Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению
рабочая программа по теме

Филимонова Людмила Николаевна

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 78 Краснооктябрьского района г. Волгограда

«Рассмотрено»

На заседании кафедры (методического объединения) учителей начальных классов

Протокол № _____

от «______» сентября 2013г.

Руководитель кафедры (методического объединения)

________   Романовскова С. Н.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________   Сачкова Л.И.

«____» сентября 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 78

______________  Егоркина Г. Н.

«______» сентября  2013 г.

           

                         

                           

                                    I. Пояснительная записка

          Рабочая программа «Юный патриот» по духовно-нравственному направлению составлена на основе авторской программы  Викуловой Г. Е., учителя начальных классов.

        Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «Милый сердцу уголок». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа “Милый сердцу уголок” долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока ( «Семья вся вместе – и душа на месте», «Школа – мой второй дом», «Волгоград – моя малая Родина», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.

1. Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;

сохранение истории нашего края для будущих поколений;

воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.

Для достижения цели должны решаться следующие задачи:

2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:

сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях; сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.

воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.

организовать экскурсии по историческим местам Волгограда;

сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

3. Исполнители программы:

Учащиеся, родители и руководитель кружка.

II. Актуальность программы.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания, сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитывать патриотические чувства следует  через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

  Направления работы:

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

 Принципы, положенные в основу программы.

При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся, руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:

Последовательности, гуманизации, интеграции, системности.

 Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 30 минут и проводится 1 раз в неделю.

В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Содержание программы.

Программа «Юный патриот» включает в себя четыре блока:

Семья вся вместе – и душа на месте

Школа – мой второй дом

Волгоград – моя малая Родина

Родной свой край люби и знай

1 блок. «Семья вся вместе – и душа на месте».

Задачи:

воспитывать в детях уважение и любовь к семье;

формировать чувства ответственности перед будущей семьей.

Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.

2 блок. «Школа – мой второй дом».

Задачи:

формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.

Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в гимназии, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

3 блок. «Волгоград – моя малая Родина»

Задачи:

формировать представления об истории города;

приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;

воспитывать  любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему.

4 блок. «Родной свой край люби и знай»

Задачи:

формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях области;

воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа.

Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.

Программа состоит из четырех ступеней:

1 ступень – 1 класс (17 часов);

2 ступень – 2 класс (17 часов);

3 ступень – 3 класс (17часов);

4 ступень – 4 класс (17часов).

Учебно-тематический план

Название темы

Форма проведения

Кол-во

час

Дата провед.

 

1 класс

I. Семья вся вместе – и душа на месте

4

1

Мои родные. Мое имя и фамилия.

Беседа.

1

2

Ты – родитель. Игры бабушек, дедушек.

Игра. Практикум.

1

3

Поздравление мам с Днем Матери

КДТ

1

4

Мои обязанности в семье

Беседа.

1

II. Школа – мой второй дом

4

5

Здравствуй, школа!

Праздник.

1

6

Школьные кабинеты

Экскурсия.

1

7

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута.

1

8

Мой сосед по парте

Игра.

1

III. «Волгоград – моя малая Родина»

4

9

Мой двор

Рисунки.

1

10

История названия нашего города

Легенды.

1

11

Улицы. Значение названия.

Беседа.

1

12

Прогулка-экскурсия по городу

Экскурсия.

1

IV. Родной свой край люби и знай

5

13

«Малая Родина». Географическое положение.

Беседа.

1

14

Из бабушкиного сундука

Рисунки.

1

15

Кто нас окружает. Растительный и животный мир.

Беседа.

1

16

Красота родной природы

Экскурсия.

1

17

Дружба поколений.

Беседа.

1

 

                                                       2 класс

I. Семья вся вместе – и душа на месте

4

1

Мой дом – моя крепость

Игра.

1

2

Досуг в моей семье

беседа, рисунки

1

3

Профессия моего отца

КДТ

1

4

Профессия моей мамы

Беседа.

1

II. Школа – мой второй дом

4

5

Правила поведения учащихся на уроках и переменах

Беседа.

1

6

Распределение обязанностей в классном коллективе

Беседа.

1

7

Мои любимые книги

выставка книг

1

8

Береги учебник

Акция. КДТ

1

III. «Волгоград – моя малая Родина»

4

9 10

Память о прошлом.

Память о прошлом.

Беседа.

2

11

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

1

12

Альбом «Знай и люби свой город»

рисунки, сочинения, мини-доклады

1

IV. Родной свой край люби и знай

5

13

Национальная кухня

конкурс блюд

1

14

Богатства родного края.

Рисунки.

1

15

Памятные места Волгограда.

Беседа.

1

16

Игры нашего народа

Практикум.

1

17

Семейные традиционные праздники.

Беседа.

1

                                           

3 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

4

1

Моя семья

Сочинение.

1

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

выставка семейных поделок

1

3

Традиции моей семьи

конкурс рисунков

1

4

Моя родословная

составление родословной

1

II. Школа – мой второй дом

4

5

Моя школа – мой дом

Беседа.

1

6

Я работаю в библиотеке

ролевая игра

1

7

Поздравление учителей с Днем учителя

Открытка.

1

8

Что растет на территории школы

Тесты.

1

III. «Волгоград – моя малая Родина»

4

9

Исторические места города.

Экскурсия.

1

10

Возраст моего города.

Поисковая работа

1

11

Великая Отечественная война в истории моего города.

Беседа.

1

12

Знай, люби и гордись своим городом.

Практикум.

1

IV. Родной свой край люби и знай

5

13

Символика России

Беседа.

1

14

Кто в государстве самый главный?

ролевая игра

1

15

Я – гражданин

Рисунки.

1

16

Праздники русского народа

Праздник.

2

17

Волгоград – гордость каждого жителя.

Экскурсия.

1

 

                             

4 класс

 

I. Семья вся вместе – и душа на месте

4

1

История одной фотографии

Сочинение.

1

2

Рукотворный мир

выставка поделок

1

3

Моя семья. Семейные традиции

практическая деятельность

1

4

Вклад моей семьи в историю страны

поисковое задание

1

II. Школа – мой второй дом

4

5

Юбилейная дата.

Беседа.

1

6

Умники и умницы

интеллектуальная игра

1

7

Бюджет школы

Практикум.

1

8

История школы. Знаменитые люди – выпускники нашей школы.

создание альбома

1

III. «Волгоград – моя малая Родина»

4

9

Моя малая родина

Сочинение.

1

10

 Душа поэта.

Встречи.

1

11

Знакомство с духовной жизнью города.

Экскурсия церковь

1

12

Герои – земляки Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

IV. Родной свой край люби и знай

5

13

Первобытный мир – начало истории человечества

Беседа.

1

14

Народы  – проживавшие в нашем городе.

Беседа.

1

15

Наш край в годы Великой Отечественной войны

поисковое задание

1

16

На пути духовного возрождения.

экскурсия в церковь.

1

17

Что человечество ценит больше всего.

Беседа.

1

 

IV. Реализация программы.

Проведение тематических мероприятий по основным направлениям.

Проведение «круглого стола» с родителями и учениками по проблемам нравственного воспитания.

Проведение конкурсов рисунков, плакатов, сочинений, презентаций.

Посещение семей на дому.

Посещение школьного музея.

V. Ожидаемые результаты:

Формирование гражданской позиции, нравственных основ личности, понимание прав и свобод личности;

Повышение уровня духовной культуры

Возрождение патриотического воспитания.

                       

Список использованной литературы:

1. Данилов Д.Д. , Белицкая Г.Э. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. Учебник для 4 класса.- М.: Баласс, 2003.

2. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1

3. Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай:

Интернет.

4. И. С. Артюхов. Настольная книга классного руководителя. – Москва, Эксмо, 2008 год.

5. Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 3010 год;

 6. Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;

7. И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.

8. Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

9. С. Н. Сыров. Страницы истории.  Москва, Русский язык, 1987 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный патриот»

Начальная школа призвана  воспитывать лучшие духовно-нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Юные патриоты России"

Программа  "Юные патриоты России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.   "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"...