ВОСПИТАНИЕ ГЛАЗАМИ ПЕДАГОГА
материал по теме

Гайфуллина Гульмадина Рафкатовна

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система глазами педагога

Проблема воспитания новых поколений россиян – самая острая проблема школы, семьи, государства.Современное российское общество оказалось в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий. В этих условиях необычайно осложнилась проблема воспитания человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, судьбу города, Отечества.

Тем не менее школа не может переложить вину за сложившуюся ситуацию на родителей, формально решая проблемы нравственного воспитания. Необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества, менять содержание и формы взаимодействия школы, семьи и всех социальных институтов. Классный руководитель, родители, администрация школы, учреждения дополнительного образования должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это значит равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Для того чтобы решать поставленные задачи в воспитании и обучении, необходима продуманная программа воспитания.

Я - преподаватель специальных (коррекционных) классов VII вида. Поэтому в своей работе опираюсь на Нормативно-правовую основу преподавания в специальных (коррекционных) классах VII вида, состоящую из следующих документов: (слайд 2)

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004г. – в стратегии перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт 2009г.
  • Концепция коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психоречевого развития

Из этих документов важнейшим (идеологически базовым) является (слайд3)концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе которой создана школьная Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

      Программа имеет культурологическую направленность, служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовывать действия учителя, обучающихся и родителей, педагогов дополнительного образования, узких специалистов при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе. Воспитание должно носить системный характер и проявляться во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности, в работе с семьёй, социальными институтами и т.д. (слайд 4 «Ромашка»)

Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи, школы и социальных институтов, целью которого является обеспечение условий развития ребёнка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающегося. Главное в воспитании – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Остановимся на непосредственной повседневной деятельности педагога. Из чего начинает складываться воспитательная система?

В первую очередь – это профессионально-личностные качества учителя, «я - концепция» педагога, то, какие ценности  определяют всю его деятельность, в т.ч. взаимосвязь с другими субъектами и объектами образовательного процесса в школе и в рамках работы с другими социальными институтами.

Система дополнительного образования предоставляет возможность заниматься детям разных возрастных групп, а также детям с ограниченными возможностями здоровья. Работа данных структур способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она повышает интерес и способствует развитию трудолюбия.Учащиеся смогли проявить себя в различных областях знаний и умений. (ДЮСШ, Школу искусств посещают не все ученики, тем более, категория моих учащихся (дети с ОВЗ).ДДТ – дети участвуют в конкурсах, представляют персональные выставки своих работ).(слайды5, 6, 7«Грамоты»)

КДН, ПДН – это крайний случай, работа с трудными детьми и детьми группы риска. Туда не всегда приходится обращаться. Решаются проблемы повседневного характера. С целью коррекции поведения проводятся тематические посещение занятий, классные часы, индивидуальные консультации с психологом, вовлечение детей к организации классных и школьных мероприятий.

Работа с родителями. Цель её: дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации, беседы с психологом, социальным педагогом, администрацией школы. Также решаются вопросы педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях, индивидуальные беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребёнка, сохранению и укреплению здоровья. Вовлечение родителей к организации школьных мероприятий и участие в них.

И всё-таки основной акцент падает на урочную деятельность в коррекционных классах, которая имеет продолжение в группе продлённого дня. Именно там заложены вопросы коррекции психологических особенностей детей. Учебный план компенсирует недостатки образовательной и эмоционально-личностной сферы ребёнка. Предметы носят коррекционную направленность. Особое внимание уделяется трудовой подготовке, коррекционно-развивающим групповым и индивидуальным занятиям. А также специальной подготовке, включающей в себя коррекционный курс «Ритмика».

Важнейшие документы учителя начальных классов – Рабочая программа и согласованная с ней Программа воспитательной работы с классом.

Пример из Рабочей программы:(демонстрация фрагмента из Рабочей программы по литературному чтению (Приложение №1) и Программы воспитательной работы)                                                 (слайд 8)

Хочу остановиться не на основных предметах, а на таком предмете, как Ритмика. Как играет система на этом предмете? Это специальное (коррекционное) сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.(слайд 9)

Данный предмет является специфическим для образовательных предметов специальных (коррекционных) классов на начальной ступени обучения, дополняет базовое ядро предметов: литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, и выполняет функции коррекционно развивающего обучения.На уроках ритмики создаются условия для коррекции различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы, а также для их успешной социальной адаптации.

Остановимся на технологическом сопровождении учебного занятия по ритмике.

Ценности в системе, включаемые в содержание и методическое решение учебного занятия по ритмике:(слайд 10)

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
  • Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
  • Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).                                    

Направленность курса.(слайд 11)  Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию школьников, помогают преодолевать отклонения. Корректируют недостатки общей и речевой моторики, расширяют кругозор учащихся, и х социально-бытовые ориентировки, корригируют познавательные психические функции (восприятие, память, внимание, мышление, воображение), воспитывают положительные качества личности (дружелюбие, коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие способности, способствуют эстетическому воспитанию).

Основным направлением на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность.(слайд 12)

      Она состоит из 4 разделов:(в презентации и выступлении отражены фрагменты урока, фото)

  • Ритмико-гимнастические упражнения (развитие слухового внимания, коррекция двигательных навыков, пространственной ориентировки и др.)                                                               (слайд13)
  • Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами (для развития чувства ритма, музыкального слуха и памяти и др.)  

(слайд 14)

  • Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (на развитие внимания, чувства ритма, творческой активности)   (слайд 15)
  • Народные пляски и современные танцевальные движения (формирование чёткости, точности движений, воспитание эстетических, нравственных чувств, коммуникативное общение)

(слайд 16)

В рамках Рабочей программы, соотнесённой с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на данных уроках формируется ценностное отношение к своему здоровью, представление об эстетических идеалах, отношение к прекрасному, нравственные чувства и  этическое сознание, а также трудолюбие и умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

Пример из Рабочей программы:(демонстрация фрагмента Рабочей программы по ритмике (Приложение №2)(слайд 17)

Основной из задач уроков ритмики является укрепление психического и физического здоровья школьников средствами музыки: формирование правильной осанки, походки; развитие общей и мелкой моторики, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения.

      Особенностью уроков ритмики является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, построенный на сочетании музыки, движения и слова. Дети должны испытывать чувство удовлетворения, радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением чувства, переживания.

      Обратимся к технологиям обучения ритмике. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые технологии, такие, как:                                (слайд 18)

(примеры упражнений и игр находятся в Приложении №3 и как раздаточный материал):

  • Логоритмика (ритмико-речевые фонематические упражнения под музыкальное или шумовое сопровождение)
  • Ритмопластика и ритмическая гимнастика
  • Психогимнастика под музыку
  • Ритмодекламация
  • Корригирующие игры с пением
  • Коррекционные подвижные и пальчиковые игры
  • Пластико-речевой театр
  • Импровизации

      Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную нагрузку детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребёнка с одного вида деятельности на другой.

      Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков.

      Используются эффективные методы и приёмы:                          (слайд 19)

- показ движения учителем, отдельным учеником;

- прохлопывание или простукивание ритма, счёт;

- дыхательная гимнастика;

- пластический этюд;

- символы-жесты;

- слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал, поощрение;

- слушание музыки;

- разминка;

- прослушивание музыки, пропевание мелодии;

- многократное закрепление движений и их последовательности;

- «танцы» рук;

- объяснение;

- игры на внимание;

- игры-команды;

- личный пример;

- релаксация;

- элементы соревнования (кто лучше покажет движение, станцует).

      Обучение танцам на уроках ритмики открывает практически неограниченные возможности для реализации физического, эстетического, познавательного, творческого потенциала личности. Занятия учат детей не только понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая, творческая деятельность, совместно с познавательно-исследовательской, способствует эмоциональному развитию учащихся, вызывая чувство коллективного сопереживания, сочувствия. Совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и её сотворчества.(слайд 20) Танец являетсябогатейшим источником эстетических впечатлений ребёнка, его творческих возможностей. Занятия танцем формируют правильную осанку. Прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

(слайд 21)Танец имеет огромное значение и как средство воспитаниянационального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной литературы, потому что каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью. Как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, так как в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.(демонстрация фрагмента исполнения танца, фото)

Модель урока ритмики:   (демонстрация фрагмента технологической карты урока) (Приложение №4)(слайд 22)

      В основу обучения детей на уроках ритмики положено игровое начало. Речь идёт о том, чтобы сделать органичным компонентом урока. Игра на уроке не является наградой или отдыхом после нелёгкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится её смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе.

Результат.

Диагностика(результаты диагностики отражены в презентации; по этическим соображениям в доклад не внесены)

Исходя из педагогических наблюдений и результатов диагностики во 2б классе из 12 учащихся были сформированы группы по схожим индивидуально-психологическим особенностям:

  • гиперактивные – 5 учеников
  • гипоактивные – 5 учеников

Гиперактивных детей отличает разбалансированность двигательной активности, эмоциональная неустойчивость, низкая произвольность внимания и поведения, импульсивность.

      В противоположность им гипоактивным детям свойственны: тревожность, низкая концентрация внимания, неуверенность, трудности включения в учебную деятельность, медлительность, низкий тип деятельности.

      Эти дети не могли точно выполнять основные движения под музыку, упражнения на координацию рук и ног, танцевальные движения.

  • Объём слуховой памяти ниже возрастной нормы      (слайд 23)

Неполноценность слуховых анализаторов – 1 уч.

  • Неполноценность зрительных анализаторов – 1 уч.    (слайд 24)
  • Уровень развития пространственной ориентировки    (слайд 25)
  • Речевое развитие и активный словарь      (слайд 26)
  • Учебная мотивация     (слайд 27)

Из результатов диагностики следует, что уроки ритмики способствуют всестороннему развитию детей с задержкой психоречевого развития. Мои ученики с удовольствием приходят на занятия. И я стараюсь поддерживать этот интерес. Процесс творчества безграничен – возникают новые идеи, выразительные образы. Дети, не имеющие возможности реализовать себя во многих других видах деятельности, пробуют себя в творчестве, учатся жить в обществе, общаться с окружающими, становятся более дружелюбными и отзывчивыми.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки. При этом формирование и отработка основных двигательных навыков, как и овладение основными музыкальными понятиями и умениями, осуществляются на занятиях физкультурой и музыкой. На уроках ритмики происходит дальнейшее практическое освоение этих понятий, умений и навыков в специфической форме музыкально-ритмической деятельности. Я считаю, этот урок  мог бы стать полноправным третьим уроком физкультуры в обычных классах, так как обладает широкими возможностями в плане обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание его может решать задачи нравственного, эстетического, физического, экологического  и трудового воспитания.(слайд 28)



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....

Эссе "Современный ребенок глазами педагога"

              Современные дети, как и во все времена,  очень разные. Много причин, которые повлияли  на изменение сознания,  как взрослых, ...

Творческая работа по теме«Новая школа глазами молодого педагога»

Творческая работапо теме«Новая школа глазами молодого педагога»...

21 ПРИНЦИП ХОРОШЕГО ВОСПИТАНИЯ ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА. .

Предлагаю статью, которая  показывает родителям, как избежать ошибок в восспитании детей....

«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога» и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»

Выступления от 05.02учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Детский Аутизм глазами учителя-дефектолога»и «Практические рекомендации педагогам в работе с аутичными детьми»...

Эссе "Столичный педагог глазами учителя начальных классов"

Мои размышления о педагогической професси....

Гимнастика для глаз на занятиях педагога - психолога

Для профилактики нарушения зрения у обучающихся провожу гимнастику для глаз. Специальные упражнения для глаз, направленные на укрепления и тренировку глазодвигательных мышц и снятие зрительного напряж...