Программа по внеурочной деятельности "Ступени познания", 1 - 4 классы, "Школа России"
рабочая программа по теме

Ломакина Людмила Михайловна

программа по внеурочной деятельности "ступени познания " 1 - 4 классы. школа россии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupeni_poznaniya.docx58.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, годового календарного учебного графика МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013-2014г

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

  В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи:

  • способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие),
  • индивидуальности (индивидуальное развитие).
  •  личности (развитие личности).

Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

   Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Для достижения данной задачи составлена программа «Ступени познания»

 Актуальность программы: развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности, формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями.

    С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

   Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

   На   втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.    

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности(человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основа  здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цели и задачи программы

Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика,  с учётом возрастных изменений;  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

 Задачи воспитания:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
  6. Изучать личностные качества обучающихся.
  7. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  8. Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

Содержание программы

Направления  Я – Человек

Цель и задачи: защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание  в детях потребности в здоровом образе жизни; сотрудничество со специалистами здравоохранения; просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия.Осмысление себя как личности, осознание личной причастности  к миру во всех его проявлениях.

Содержание работы:

  1. Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)
  2. Ролевая игра «Учимся дружить»
  3. Классный час «Я - ученик»
  4. День Здоровья «Хочешь быть здоровым –   будь!»
  5. Классный час «Правила гигиены»
  6. Классный час «Спешите делать добро»
  7. Классный час «От чего зависит настроение»
  8. Праздник «Путешествие в страну именин»
  9. Игры на воздухе «Мой веселый звонкий мяч»
  10. Классный час – беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»
  11. «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)
  12. Классный час «Все работы хороши»
  13. Классный час  «Благодарность это…»
  14. Классный час  «Готов ли я к учебе в 5-ом классе»
  15.  Классный час «Кому нужна моя помощь?»
  16. Классный час «Умеем ли мы обижаться?»  и т.д.

     Огромное внимание в воспитательной работе уделяется здоровьесберегающим технологиям,  что способствует положительной динамике в снижении уровня заболеваемости учащихся начальной школы.   .

Направление Мой мир знаний

Цель и задачи: расширение кругозора: создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; формирование умения рационально организовывать  свою жизнь и деятельность.

Содержание работы:

  1. Классный час «Праздник в нашей жизни»
  2. Классный час «Правила общения»
  3. Классный час «Внешний вид человека»
  4. Практическое занятие «Учебная книга – наш друг»
  5. Викторина – игра «Мои любимые уроки»
  6. Правила дорожного движения «Что значит быть ответственным»
  7. Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов»
  8. Классный час «Как мы выполняем домашние задания»
  9. Игра «Хочу всё знать!»  (внеклассное   мероприятие по русскому  языку)
  10. Исследовательская  работа. Конкурс «Юный исследователь в родном  городе»
  11. Интеллектуальные конкурсы-игры  «Кенгуру», «ЧиП»,  «Русский медвежонок», «Слон»  и т.д.

Направление Я и семья

Цель раздела: психолого-педагогическое просвещение родителей; развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;  повышение воспитательного воздействия семьи; помочь ребёнку осознать роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности,     учить согласовывать свои действия с окружающими. Помочь детям убедиться в необходимости выполнения этих правил.

Содержание раздела: ребёнок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимаются его дедушка и бабушка, где они жили, семейные традиции, Он должен осознавать свой статус  в семье («Я надежда и помощник») и в обществе («Я гражданин, я ученик»)

Содержание работы:

  1. Классный час «День рождения»
  2. Классный час «Моя семья»
  3. Классный час «Школа – мой второй дом»
  4. Проблемный семинар «Непослушный ребенок» родительское собрание
  5. Выставка рисунков «Мои родные»
  6. «Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
  7. Классный час «Профессии наших родителей»
  8. Елочная игрушка своими руками «В мастерской Деда Мороза»
  9. Конкурсы сказок, рассказанных бабушками
  10. «Судьба семьи в судьбе страны»  (творческий проект)
  11. Праздник «Я песню милой маме пою»
  12. Тестирование «Семейные проблемы глазами детей»
  13. « Традиции моей семьи» (творческий проект)
  14. « Моя родословная. Создание генеалогического дерева» (творческий проект)  и т.д.

Направление Я  и  природа

Цели: воспитание ответственности за сохранение окружающей среды; воспитание этического, нравственного и практического отношения к ней; умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Содержание этого раздела предусматривает развитие у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде. Помогает ребёнку найти своё место в природном и социальном окружении, формирует представление о природе как среде жизнедеятельности человека.

Содержание работы:

  1. Экскурсия «Вот и осень пришла»
  2. Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»
  3. Классный час «Природа и человек»
  4. Классный час «Наши друзья животные»
  5. Экологическая конференция «День защиты Земли»
  6. Классный час «»Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу»
  7. Интеллектуальная игра «В мире животных»
  8. Викторина «Путешествие в мир животных»
  9. Экологическое заочное путешествие по странам мира
  10. Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
  11. Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»
  12. Викторина «Растительный мир земного шара»
  13. Беседа «Растения – синоптики»
  14. Викторина «Животный мир земного шара» и т.д.

Направление Я  и Отечество

 Цели: пробудить интерес к прошлому своего народа. Приобщать детей к истокам российской культуры, к духовно-нравственными ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.

Содержание раздела: изучение российской символики и законов страны; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национальным прикладным искусством; ознакомление с историей возникновения православных праздников.

Содержание работы:

  1. Экскурсия к городскому мемориалу Славы.
  2. Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! »
  3. Путешествие по календарю «Праздник для всей страны»
  4. Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил»
  5. Классный час «След  войны в моей семье»
  6. Конкурс рисунков  «Люблю тебя, моя Россия»
  7. Конкурс-викторина «О  солдатах и генералах»
  8. Конкурс рисунков «Мой  любимый город»
  9. Конкурс рисунков «Моя  малая Родина», посвящённый  70-летию г.Новоалтайска
  10. Классный час «День  Защитника Отечества»,  спортивное мероприятие  «Весёлые старты»
  11. Классный час: Экскурсии по местам славы «Обелиски города Новоалтайска»
  12. «Судьба семьи в судьбе страны»  (творческий проект)

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. отчет

  Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать свою идею, связанную по сюжету с какой-либо темой.

  При выборе темы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

  Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

  Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

  Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми,  Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:

  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • изготовление газеты;
  • моделирование;
  • тренинги;
  • опросы, анкетирование.

Экскурсии:

  • посещение библиотек ;
  • посещение развлекательных центров;
  • посещение краеведческого  музея
  • обзор экскурсии по городу  и памятным местам.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является:

  • постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;
  • осознание норм социального поведения;
  •  снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников;
  • улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению;
  • формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельностьлюбого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  • умение выслушивать его до конца;
  • не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  • открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

Средства воспитательной работы.


Воспитание как принятие или отторжение человеком определённых ценностей (правил, идей) может быть стихийным. На личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, – то общество, которое его окружает (семья, школа, город/село), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.).

Однако, воспитание для педагога – это процесс целенаправленный и хорошо структурируемый. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности.

Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как
доброе дело. Это некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная

духовная ценность – правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок.

Доброе дело может быть спонтанным или спланированным (хотя бы отчасти).

Главным в каждом из этих случаев является то, что находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное доброе дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства:
осмысление ценностей и практические действия на их основе.

Осмысление духовной ценности – это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием, обсуждением, участием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Так ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка.

Действие, направляемое ценностью, – это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки

Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. В то же время вполне поддаётся планированию та часть «добрых дел», которые принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.), которые, нельзя планировать ради «галочки» в отчёте или только ради информирования ребят о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации.

2) Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму.

 Виды деятельности, несущие воспитательную нагрузку.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

 2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.

 3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач.

Для этого в рамках той же «внешкольной деятельности» необходимо

  • Выстроить конструктивную и регулярную работу с родителями (семьями).


Важно выстраивать с родителями партнёрские отношения – формулировать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности, устраивать совместные добрые дела на основе добровольного участия родителей. В этих рамках можно и нужно вести педагогическое просвещение родителей учеников.


  • Организовать взаимодействие школы с культурными и общественными организациями.



 Сферы воспитательного воздействия применительно к основным видам деятельности.


  •  ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ


Урочная деятельность:

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах.

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет. Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии.

Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.

Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.

Групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.

Внеурочная деятельность:

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий:

- беседы и классные часы;

- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

- экскурсии;

- коллективно-творческие дела;

- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора
;

-туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решения моральных дилемм
.

Завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

Внешкольная деятельность:

Посильное участие в оказании помощи другим людям:

– подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями;

– строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;

– решение практических личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов.


  •  ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Урочная деятельность

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития на разных предметах.

Окружающий мир, 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях :

– посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;

– групповая работа на разных предметах – опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

– специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и под-держки товарища., ориентация на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов».

Внеурочная деятельность:

Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антигражданских, антиобщественных поступков в ходе различных мероприятий:

– беседы и классные часы;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия;

– коллективно-творческие дела;

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

– ознакомление с деятельностью этнокультурных центров разных народов России ;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности;

– ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов ;

– завершение каждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

внешкольная деятельность:

- Участие в исследовательских экспедициях по изучению и сохранению культурных богатств родного края;.

- Забота о памятниках защитникам Отечества.

- Участие в работе поисковых отрядов, восстанавливающих имена погибших в годы Великой Отечественной войны.

- Участие в восстановлении памятников культуры и истории родного края.

- Участие в совместных социальных проектах


  • ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ


- Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей.

- Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

- Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

- Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

- Получение трудового опыта в процессе учебной работы.
- Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
- Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

- Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

- Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

- Презентация своих учебных и творческих достижений.

Внеурочная деятельность:

Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– праздники-игры по теме труда, ярмарки,

– экскурсии, видеопутешествия с целью ознакомления с разными профессиями;

– коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.

– встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

– ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

– совместные проекты с родителями «Труд моих родных»

Внешкольная деятельность:

Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

– украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

– расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);

– занятие народными промыслами;

– работа в творческих мастерских;

– отдельные трудовые акции,

–краткосрочные работы (по желанию и с согласия родителей) в школьных производственных фирмах и других трудовых объединениях (детских и разновозрастных);


  •  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Урочная деятельность:

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил .

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы :

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса экономное расходование воды, электроэнергии, бумаги и т.п.

Внеурочная деятельность:

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий:

– экскурсии в музеи, парки, заповедники,

- видеопутешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира;

– классные часы, беседы ;

– встречи-беседы со специалистами, изучающими природу, воздействие человека на неё;

– ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

– проекты по изучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения.

Внешкольная деятельность:

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

– забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе;

– участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;

– участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств и т.п.;

– создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе».


  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Урочная деятельность:

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям в жизни народов, России, всего мира.

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи, литературные нормы), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека.

Получение опыта восприятия искусства и художественного творчества в процессе учебной работы:

– исполнение творческих заданий по разным предметам с целью самовыражения

– оценка результатов выполнения учебного задания с позиции красоты решения, процесса исполнения задания.

Внеурочная деятельность:

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:

- игры;

- посещение театральных представлений, концертов, фестивалей;

- экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы;

– классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

– занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве;

– встречи-беседы с людьми творческих профессий;

– участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Внешкольная деятельность:

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

– участие в художественном оформлении помещений,

– участие в шефстве класса, школы над памятниками культуры;

– опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.

Назначение программы

Час общения «Ступени познания»  – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Место часа общения  в учебном плане.

 Программа «Ступени познания» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 на внеурочную деятельность в 1- 4  классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 35 часов – во 2-4 классах.

Основные методы и технологии.

Методы проведения занятий:беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля:консультация,доклад, защита исследовательских работ,выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;

Программа предусматривает достижение   3    уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

 (2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения поставленных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути часа общения

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками различных методов, самостоятельном выборе тем (подтем), приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных задач по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Межпредметные связи

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков        
  • с уроками труда: изготовление различных поделок

Личностные   и   метапредметныерезультаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Материально техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2010.
  2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 2011.
  3.  Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2010.
  4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2011.
  5. Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2011.
  6. Гиннес. Мировые рекорды 2010 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
    М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, .
  7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2011.
  8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
  9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, .
  10. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2010.
  11. 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 2010.
  12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, .
  13. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 2011.
  14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав.ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познание мира 2 класс Школа. Правила и культура поведения учащихся в школе в общественных местах.

познание мира 2 класс Школа. Правила и культура поведения учащихся в школе в общественных местах....

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"

Урок по русскому языку на тему "Склонение имён прилагательных во множественном числе", 4 класс, школа "Школа России"...

Внеурочная деятельность 1 класс. Школа безопасности

Внеурочная деятельность 1 класс. Школа безопасности...

Программа внеурочной деятельности для 3 класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС

Программа внеурочной деятельности для 3  класса школа России 2017-2018 уч.год ФГОС...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...