Кружок как форма активизации познавательной деятельности младших школьников
статья (4 класс) на тему

В статье описывается значение кружковой работы по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок как форма активизации познавательной деятельности младших школьников.

      Можно без преувеличения сказать, что познавательная деятельность открывает ребенку окно в мир знаний, мир удивительных открытий. Одной из форм, способствующей активизации познавательной деятельности, является кружковая работа.  Большинство ребят называют самым трудным и неинтересным уроком урок русского языка. А психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Конечно, ребенок что-то усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышления. В ней развиваются мыслительные способности детей, расширяется круг знаний. Поэтому задача учителя – увлечь учеников познавательной деятельностью. Решить эту задачу помогает  кружок «Занимательный русский язык». В отличие от программы уроков русского языка  программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий младшим школьникам расширять свои знания и представления о закономерностях родного языка. Упражнения и задания часто выходят за рамки школьной программы и вносят элементы занимательности и неожиданности.     Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка, но на занятиях кружка вопросы, связанные с грамматикой рассматриваются  в интересной, увлекательной форме.    Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. Участвуя в познавательной деятельности, дети  работают со словарями, энциклопедиями, справочниками – тем самым учатся открывать и добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Формы познавательной активности очень разнообразны. Но чтобы быть привлекательными и интересными для детей младшего возраста, они должны отвечать следующим требованиям:

во-первых, они должны быть достаточно разнообразными, чтобы поддерживать интерес детей;

во-вторых, должны учитывать желание детей померяться силами, поэтому в содержание занятий нужно включать элементы состязательности. Это различные конкурсы, игры, викторины, олимпиады, смотры знаний и т.д.;

в-третьих, необходимы наглядность, яркость, красочность оформления всех видов познавательной деятельности. 

Эффективность познавательной деятельности зависит и от разнообразия методов, и средств обучения,  которые направлены на возрастание степени участия детей в этой деятельности: от пассивной к активной, от исполнительской к организаторской, от репродуктивной к творческой.

Работа в кружке заинтересовывает ребят тем, что уже известные сведения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен и разнообразен.

Таким образом, кружок «Занимательный русский язык» занимает важное место в решении практических задач и способствует более прочному и сознательному усвоению материала, обогащению словаря, развитию речи учащихся, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам русского языка и стремления настойчиво овладевать знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Концепция педагогической деятельности. "Активизация познавательной деятельности младших школьников"

В концепции излагаются принципы работы, методы обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников...

проект "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"

проект по теме "Кружок как внеурочная форма активизации познавательной деятельности младших школьников"...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...