Цветущий мир Югры
методическая разработка (2 класс) по теме

Аксёнова Елена Анатольевна

Проблема экологии очень актуальны на сегодняшний день. Бережное, чуткое отношение к природным богатствам должно стать частью нашей повседневной жизни. Урок знания в форме экологической  игры предназначен для учащихся второго класса и способствует повышению уровня экологической воспитанности учащихся.

В начале урока дети погружаются в экологическую проблему «Сохранение природы родного края». Учитывая возрастные особенности, детям легче понять данную проблему помогает экологическая сказка «Про репку».

Основную часть урока занимает «Своя игра», которая посвящена экологическим проблемам нашего края. Дети участвуют в конкурсах: «Назови лишнее», «Угадай, чей голосок», «Устами младенца», «Красная книга Югры», «Скажи наоборот».

В конце урока  во время рефлексии второклассникам предлагается презентация «Мир Югры» с музыкальным сопровождением.

Возможным итогом урока может быть принятие учащимся класса объединить усилия для решения экологической проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetushchiy_mir_yugry.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цветущий мир Югры

Учитель 2-а класса

Аксёнова Елена Анатольевна

Цель: расширение и углубление знаний о живой природе родного края.

Задачи: 

Образовательные

  • формировать представлений о природе родного края;
  • формировать умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой  (взаимодействие приносит вред, или безобидно, или полезно);

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к природе, умение видеть необычное в привычном;
  • развивать внутреннюю установку личности действовать по совести;
  • развивать мышление, устную монологическую речь.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру родного края;
  • воспитывать умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Прогнозируемый результат:

Личностные УУД:

  • формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формирование умения планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

  • формирование действия, направленного на познание мира и решение проблем (отбор и структурирование информации, построение устного речевого высказывания);
  • формирование умения контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

  • формирование умения работать с информацией; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
  • формирование действия, направленного на понимание других людей,  на эффективное взаимодействие с ними (активное слушание, восприятие и передача информации в различных формах, распределение работы в группе).

Предметные:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Технологии:

  • коммуникативная технология;
  • развитие критического  мышления;
  • педагогика сотрудничества;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Методы: словесный, наглядный,  проблемный, практический.

Форма: групповая.  

Меж предметные связи:  окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • компьютер;
  • интерактивная доска.

Ход урока:

Чтобы дорожить природой,

любить её и сохранить – её нужно знать!

     Знать самые элементарные правила «общения» с природой!

  1. Орг. Момент.

Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном процессе, как охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо ее знать. Этой теме мы и посвящаем нашу игру. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть экологические проблемы нашего края, постараемся научиться правильно вести себя в природе.

  1. Проблемная ситуация

А начнём мы разговор с просмотра экологической сказки «Про репку»

- Решил дед посадить репку

Дед:

 Ай-лю-лю

Репку в землю посажу

Вырастай репка

И желта, и крепка,

Вырастай большою

Корнем - не ботвою

Ты расти, старайся силы набирайся!

- Посадил дед репку, а она не растет. Позвал дед бабку.

Дед:

Эй! Старуха! Отзовись!

Где пропала? Покажись!

Бабка:

Тут я , тут…

Ты не шуми, а возьми да помоги

Репку-то полить надо.

Дед:

А что, бабка, вода – то из нашей речки?

Что-то уж больно серая,  да грязная.

- Прибегает внучка.

Внучка:

Дедушка, бабушка, нельзя такой водой поливать. В нашу речку заводы спускают отработанную воду, а очистные сооружения плохо очищают воду. Надо воду с ручейка принести и полить репку.

- Побежала внучка к ручейку, а он от неё убегает.

Внучка:

Ручеёк-ручеёк, дай водицы напоить нашу репку!

Ручеёк:

Мне водицы вам не жаль, но бегу я быстро в даль, очень грязные места, нет терпенья у меня

-  Уговорили ручеёк дать чистой,  и свежей водицы.

Напоили дед с бабкой репку водой. А она не растёт. Почему? Решили они землю порыхлить - позвали Жучку.

Дед:

Жучка-Жучка помоги,

Ты земельку прорыхли.

- Стала Жучка рыхлить и вытащила пакеты, бутылки, бумажки, устала Жучка.

Жучка:

Нужно помощь срочно звать!

Кошку побегу искать!

- Стали они вместе мусор убирать, тут и репка стала расти.

Кошка:

Незачем меня искать

Я сама шла помогать.

- А тут и мышка подоспела.

Мышка:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки

Быстро наши города превратятся в свалки

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас мусорные горы.

- А осенью выросла репка большая, и все её опробовали с удовольствием. От такой репки, которую вырастили в чистой земле и полили чистой водой – только здоровья всем добавилось.

- Какая проблема случилась при выращивании репки?

-Как была решена эта проблема?

- Если вы хотите жить долго, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть экологически чистую пищу  надо бережно относиться к природе. К сожалению не все помнят об этом.

  1. Игра: «Своя игра»

-Наша игра  посвящена экологическим проблемам нашего края.

- Знакомы ли вы с правилами этой игры?

  1. Конкурс  «Назови лишнее»

- Какое дерево не растёт в ХМАО? (осина, ель, пальма, берёза)

- Какая река течёт по территории ХМАО? (Лена, Кама, Волга, Обь)

- Какое животное не обитает на территории ХМАО? (Лиса, лев, волк, лось)

- Как называются леса ХМАО? (Тайга, тундра, степь, пустыня)

-Назовите, чем не занимаются жители ХМАО в настоящее время. (добыча нефти и газа, добыча каменного угля, строительство, охота и рыбалка)

  1. «Угадай, чей голосок»

Детям предлагается угадать голоса птиц: рябчика, дятла, ворона, филина, клеста.

  1. «Устами младенца»
  1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

          Если это поджечь, то появится черный едкий дым.

У меня очень много игрушек сделано из этого.                                                                Предметы, сделанные из этого, весят мало.                                                                               Ее нельзя выбрасывать, так как в природе это не разлагается.                                  

                                                                                                         Пластмасса.

  1. Это делают из песка.

Если это нагреть, оно становится тягучим, как тесто.                            Чаще всего это прозрачное.                                                                                                      Брошенное в лесу, это может стать причиной пожара.                                                              Когда падает, это разбивается.  

                                                                                                                                                             

                                                                                                 Стекло.

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.

Это можно увидеть везде – в городе и на природе.

Это можно сдать и получить деньги.

Из этого можно сделать что-то новое.                                                                                                      

                                                                                         Металлолом.

  1. У нас это получают из древесины.

Это легко горит.

Это изобрели китайцы.

Из этого получается много мусора.

На этом обычно рисуют или пишут.  

                                                                                                    Бумага.

  1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

Его производит обыкновенная корова.                                              

                                                                                           Навоз.

  1. Конкурс «Красная книга Югры»
  1. Бурый зверь свалил осину,

Оттащил её в плотину.

Будет жить он в прочной хатке,

Раз с плотиной всё в порядке      (бобер)

  1. Мелкий по размеру гусь, весом около 1 кг. Отличается от других гусей короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. (краснозобая казарка)

  1. Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

Эта птица всем известна -

Гадким он утёнком был.

Да и сказка интересна.

Жаль, что я её забыл.

  1. Скоро будет время вьюг,

В доме кот мурлычет.

Клином мы летим на юг,

Жалобно курлычем. (журавль)

  1. Он из семейства летучих мышей. От остальных представителей своего семейства  его отличают очень длинные уши. (Летучая мышь – ушан)
  1. Конкурс «Скажи наоборот»

Густой лес – редкий лес;

Молодой лес – старый лес;

Грязный лес- чистый лес;

Хвойный лес – лиственный лес;

Зимний лес – летний лес.

  1. Рефлексия

На фоне презентации «Природа родного края» читается стих.

Милая малая Родина -

Это просторы лугов,

Это тропинки, что пройдены,

Речка в тени берегов.

Лес, что манит к себе ягодой,

Шишкой, грибами манит.

Летом, зимою и осенью

Тянет к себе, как магнит.

В кронах деревьев здесь белочки

На зиму сушат грибы,

А у корней друг за дружкою

Бегают бурундуки.

Хочется выпить до донышка

Всю эту чудо-красу.

Сколько дорог и тропинок

Мне не пришлось бы пройти,

Милая малая Родина,

Краше тебя не найти.

-Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу родной Югры?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Человечности "Цветущая мечта"

Данный урок разработан по программе "Духовно-нравственное воспитание", которая направлена на развитие в детях общечеловеческих качеств: любовь, доброта, самопожертвование, дружба....

Классный час "Сохраним цветущим мир Югры"

Этот классный час – это продолжение пути изучения своей малой Родины, который приведет обучающихся к действительному познанию своего края, наполнит память и ум, обогатит душу и сердце....

"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры

Цели:    - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...

Постановление ХМАО-Югры "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕот 9 октября 2013 г. N 430-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"...

Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО

Мониторинг успеваемости выпускников  4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...

Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 г № 68 - оз "Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре"

Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 г № 68 - оз "Об образовании в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре" (с  изменениями от 24.09.2020 г)...