Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.
статья по теме

Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.

М.В. Седова,

                                г. Мариинск, Кемеровская обл.

                          В жизни по-разному можно жить,

                           В горе можно и в радости.

                           Вовремя есть, вовремя пить,

                           Вовремя делать гадости.

                           А можно и так:

                           На рассвете встать

                           И, помышляя о чуде,

                           Рукой обнаженной до солнца достать

                           И подарить его людям.

На протяжении многих лет люди размышляют о том, как воспитать творческую личность? В чём секрет успеха? И кому нужны «эти творческие личности»?

Не один год и меня волнует проблема воспитания творческой личности ребёнка.  

Серьёзные изменения  происходят сегодня во всех сферах социальной жизни. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, творчески мыслящие, способные быстро принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость.

  Все эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях, и прежде всего, в школе, где многие проблемы уже не могут быть решены традиционными средствами.  Огромная  роль  в  решении  данного  вопроса принадлежит классному  руководителю.

         Сегодня время требует  от  педагога  новых  интересных проектов и изысканий не только в содержании образования и воспитания, но и в самой структуре отношений между классным руководителем и учащимися, между педагогами  учреждений дополнительного  образования и членами педагогического коллектива  образовательного  учреждения, где основой становится сотрудничество и равноправное партнерство. Проводником этих идей является классный руководитель.

Что включает в себя понятие  сотрудничество?

- это способность  людей вместе работать для достижения общих целей;

  - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие,  в котором цели и интересы участников совпадают либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников;

- стремление  человека к согласованной, слаженной работе с людьми,                        готовности  поддержать и оказать им помощь.

Суть взаимодействия классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования  заключается в том, чтобы  все стороны  были заинтересованы в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по  отношению друг к другу.

Как классный руководитель, я большое внимание уделяю  сотрудничеству с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие этой системы и способствует  расширению познавательных, творческих способностей своих воспитанников во внеурочное время, стимулирует  их самоопределение, саморазвитие и самовоспитание, желание  расширить зону общения. Я способствую вовлечению обучающихся  в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.  

Кроме того, для  меня очень  важно  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Ведь именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа  жизни.

На протяжении нескольких лет я терпеливо и целенаправленно веду  работу по сотрудничеству с семьёй. Для этого провожу  совместные родительские собрания, лектории, беседы,  организую  праздники, дни здоровья, экскурсии. В этих мероприятиях участвуют не избранные дети, а все без исключения, в классе царит  благоприятный морально-психологический климат.  Привлекаю  родителей для оформления, изготовления костюмов, приобретения призов и т.д. Родители видят успехи не только своего ребёнка, но  и других детей. Это способствует тому, что они перестраиваются и радуются  не только за своего ребёнка, но и за весь коллектив в целом!

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка становится

успешной, если они становятся союзниками, что позволяет им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Это помогает   взрослым в понимании  индивидуальных особенностей детей, в развитии их творческих  способностей, в формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

В своей  работе я руководствуюсь  принципами:

-гуманистической   направленности: в центре  моего внимания– личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию);

         -коллегиальности: участие в организации воспитательного процесса самих воспитанников, их родителей, педагогов, работающих в классе;

-системности: взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе (исходя из предполагаемых конечных результатов (цели) воспитания);

-целесообразности: выбор конкретных форм деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, ценностных и целевых ориентаций уровня развития коллектива.

Результатом проводимой работы является самоопределение обучающихся в выборе творческих объединений. Мои воспитанники активно  участвуют  в проведении театрализованных праздников в детских садах. Они ведут  работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  среди  дошкольников через проведение бесед и организацию подвижных игр. С работниками детской библиотеки мы проводим  мероприятия по профилактике вредных привычек и привитию здорового образа жизни  для воспитанников детского дома.  Детей  часто приглашают на городские мероприятия, они чувствуют свою востребованность.  Все это оставляет  не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждает  к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности.

        Заинтересованность в творческих успехах и достижениях своих учеников, стремление прийти к ним на помощь в трудной ситуации, поддержка их инициативы, одобрение выбора или решения детей, позволило мне добиться определенных положительных результатов.

Тесная связь поддерживается  с отделом ГИБДД Мариинского ГРОВД по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Отряд ЮИД «Светофорчик», созданный на базе нашего класса, на протяжении трех лет является лучшим отрядом среди отрядов ЮИД города и района.

В своей работе стараюсь не отступать от правил «Кодекса классного руководителя», опубликованного в журнале «Заместитель директора школы по воспитательной работе» №3/2005 год, где близкими  по духу мне являются слова:

Классное руководство – это не работа, это образ жизни.

Во взаимодействии и взаимоотношениях с воспитанниками должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.

Не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относись так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Лучше больше хвалить и меньше ругать. Исповедуй педагогику успеха – она приносит хорошие результаты.

Силы и время, потраченные на организацию насыщенной классной жизни, на личное развитие учеников, никогда не будут потрачены напрасно.

При этом необходимо помнить, что родитель ребенка не твой ученик, не твой враг, а твой друг, советчик и единомышленник.

Дети в классе – твое отражение: старайся постоянно работать над собой.

Сотрудничество  с семьей, педагогами  дополнительного  образования, учреждениями культуры  способствует  развитию  творческой  и познавательной  активности  моих  воспитанников, повышает их уровень  воспитанности, способствует правильной  организации  свободного  времени ребенка.

У каждого ребенка есть определенные способности и таланты. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны нас, взрослых.

Творческий союз классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования – залог успеха в воспитании творческой личности ребёнка!

Хочется верить, что мои ученики внесут свой вклад в процесс формирования культурного, интеллигентного, неравнодушного поколения 21 века и в повседневных  делах  помнить будут помнить   о моем  напутствии:

                             В жизни по-разному можно жить,

                           В горе можно и в радости.

                           Вовремя есть, вовремя пить,

                           Вовремя делать гадости.

                           А можно и так:

                           На рассвете встать

                           И, помышляя о чуде,

                           Рукой обнаженной до солнца достать

                           И подарить его людям.

Литература

 1. Березина В.Г., Викентьев И.Л.,  Модестов  С.Ю.  Детство  творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

2 . Ефремов В.И. Творческое воспитание и  образование  детей  на  базе

ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

3.  Круглова Л. Что делает человека счастливым?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

4.  Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

5.  Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

6. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя, детей и родителей с целью творческого развития личности младшего школьника

Раскрывается проблема сотрудничества родителей, детей и учителя начальной школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся. Приводятся примеры сотрудничества: работа родительских клубо...

Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...

Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

Многие родители  прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.

Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...