Организация учебно-воспитательной работы по развитию толерантности младших школьников.
статья на тему

Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы с младшими школьниками является воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                         

                             ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

                      ПО РАЗВИТИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ     

             Как только не называют наш век – кибернетический, космический, компьютерный… Но практически каждый ребёнок, приходя в школу,  умея читать и писать, имеет проблемы с адаптацией, прежде всего с установлением межличностных отношений в классном коллективе.  Многие учащиеся испытывают  психологический и моральный дискомфорт в классе, имеют заниженную самооценку вследствие социального неравенства, физической непривлекательности, иной национальности.  Кто из нас не  был свидетелем того, как «рейтинг» того или иного ребёнка среди ровесников рос вместе со стоимостью его  сотового телефона. А когда в классе  появлялся новый ученик, дети начинали перешёптываться: «смотри, какая классная сумка, он, наверное, много воображает». Ученики по-своему оценивают каждого члена коллектива, навешивая ярлык, который остается надолго, а то и на всю жизнь. Необходимо предостеречь ребят от поспешных выводов, научив их по-доброму смотреть на человека. Воспитанность даёт возможность детям получить признание в коллективе, выстроить собственную тактику общения.    

              Младший школьный возраст является важным периодом в развитии ребёнка, в том числе и моральном развитии. В частности, у детей развивается способность строить предположения относительно чувств, мыслей и намерений других людей. Дети, обладающие способностью видеть вещи и явления с точки зрения другого человека, более успешно устанавливают и поддерживают близкие, прочные отношения со сверстниками. Возникающее у младших школьников «личностное поведение» позволяет в отношениях со сверстниками реализовывать и соблюдать те моральные нормы, которые задаются взрослыми.

         Психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Первейшее из условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. То, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям он способен устанавливать».

              Сегодня объективная реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры отношений у школьников, поэтому мы говорим о необходимости толерантности, понимая под ней внутреннюю установку личности относительно  ценностей, культурных особенностей  окружающих. По определению М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук толерантность – это «реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения». 

             Проблеме воспитания у детей терпимого отношения к отдельным человеческим слабостям и формирование этого отношения значительное место уделяется в трудах В.А.Сухомлинского. Не следует забывать его заповеди, которые актуальны во все времена: 1)береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека; 2)знай, что твоё неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить; 3)нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит и самому стать злым, безнравственным. 4) большое зло – унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой»;  5)дорогим для тебя должно стать не «моё», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности». В. А.Сухомлинский считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном  мире человеческих страстей и характеров».

             Современному же обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, обладают чувствами ответственности за судьбу своего народа и уважения к другим народам. Основными параметрами личностного развития ребёнка на сегодняшний день можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинство, независимость в суждениях. Именно от этих умений и качеств во многом зависит успех человека и общества в целом в преодолении противоречивых условий социальной жизни.

             Следовательно, одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы с младшими школьниками является воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать представление о толерантности;
  • Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромисс при решении проблем;
  • Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим, умение жить в обществе и считаться с общественным мнением;
  • Создавать условия для возможности живого общения, формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • Создавать условия для формирования системы ценностей.
  • Воспитывать  терпимость к чужому мнению, умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.

              Реализовать педагогические условия развития толерантности можно с помощью хорошо известных педагогических технологий: внеклассные мероприятия, тренинговые занятия, диалоги, ролевые и имитационные игры, психотехнические  упражнения, экскурсии, творческие задания.

1.Тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, направленной на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для успешного общения в различных сферах деятельности. Применяя тренинг общения, учитель:

  • Помогает учащимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре взаимоотношений;
  • Развивает у учащихся способность адекватно оценивать себя и других.

2.Специальные психотехнические упражнения.  Эту технологию можно применить на начальном этапе с целью снятия  психологического напряжения, раскрепощения участников (перед началом тренинга).

3.Ролевые игры. Направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением.

              Для развития коммуникативных умений и навыков, овладения способами взаимодействия учеников с окружающими, навыками работы в группе и различными социальными ролями могут проводиться:

  • внеклассные занятия и классные часы «Я в школе», «Я дома», «Я на улице среди друзей», «Мы – дружные», «Будь хорошим товарищем»,  «Зачем нам быть добрыми», праздник для друзей  «Цветик - семицветик», операция «Остров одиночества необитаем», беседа – викторина «Какому человеку можно доверять?», диспуты «Какое оно, наше общество?», «Хорошие люди и плохие», «Красивые мысли и поступки»;
  • тренинги «Солнышко»,  «Чувствование», «Спина к спине», «Выскажи своё мнение», «Я и мы», «Волшебное слово»;
  • упражнения «Стоп», «Станем другими», «Разыгрывание ситуаций», «От улыбки…», «Красивая обёртка», «Улыбнись»;
  • ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «Учимся дружить», «Окажи внимание другому», «Найди пару», «Учимся правильно жить и дружить»;  
  •  психотехника «Я люблю (не люблю)…», «Я люблю себя за…», «Я никогда не…», «Если бы я был волшебником…»

              Рассмотренные педагогические технологии, прежде всего, могут быть реализованы во внеурочной работе со школьниками. На уроках учитель может развивать толерантность за счёт активных методов обучения. Хороший эффект дают: письменные доклады и сообщения учащихся, работа в парах, привлечение старших родственников и членов семьи к выполнению домашних заданий творческого характера, выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов.

              Результатом  занятий, направленных на развитие толерантности, являются успешное взаимодействие учащихся в коллективе, дружное противодействие интолерантным отношениям, знание принципов толерантного поведения и умение применять их в практической повседневной деятельности.

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

                                   Тренинг «Чувствование»

         Цель: развивать умение чувствовать и понимать другого человека.

Дети разбиваются на пары таким образом, чтобы в паре были ученики меньше всего понимающие и чувствующие друг друга. Ученики в каждой паре молча садятся друг напротив друга, закрывают глаза, берутся за руки. Им необходимо руками «познакомиться», потом «поссориться», потом «помириться» и «попрощаться». После такого десятиминутного общения дети садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

         Результатом тренинга является новое ощущение партнёра, которое чувствуется глубже и значительнее имеющегося зрительного и слухового образа. Возникает ощущение, что партнёр более понятен и открыт.

                                    Тренинг «Спина к спине»

        Цель: развивать умение договариваться друг с другом.

Двое детей садятся спиной друг к другу. Их задача: договориться о чём-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. Лучше если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этот момент помочь. После тренинга дети обмениваются впечатлениями и делятся своими ощущениями. Учитель им помогает, задавая им вопросы: Было ли вам удобно разговаривать? Не хотелось ли что-нибудь изменить?

                                     Тренинг «Солнышко»

         Цель:  помочь осознать эмоциональные связи с другими людьми.

         Проведение: обсудить с учениками, что мы имеем в виду, когда произносим: «Ты моё солнышко», «мне тепло рядом с тобой»… можно сравнить эти отношения с солнечной системой: так же как солнце согревает одни планеты сильнее, а другие слабее, одни люди к нам ближе (эмоционально), другие дальше. Опишите чувства, которые мы испытываем по отношению к таким людям, проводим ли мы с ними большую часть времени. Как дать почувствовать  другим   людям, что они много значат для нас. Изобразим в центре листа солнце. Пусть  солнце – это сам ребёнок. Напишем слово - « я». Вокруг солнца разместились планеты. Пусть ближе к нему окажутся имена тех, о ком можно сказать, что мы согреваем их своим теплом сильнее всего. Чем меньше тепла, тем дальше будет располагаться имя. Затем рисуется такая же картинка, только располагаются вокруг себя люди, от которых им и тепло, как будто ребёнок – планета в окружении многих солнц. Самое горячее – ближе всего, холодное – дальше. Как изменилась картина? Одни и те же люди на обеих картинах? На какой картинке людей больше? Почему?

                                     Тренинг «Выскажи свое мнение»

         Цель: Направление внимание детей на свои  и чужие личностные особенности.

          Класс делится на две равные группы, каждая из которых образует круг. Участники располагаются так, что один круг находится внутри другого. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, находящимся во внешнем круге. Так образуются пары. Каждый участник, стоящий во внутреннем круге, начинает тихо говорить партнёру, как он его воспринимает, какие чувства испытывает, какие личные качества тот проявляет в классе и т.п. Дети говорят в свободной форме и выражают свое мнение, так как считают нужным. Затем по сигналу учителя внутренний круг сдвигается на одного человека, образуются новые пары, которые выполняют то же задание. Первая часть тренинга заканчивается, когда участники, пройдя целый круг, возвращаются в исходную позицию. Во второй части свое мнение о партнёре высказывают участники, стоящие во внешнем круге.

          Результатом тренинга является умение слушать и слышать своего партнера, адекватно воспринимать представления своих товарищей о себе.

                                      Упражнение «Стоп»

           Дети под музыку  двигаются по классу в произвольном порядке. По сигналу учителя «Стоп!» дети должны замереть на месте. Задача каждого – осознать, в каком положении он замер: как расположены руки, ноги, голова, какое у него выражение лица, что чувствует в данный момент, что происходит вокруг него. Так проделывается несколько раз. Учитель объясняет, что в жизни очень важно говорить себе «Стоп», чтобы посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Он предлагает детям разбиться на тройки. Каждая тройка выбирает любую конфликтную ситуацию, которая произошла с ними недавно. Двое участников разыгрывают выбранную ими ситуацию, третий исполняет роль наблюдателя, он по своему усмотрению в любой момент может сказать «стоп». По этому сигналу двое других должны остановиться и по очереди описать, что они чувствуют, что происходит с их партнёром (т. е. установить обратную связь со своим партнёром). Затем участники меняются ролями. В завершение проводится обсуждение в кругу: что было трудно выполнять, что вызвало неприятные переживания. Учитель объясняет, что нередко люди просто не понимают, что те или иные  их слова и действия оскорбительны для окружающих. Важно уметь наладить правильную обратную связь, т. е. так сообщить человеку о том, что он делает, чтобы это не оскорбило его. С помощью Я - высказываний можно сообщить человеку о своих чувствах и переживаниях в связи с его действиями: «Я чувствую, что ты просто не понял того, что я хотел сказать», «У меня такое чувство, что ты намеренно хочешь меня разозлить» и т.д.

         Результат: развитие умения говорить себе «стоп» для оценки ситуации и прибегать к  Я - высказываниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников.

Использование здоровьесберегающих технологийв учебно-воспитательном процессе как средство сохранения здоровья младших школьников....

« Организация учебно – воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении»

Выбор темы исследовательской работы «Организация учебно – воспитательной  деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников в образовательном учреждении» обусловлен актуальнос...

Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Выступление на МО. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников....

Презентация. Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников.

Выступление на МО.Инклюзивное образование как фактор развития толерантности младших школьников....

Развитие толерантности младших школьников в процессе проектной деятельности

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...