Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме:
    Программа Я- гражданин России

    Беляева Наталья Юрьевна

    Подпрограмма воспитания школьников с 1 по 4 класс  "От возможностей каждого-к успешному классному коллективу"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_ya_-_grazhdanin_rossii.doc195.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                         « Утверждено»

                                                                                                                  Директор МАОУ

                                                                                                                  «Гимназия им. Н.В.Пушкова»

                                                                                                                  _______________________

                                                                                                                  Н.А. Тимошенко

                                                                                                       

    ПОДПРОГРАММА

    ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    С 1 ПО 4 КЛАСС

    « ОТ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЖДОГО – К УСПЕШНОМУ КЛАССНОМУ КОЛЛЕКТИВУ  »

                                                                              Какие ждут вас в будущем дела?

                                                                                         Об этом думать вы должны все чаще.

                                                                                        И если гражданин вы настоящий,

                                                                                       Большой отдачи ждет от вас страна.

                                                 Пояснительная записка

           Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально граммотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе. Защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ  предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к  себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не  стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с  педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

          Главное в программе «Я - гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал  социального окружения, помочь учащимся освоить общественно- исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Программа используется в школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.

    Программа рассчитана  на 4года. (2012 -2016 гг.)

    1. Я и Я.

                           Формирование гражданского отношения к себе.

    Задачи:

    • формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности;
    • воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении  правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
    • формирование потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

    Советы классному руководителю.

    Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу.

    Предполагаемый  результат деятельности:

    Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, воспитание таких качеств личности как справедливость, бескорыстие, уважение человеческого достоинства, милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию.

    Мероприятия по реализации программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    Игры на развитие психических процессов

     ( внимание, памяти, воображения и т.д.)

    Игры , упражнения

    1-4

    Учителя нач.шк., орган ученического самоуправления

    В течение

    года

    2.

    «Мой режим дня»

    Классный час

    1-4

    Кл. руководители

    сентябрь

    3.

    «Кто я? Какой я?» «Мое хобби», «Хочу и надо»

    Классный час

    1-4

    Кл. руководители

    2-3 четверть

    4.

    « Познай себя»

    Тестирование

    3

    Психолог

    3 четверть

    5.

    «Письмо самому себе»

    Конкурс на лучшее письмо

    4

    Творческие группы класса

    4 четверть

    6.

    «Мой сосед по парте»

    Час откровенного разговора

    3

    Кл. руководители

    3 четверть

    7.

    «Наш портфель»

    Игра-экспромт

    3

    Орган ученического самоуправления

    раз в четверть

    8.

    « Я и Мы»

    Коллективная беседа

    2

    Кл. руководители

    2,4 четверть

    9.

    « Правила счастливого человека»

    Психологический практикум

    4

    Кл. руководители, психолог

    апрель

    10.

    « Что такое личность?», «Человек среди людей»

    беседы

    4

    Кл. руководители

    ноябрь

    11.

    «Быть человеком»

    дискуссия

    4

    Кл. руководители, орган ученического самоуправления

    февраль

    12.

    «Урок милосердия и доброты»

    беседы

    2-4

    Кл. руководители

    раз в четверть

    13.

    «Добро и зло», «Чью старость ты утешил?»

    диспуты

    2-4

    Кл. руководители

    март

    14.

    Помощь  пожилым людям

    Акция милосердия

    2-4

    Органы ученического самоуправления

    в течение года

    15.

    Гигиена школьника

    беседы

    1-4

    медсестра

    в течение года

    16.

    « Мы за здоровый образ жизни!»

    Городская акция

    1-4

    Зам. директора по ВР

    октябрь

    17.

    Ученик года

    конкурс

    1-4

    Администрация школы

    март

    18.

    Дни здоровья

    Общешкольные мероприятия

    1-4

    Учителя физкультуры, органы ученического самоуправления

    сентябрь, февраль

    1. Я и  СЕМЬЯ

                     Формирование гражданского отношения к своей семье.

    Задачи:

    • формировать уважение к членам семьи;
    • воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
    • формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, жены, мужа.

    Советы классному  руководителю.

    Особое внимание уделить привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса.

    Предполагаемый результат:

    • сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
    • сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
    • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой  членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье

    Мероприятия  по реализации программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    « Друзья Мойдодыра»

    Праздник

    1-2

    Органы ученического самоуправления

    январь

    2.

    «Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

    беседы

    3-4

    Кл. руководители

    февраль

    3.

    « Я и моя семья», «Золотые бабушкины руки»

    Конкурс стихотворений и рисунков

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    март

    4.

    « Мама, папа, я -  дружная семья»

    Соревнование, конкурс-праздник

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    февраль

    5.

     «От всей души»

    концерт

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    март

    6.

    Рождественские встречи, «Как- то раз в крещенский вечерок»

    Совместные концерты- встречи уч-ся-учителя-родители

    1-4

    Зам. директора по ВР, органы ученического самоуправления

    декабрь, январь

    7.

    «Забота о родителях – дело  совести каждого»

    беседы

    2-4

    Кл. руководители

    апрель

    8.

    «Славим руки матери»

    праздники

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    ноябрь

    9.

    «Семейные традиции»

    праздники

    2-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    апрель

    10.

    «Я и мои родственники», «Я  люблю свою маму», « Об отце говорю с уважением»

    Конкурсы сочинений

    4

    Органы ученического самоуправления

    ноябрь, февраль, март

    11.

    «Фотографии из семейного альбома»

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    12.

    « Дети + родители + учителя »

    Коллективно-творческие дела

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    в течение года

    13.

    « Мои родные – защитники Родины»

    Фотовыставка

    1-4

    Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    февраль

    14.

    « Здесь живет моя семья»

    Заочное путешествие

    2-4

    Кл. руководители

    апрель

    15.

    « Мамин день», « Мамы и дочки»

    Конкурс сочинений,

    праздник

    1-4

    Кл, руководители, органы ученического самоуправления

    ноябрь, март

    16.

    « Только раз в году»

    ( совместное празднование дней рождения)

    праздники

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    17.

    « С любовью к бабушке»

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    март

    18.

    « Отцы и дети», « Каково  на дому, таково самому»

    Родительские собрания

    1-4

    Кл. руководители

    февраль

    19.

    «Педагогика для родителей»

    Родительский лекторий

    1-4

    Зам. директора по ВР

    в  течение года по отдельному плану

    20.

    «Школьный день – вместе»

    Дни открытых дверей

    1-4

    Администрация, Кл. руководители, учителя предметники

    сентябрь, декабрь, февраль, апрель

    21.

    «Как уберечь детей от наркотиков, табакокурения, алкоголизма, инфекционных заболеваний и т.д.»

    Родительский лекторий Профилактическая работа

    3-4

    Социальный педагог, медицинская сестра, кл. руководители

    в течение года

    22.

    « Моя будущая  семья», «Дружба, любовь, семья»

    Вечер вопросов и ответов, литературные вечера, беседы

    4

    Кл. руководители

    ноябрь, февраль, апрель

       

                                           3.   Я и КУЛЬТУРА

                             Формирование отношения к искусству

    Задачи:

    • воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
    • формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

    Советы классному руководителю: вовлечение в кружки, клубы учащихся с учетом их интересов, проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.

    Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

    Мероприятия о реализации  программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    Посещение  музеев,  выставок, экспериментариума

    экскурсии

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    2.

    Знакомство с достопримечательностями Родного края

    путешествия

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    3.

    Работа клуба « Любителей искусства»

    2-4

    Преподаватель МХК

    в течение года

    4.

    Работа клуба « Любителей мифологии»

    2-4

    Преподаватель культурологи

    в течение года

    5.

    Спектакли  театральной студии «Изумрудик»

    Школьные постановки

    1-4

    Руководитель театральной студии, органы ученического самоуправления

    в течение года

    6.

    Посещение театров г. Москвы, театральных постановок   студии г. Троицка

     Посещение спектаклей

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    7.

    «Фильм! фильм!  Фильм!»

    Посещение киностудии

    Посещение кинотеатра

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    8.

    Коллективно-творческие дела

    ( по плану воспитательной работы)

    Конкурсы, выставки, фестивали

    1-4

    Зам. директора по ВР, Кл. руководители, органы ученического самоуправления

    в течение года

    9.

    Традиционные русские народные праздники: «Рождество», «Масленица»,

    « Пасха»

    праздники

    1-4

    Зам. директора по ВР, кл. руководители,  органы ученического самоуправления

    3-4 четверть

    10.

    Мои любимые книги

    Выставки книг

    1-4

    Библиотекарь, Кл. руководитель

    в течение года, по плану библиотеки

    11.

    Посвящение в читатели

    Праздник

    1

    Библиотекарь, Кл. руководитель

    апрель

    12.

    Книжкина неделя

    День детской книги

    1-9

    Библиотекарь

    апрель

    13.

    Награждение победителей конкурса "Самый читающий класс!"

    Вручение грамоты

    1-4

    Библиотекарь

    май

    1. Я и  ШКОЛА

                          Формирование гражданского отношения к школе

    Задачи:

    • формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
    • воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
    • воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
    • вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
    • воспитывать сознательную готовность выполнения Устава школы.

    Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

    Мероприятия по реализации программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    Традиционные праздники школы

    Праздники ( по плану воспитательной работы)

    1-4

    Зам. директора по ВР, органы ученического самоуправления

    в течение года

    2.

    « Мой школьный дом»

    Экскурсия по школе

    1

    Кл. руководители

    сентябрь

    3.

    «Правила поведения в школе»

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    сентябрь

    4.

    «Зачем  нужно учиться в школе»

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    сентябрь

    5.

    «Моя школа», «Моя учительница»

    Конкурс сочинений, рисунков

    1-4

    Кл. руководители, учитель ИЗО, органы ученического самоуправления

    октябрь

    6.

    Предвыборная компания , выборы  в детской организации

    Выборы

    1-6

    Зам. директора по ВР, орган ученического самоуправления

    сентябрь-октябрь

    7.

    «Мои права и обязанности»

    Беседы о школьном Уставе

    1-4

    Кл. руководители

    1 четверть

    8.

    Жизнь  ЭКОГРАДА

    Работы ученического самоуправления

    1-4

    Зам. директора по ВР,  актив школьников

    в течение года

    9.

    Предметные недели

    Олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции

    1-4

    Зам. директора по НМР, учителя предметники, научное об-во уч-ся «ШАР» и «ШАРиК»

    2-3 четверть

    10.

    Сессии научного общества учащихся « ШАР», «ШАРиК»

    Работа научных секций, конференции, проектная  деятельность

    1-4

    Зам. директора по НМР, руководители  научного об-ва

    в течение года

    11.

    Благоустройство  школьной территории

    Трудовой десант

    1-4

    Кл. руководители

    апрель-май

                                                 

    5. Я и  МОЕ ОТЕЧЕСТВО.

                         Формирование гражданского отношения к Отечеству

    Задачи:

    • развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному  достоянию, верность боевым  и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
    • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

    Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордиться свое Родиной, изучает ее историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

    Мероприятия по реализации программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    Месячник патриотического воспитания ( по отдельному плану)

    Смотры, конкурсы, встречи с ветеранами и т.д.

    1-4

    Зам. директора по ВР, орган ученического самоуправления

    февраль

    2.

    История Троицка. Я – гражданин России.

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    сентябрь

    3.

    «Овеянные славою флаг наш и герб»

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    ноябрь- декабрь

    4.

    Уроки по Конституции РФ

    беседы

    1-4

    Кл. руководители

    ноябрь-декабрь

    5.

    Государственная символика РФ

    Оформление стендов в каждом классе

    1-4

    Кл. руководители, орган ученического самоуправления

    октябрь

    6.

    Работа по профилактики дорожно-транспортного травматизма ( по отдельному плану)

    1-4

    Зам. директора по безопасности

    в течение года

    7.

    Помощь в работе  ЮИДД ( по отдельному плану)

    1-4

    Зам. директора по безопасности, Кл. руководители

    в течение года

    8.

    Знакомство с достопримечательностями Родного края

    путешествия

    1-4

    Кл. руководители

    в течение года

    9.

    «Моя Родина»

    Конкурс рисунка

    1-4

    Учитель ИЗО, орган ученического самоуправления

    ноябрь, декабрь, май

    10.

    Уроки мужества

    Беседы, встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных воин

    1-4

    Зам. директора по ВР

    февраль, май

                                                   6. Я и ПЛАНЕТА

                  Формирование гражданского отношения к планете Земля.

    Задачи:

    • воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
    • формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

    Предполагаемый результат деятельности: учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную. Позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

    Мероприятия по реализации программы:

    Название мероприятия

    Форма

    Класс

    Ответственные

    Время проведения

    1.

    « Я -  житель  планеты Земля»

    Круглый стол

    7-8

    учителя,

    апрель

    2.

    День леса

    1-4

    Учителя

    сентябрь

    3.

    День животных

    1-4

    Учителя

    4.

    День Земли

    праздник

    1-4

    Учителя

    5.

    Конкурс флористики, «Природа в поэзии», «Береги природу – наш дом» и др.

    Творческие конкурсы

    1-4

    Зам. директора по ВР, учитель ИЗО,  учителя

    в течение года

    6.

    Экологические конференции, форумы

    1-4

    Зам. директора по НМР, научное об-во учащихся

    в течение года

    7.

    Проектная деятельность по изучению природных богатств планеты Земля

    проекты

    4

    Зам. директора по НМР, учителя  предметники

    в течение года

    8.

    День птиц

    1-4

    Учителя

    апрель

    9.

    Благоустройство школьной территории

    субботники

    1-4

    Учителя

    апрель-май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

      Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

    Рабочая программа "Я гражданин России"

    План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

    Авторская программа "Я - гражданин России"

    Программа для учителей начальных классов по военно-патриотческому и гражданскому воспитанию учащихся....