локализация предметов на координатной сетке. Нахождение предмета по координатной сетке.

Правила набора текста. Редактирование текста. Знакомство с графическим редактором Paint.

Создание рисунка в графическом редакторе с использованием основных инструментов.

12 - 21

План действий и его описание.

10 ч.

Алгоритм. Ветвление.

Множество. Элементы множества.

Способы задания множеств. Сравнение множеств. Пустое множество. Отображение множеств. Кодирование. Пересечение множеств. Объединение множеств.

Знакомство с языком ЛОГО и основными командами исполнителя Черепашка.

Набор, редактирование, сохранение текста. Распечатка текста из файла на принтере.

22 – 34

Логические рассуждения.

13 ч.

Понятия «истина» и «ложь».

Отрицание. Логические операции «И», «ИЛИ».

Графы, деревья. Элементы комбинаторики.

Работа с несколькими программами.

Знакомство с программой PowerPoint. Создание презентаций.

Повторение и закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Азбука Истоков" для 1 класса

Программа внеурочной деятельность для 1 класса...

Программа кружка «Азбука дорожного движения» для младших школьников (1 класс)

Кружок «Азбука дорожного движения» учитывает возрастные особенности младших школьников,обеспечивает расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте....

Программа "Этика: азбука добра"

Хомякова И.С., Петрова В.И. ПРОГРАММА факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы) ...

Внеурочная деятельность программа Этика:азбука добра Школа 21 век

Программа составлена с учетом ФГОС второго поколения 2 класс по Школе 21 век...

Рабочая программа кружка "Азбука здоровья"

Программа разработана на основе материалов Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко "Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы: 1-4 класс.-М,: ВАКО, 2007.-Мастерская учителя"...

программа кружка "Азбука общения"

Программа  кружка  «Азбука общения» соответствует  федеральному     государственному  образовательному  стандарту  начального общего образования...

Программа курса "Азбука нравственности"

В данном материале вы найдете программу кружка "Азбука нравственности" для 1-4 классов....