Искусство быть читателем
рабочая программа по теме

Фёдорова Ольга Аркадьевна

программа литературного кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_byt_chitatelem.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Искусство быть читателем»

  1. Пояснительная записка.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем  умение писать.

Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.

Ясная и правильная передача мыслей автора  - первая задача выразительного чтения.

Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Поэтому особое внимание на  занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на  развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Программа рассчитана на два года обучения.

Оптимальная численность группы- 14 человек.

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Для обучения по программе принимаются все желающие учащиеся.

  1. Программа предлагает следующие цели и задачи:

Цель: вооружение  детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Задачи: 1. Отработать с учащимися основные правила выразительного чтения: темп, ритм, логическое ударение, пауза и т. д.

2. Учить детей психологически чувствовать авторское настроение и голосом передавать его.

 3. Расширить круг читательских интересов учащихся, их кругозор. 

4. Воспитывать умение эмоционально сопереживать.

 

  1. Содержание программы:

Тематический план кружка с обучающимися 4 а класса

на 2010-2011 уч.год.

Количество часов- 30 ч.

1 час в неделю

Тема занятия

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

1.

Вводное занятие. Цели и задачи кружка.

1 ч.

Беседа.

2.

Книга–наш  друг. Выдающиеся люди о книге.

1 ч.

Беседа.

3.

Книга и библиотека.

1 ч.

Экскурсия  в библиотеку

4.

Техника речи. Искусство чтения и дыхания.

1 ч.

Практикум.

5.

Дикция. Пословицы и поговорки.

2 ч.

Практикум.

6.

Теоретические сведения о логике чтения.

1 ч.

Беседа.

7.

Логические ударения и приемы их практического осуществления.

1 ч.

Тренировочные упражнения.

8.

Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмических пауз.

1 ч.

Практикум.

9.

Эмоционально-образная выразительность.

2 ч.

Беседа.

10.

Сопереживание. Словесное действие. Стихи патриотической тематики.

1 ч.

Практикум.

11.

Паузы (психологические, начальные, финальные).

1 ч.

Практикум.

12.

Сценическое искусство. Чтение по ролям.

2 ч.

Тренировочные упражнения.

13.

Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

1 ч.

Конкурс.

14.

Выразительное чтение прозы.

2 ч.

Беседа.

15.

Логическое ударение, пауза в тексте.

2 ч.

Практикум.

16.

Предложение сложное. Абзац.

1 ч.

Тренировочные упражнения.

17.

Особенности чтения басни. Басни И. С. Крылова.

2 ч.

Практикум.

18.

Чтение оды. Оды  Державина, Ломоносова.

1 ч.

Тренировочные упражнения.

19.

Баллады.

2 ч.

Практическое занятие

20.

Моя любимая книга. Размышления о прочитанном.

2 ч.

Практическое занятие

21.

Береги книгу!

1 ч.

Беседа

22.

Итоговое занятие.

1 ч.

Круглый стол

  1. Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы ребенок

должен иметь представление: 

  • о жанрах художественной литературы;

должен уметь: 

  • выбрать книгу в соответствии со своим интересом;
  • анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать;
  • воспроизводить содержание произведения;
  • пользоваться средствами художественной выразительности;
  • передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (драматизации, рисовании, художественном труде, игре, музыке и т.д.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство быть родителями

Памятка для родителей. Содержит рекомендации В. Леви о наказании детей....

Методическая разработка конспекта занятия по теме:«Искусство быть толерантным».

1 мероприятие -Занятие по технологической игре Т.Ф. Акбашева "Путь истины" на тему толерантность.Тема занятия:  «Искусство быть толерантным»(1час)Применение игры:...

"Искусство быть читателем"

Программа литературного кружка...

Эссе "Искусство быть собой"

Размышления о профессии. Учитель - мастер, учитель - актёр, учитель - ......

Классный час "Искусство быть вместе"

Классный час совместно с родителями учащихся.Этот материал адресован классным руководителям....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (68 ч, 2 часа в неделю)Учимся быть читателями...

Внеурочная деятельность во 2 классе «Учимся быть читателями»

Внеурочное занятие во 2 классе "Учимся быть читателями". Тема: «Мы в ответе за тех, кого приручили» по произведению «Маленький принц»    Антуана д...