Беседа "Труд на радость себе и людям"
план-конспект

Лобанова Ольга Павловна

Цели:

- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

- побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_na_radost_sebe_i_lyudyam.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

- расширить представление детей о значении труда в жизни общества;

- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость;

- побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

План.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга»
  2. Интерактивная беседа.
  3. Мини-лекция «Что труд  даёт человеку».
  4. Игра «Окончание пословицы»
  5. Ринг профессий.
  6. Игра «Угадай профессию»
  7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»
  8. Устные рассказы «Профессии наших родителей»
  9. Заключительное слово.
  10. Подведение итогов (рефлексия).

Ход беседы.

  1. Проблемная ситуация «Два плуга»

Классный руководитель.

         - Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу  с маленького рассказа К.Д. Ушинского , который называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.

Воспитатель читает рассказ.

           Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились.  Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской. Плуг же пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

        - Скажи, пожалуйста, от чего ты так блестишь?  - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

        - От труда, мой милый, - отвечал тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2.  Интерактивная беседа.

Воспитатель:

- Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился).

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?  (Потемнел и покрылся ржавчиной).

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах (Труженика и лентяя).

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Примерные ответы детей:

- Труд красит человека, а  безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- Только в труде человек может раскрыться.

 - Без труда человек заржавеет и заболеет.

3. Мини-лекция  «Что труд даёт человеку»

Воспитатель.

        - Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните  «Поучение Владимира Мономаха»? В нём труд  - высшее мерило богоугодности человека. Ещё один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в наше время человек в обществе ценится по руду.

          Труд – это источн6ик радости, удовольствия.  В трудовом коллективе человек  учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как  физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

4 Игра «Окончание пословицы»

Воспитатель

       - в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором. Учитель читает пословицы, дети хором отвечают.

        - Деревья смотри в плодах,…(а людей смотри в делах)

          Терпенье и труд…(всё перетрут)

          Под лежачий камень…(и вода не течёт)

          Маленькое дело…(лучше большого безделья)

          Горька работа…(да сладок хлеб)

         Не везде сила: где уменье….(а где и терпенье)

         Не сиди, сложа руки,…(не будет и скуки)

         Не спеши язык,… (спеши делом)

         Любишь кататься…, (люби и саночки возить)

         Делу время,…(потехе час)

          Всякое дело человеком ставится,…(и человеком славится)

          Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде)

5. Ринг профессий.

Воспитатель.

       - Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру  «Ринг профессий».

         В игре участвуют 6 команд 9по количеству рядов0. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды. ( Дети входят к доске).

         По моему сигналу вы должны по очереди называть по одной профессии. Если возникают затруднения, можете просить помощи у своих команд. Если команда не вспомнит название профессии в течение трёх секунд, она выбывает из игры. Игра продолжается пять минут. Побеждает тот, кто остался на ринге. Внимание - начали!

Дети по очереди называют профессии. Проигравшие выбывают и садятся на свои места.

Игра закончилась, Победил (номер) ряд. Здесь сидят самые крупные специалисты в области профессий.

Победитель садится на место.

6. Игра «Угадай профессию»

Воспитатель.

          - Много профессий есть в мире, и среди них есть одна – самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл её «поистине праведным искусством»

             Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

           - Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам бог.

           - Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

           - оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.

           - Всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие)

             К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н.Толстой писал, что «стыдиться» можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни.

7. Блиц-интервью «Моя любимая профессия»

Воспитатель

            - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий

8.  Устные рассказы. «Профессии наших родителей»

Воспита.тель

            - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу- бизнеса, герои телевизионных тусовок, скандалов, реклам. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Из дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают всё то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

               Дети рассказывают о профессиях родителей.

9. Заключительное слово.

Воспитатель.

              - В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесёт им счастье»

10. Подведение итогов (рефлексия).

Воспитатель.

               - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились?  Над чем хочется задуматься?

Примерные ответы детей.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Привитие навыков культурного поведения ,уважения старших на основе стихов,песен и частушек, на примере сценки с участием Мальвины и Буратино....

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.

Данное мероприятие проводится для учащихся 3-4 классов....

Классный час во 2 классе "Чтобы радость людям дарить надо добрым и ласковым быть."

Воспитание нравственности Раскрытие понятия “доброта” Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта” Пословицы о доброте и вежливости...

Праздник "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Разработка праздника вежливости и добраты для начальных классов....

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть

clip_image002.jpgОборудование: пословицы и поговорки о доброте и вежливости, сочинения детей на тему «Что такое вежливость и доброта», фонограммы песен «Если добрый ты», «Дорога добра», конкурс...

"Чтобы радость людям дарить,нужно добрым и вежливым быть!"

Внеклассное мероприятие о вежливости и доброте....

Конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям" 3 класс

В данном архиве представлен конспект классного часа по теме "Труд на благо себе и людям", а также дополнительный материал к внеклассному мероприятию.Классный час - это форма воспитательной р...