КТД «УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «ТРУД НА РАДОСТЬ»
классный час (2 класс) на тему

Качановская Наталия Николаевна

 

КТД – это праздник для ребят  и взрослых. Включает в себя загадки, пословицы, стихи о труде и людях труда. Практическая работа проводится в группах-центрах под присмотром родителей и учителя. Для учащихся 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУО «Средняя школа №8 г. Пинска»

КТД

«УСТНЫЙ ЖУРНАЛ 

«ТРУД НА РАДОСТЬ»

для учащихся вторых классов

Учитель начальных классов: Качановская

  Наталия Николаевна


ЦЕЛЬ:

• Обогащение знаний детей о различных профессиях.

ЗАДАЧИ:

• Дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий.

• Воспитывать любовь к труду, стремление выполнять работу качественно.

• Развивать творческий потенциал личности.

• Привить уважение к людям разных профессий.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: Дети разбиваются на команды. Подготавливают познавательный материал о разных профессиях, разучивают стихи, рисуют рисунки, пишут сочинения, готовят конкурсы. Оформляют стенгазету, плакаты, книжную выставку, выставку поделок. Приглашают родителей, родственников. Учитель подготавливает 5 родителей к работе в творческих центрах в роли консультантов.

ОБОРУДОВАНИЕ: Класс украшается рисунками и сочинениями детей «Моя будущая профессия», плакатами с афоризмами о труде. Выставка детских поделок. Предметы для конкурсов и творческих центров, рисунки и фото людей разных профессий.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Дети заходят в класс под песню «Легко на сердце от песни весёлой» из к/ф «Весёлые ребята)

День сегодня – совсем особенный!

 Собрались мы сюда, друзья,

 Чтоб восславить руки тружеников –

 Это сделаем... (все хором) Ты и я!

- Нам поможет это сделать устный журнал «ТРУД НА РАДОСТЬ».

  1. РУБРИКА «КНИЖНЫЙ САД»

-Послушайте сказку.

Жили – были на свете два молотка:

Цок – цок и Стук – бряк. Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них, ребята! Какие же они разные. Один блестит, другой ржавый, вместо рукоятки палка.

- Скажите, ребята, если бы вам нужно было бы что-нибудь приколотить, какой молоток вы бы взяли?

- Почему? (ответы ребят)

- Верно. Цок – цок – всегда аккуратный, прямо блестит! И рукоятка у него гладенькая, словно отполированная –  таким приятно работать.  А Стук – бряк …? (ответы детей)

Цок – цок вставал рано – рано и сразу принимался за работу – мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его.

А Стук – бряк по утрам просыпался долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шёл работать. У него ничего не получалось и он злился и ворчал.

Цок – цок всегда говорил ему, чтобы тот не злился, а старался, тогда и выйдет как надо.

Но Стук – бряк не умел стараться. Потому его и прозвали Стук – бряк. Никому он добра не делал. Зато хвастаться очень любил.

-Нравится вам этот молоток Стук-бряк?

-А какое художественное произведение надо прочитать молоточку Стук-бряк, чтобы стать старательным и терпеливым? (Е. Пермяк «Торопливый ножик»)

-Кто главный герой рассказа?

-С какой проблемой столкнулся главный герой?

-Кто помог найти правильное решение?

-Чему учит этот рассказ? (быть терпеливым, старательным и аккуратным).

-Послушайте что случилось с молотком Стук-бряк  дальше.

И вот однажды сорвался Стук-бряк с рукоятки и вылетел в окно. Долго так валялся, никому не нужный. Но однажды увидел его мастер: подобрал, стал его мыть-отмывать, ржавчину оттирать, суконкой шлифовать до блеска, к делу приучать. Теперь и Стук-бряк вставал рано-рано, строил красивые дома для птиц и делал другие полезные вещи. И люди полюбили его. Вышел как-то раз Цок-цок прогуляться и вдруг слышит... Цок-цок! Видит – блестящий молоточек ловко гвозди забивает. Кто же это? Был когда-то Стук-бряк! А теперь – посмотри-ка и послушай, превратился Стук-бряк  в братца Цок-цок! С тех пор стали они удалой и  дружной бригадой работать вместе на радость себе и людям.

-Понравилась вам сказка?

-Кто помог Стук-бряку стать умелым молоточком? ( мастер и его умелые руки)

-Что значит умелые руки?

-Как ещё можно назвать такие руки? («золотые» руки)

-Какие ещё вы знаете произведения о труде? (Н.Носов Заплатка», Е. Пермяк «Пичугин мост»)

-Кратко перескажите эти рассказы.

-Чему они учат? (быть терпеливыми, аккуратными, внимательными)

-Посмотрите на  этот сад книг (выставка). Что общего у них? (они все о труде и о людях труда)

  1. РУБРИКА «КЕМ БЫТЬ?»

-А какие профессии вы знаете?

-А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».  Вам надо узнать о какой профессии идёт речь. Если правильно определите – появится картинка.

Он рассказывает внятно,

Он экскурсию ведет.

Нам становится понятно

То, что он … (экскурсовод.)

Безбилетник не проник:

Ведь в вагоне … (проводник.)

Тепловозы я вожу,

Пассажирам я служу.

Я не токарь, не горнист –

Я веселый … (машинист.)

Строю дом и детский сад

И больницу строить рад,

И у цирка я не зритель,

Так как я его … (строитель.)

Шью я куртки и штаны,

Вы меня все знать должны:

На машинке строчу лихо,

Потому что я … (портниха.)

Потушу пожар любой,

Быстро справлюсь я с бедой.

За опасный этот труд

Нас … (пожарными) зовут.

Я бегун, прыгун, пловец,

Я здоровый молодец.

Жду рекордных перемен,

Потому что я … (спортсмен.)

Варит сталь. Его недаром

Называют … (сталеваром.)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я … (портной.)

Я грузы кранами вожу,

В высокой будке я сижу.

Я не привык ходить пешком,

Меня зовут … (крановщиком.)

Напеку я пирожков,

И коврижек, и рожков.

Вот такой имею дар:

Я … (кондитер-кулинар.)

Очень тщательный уход

За животными ведет:

За коровами – … (доярка,)

А за свинками – … (свинарка.)

Я за компьютером сижу,

Счета, балансы подвожу.

Во всех конторах там и тут

Меня … (бухгалтером) зовут.

Драгоценный сувенир

Изготовит … (ювелир.)

Хочешь свежих помидоров –

Загляни на огород:

С недостатком витаминов

Справится … (овощевод.)

-Перед вами список профессий. Сейчас я буду показывать вам предметы, а вы скажите  кому они принадлежат.

Швея (шпульный колпачок)

Плотник (пила)

Пекарь (скалка)

Слесарь (гаечный ключ)

Кондитер (кондитерский шприц)

Вышивальщица  (пяльцы)

Врач (шприц)

Столяр  (рубанок)

Слесарь-сантехник (водопроводный кран)

-Какие профессии у ваших родителей? (Дети зачитывают заранее написанные сочинения).

-Кем бы вы хотели быть? (Дети показывают рисунки и поясняют их).

-Что нужно сделать, чтобы приобрести какую – то профессию? (ответ детей)

  1. РУБРИКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

(конкурсы для детей одновременно в 5 центрах, в каждом центре родитель - консультант) 

Центр «Швея-искусница» (пришить пуговицу)

Центр «Столяр – умелец» (забить гвоздь)

Центр «Инженер - волшебник»  (из «ЛЕГО» сконструировать машину)

Центр «Хозяюшка» (почистить варёный картофель)

Центр «Мастерица – парикмахер» (завязать бант кукле)

-Посмотрим на работу наших мастеров - тружеников.

(Подведение итогов. Консультанты показывают и рассказывает о мастерах и их работе в каждом центре)

  1. РУБРИКА «НЕДАРОМ СЛОВО МОЛВИТСЯ…»

-А кто знает пословицы о труде? (ответы детей)

-Давайте прочитаем и другие пословицы.

(На доске плакат с пословицами)

«Дело мастера боится»

«Труд – умные руки любит»

«Не начав – подумай, начав – думай»

«Терпенье и труд всё перетрут»

«Люби дело – мастером будешь»

-Закончите пословицу:

Сделал дело … (гуляй смело).

Дело мастера … (боится).

Что посеешь … (то пожнешь).

Делу время … (потехе час).

Терпение и труд … (все перетрут).

Поспешишь … (людей насмешишь).

Семь раз отмерь … (один раз отрежь).

Лес рубят … (щепки летят).

  1. РУБРИКА «ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЁСЛА?»

Чтение  детьми стихотворения. Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла?»

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофёра

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

-Каждый из вас знает, что на Земле нет ничего важнее и почетнее труда, без труда не добра, потому что

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломать хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

(Дети все вместе читают хором)         За все. Что сделано для нас,

                                                 Мы благодарны людям.

 Придет пора, настанет час –

 И мы трудиться будем.

( Звучит музыка.  Дети и гости рассматривают выставку поделок «Труд на радость себе и другим»)



Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ШКОЛЬНО-СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ «ОРИЕНТИР»

  1. ВВЕДЕНИЕ

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть наиболее полно решена вне системы школьно – семейного воспитания.

Профессором Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина М.П. Осиповой была создана  модель школьно – семейного воспитания «Ориентир». Данная технология воспитательного процесса основывается на системно - деятельностном подходе к воспитанию, обеспечивает личностно-ориентированную направленность.

От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в школе, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом. Структурные проекты в модели школьно-семейного воспитания являются ориентирами, определяющими содержание воспитывающей деятельности.

Структурные проекты, которые использую в работе:

  • «Здоровый образ жизни», целью которого является развитие стремления ребёнка к познанию и совершенствованию своего организма, расширение у детей опыта сохранения и укрепления здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.
  • «Школа вежливости и человечности», целью которого является расширение знаний  детей об этикете, формирование представлений о речевом этикете, формирование у детей культуры взаимоотношений, оказание помощи родителям в создании условий, которые стимулируют стремление детей к Истине, Добру и Красоте.
  • «Радость познания» - цели этого проекта - формирование интереса к книге, к семейному чтению, создание атмосферы духовности, культа книги.
  • «Труд на радость себе и людям»  - цель – формирование представления о труде на пользу, радость себе и людям, развитие творческих интересов личности ребёнка.
  • «Природа – наш дом», целью которого является помощь социально ответственным взрослым в формировании морально- действенного отношения детей к природе.
  • «Экономическая азбука» - цель которого развитие представлений о потребностях как желаниях и нуждах человека, формирование представлений о собственности, о бережном отношении к ней.
  • «В гармонии с природой и искусством» - цель которого способствовать формированию представлений о красоте окружающего мира.

Работая по программе «Ориентир» стараюсь способствовать процессам самопознания и самосозидания личности ребёнка, создаю условия развития задатков его личности.

  1. ПРОЕКТ «ТРУД НА РАДОСТЬ СЕБЕ И ЛЮДЯМ»

Проблема трудового воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Задачей учителей современной школы является воспитание в детях любви к труду, уважение к труду других людей, самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. Причем планомерное и целенаправленное воспитание в данном направлении начинается уже с младшего школьного возраста.

Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:

1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора, строительство школьной спортивной площадки).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд школьника должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

7. При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

8. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.

9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда. Если все указанные условия соблюдаются, то труд для школьников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, формируется такая нравственная черта, как уважение к людям труда.

Одна из популярных форм работы по проекту «Труд на радость себе и людям»- КТД. Методика КТД разработана И.П. Ивановым.

КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа учителя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап - коллективное планирование. Учитель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела.

Учитель помогает некоторым группам  при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов. Иногда на данном этапе возникают споры.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая  микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?».  Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.

КТД – это праздник для ребят  и взрослых.

Предлагаю Вашему вниманию КТД «Устный журнал «Труд на радость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Устный журнал "Расти здоровым"

Разработка внеклассного мероприятия по ОЗОЖ для обучающихся 4 класса, УМК любой....

Ученье и труд всё перетрут (устный журнал)

Классный час по духовно-нравственному воспитанию. Перелистывая страницы журнала дети знакомятся с пословицами, отгадывают загадки, читают стихи, отвечают на вопросы викторины...

Устный журнал на тему: "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть ".

Приобщение учащихся к правилам хорошего тона, воспитание умения общаться, стремления помогать друг другу, умения уважать друг друга; развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихс...

Устный журнал «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть!»

Материал классного часа в форме устного журнала способствует формированию таких нравственных понятий как доброта, вежливость, взаимовыручка....

Неделя труда: Труд - это радость.

Задачи: развивать инициативу, стремление к активной деятельности.Формировать навыки, потребности в труде, в общественной оценке и самооценке, потребность занимать достойное место среди других людей.Фо...