"Семья"
классный час (1 класс) по теме

Игумнова Екатерина Владимировна

методическая разаработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chas_o_seme.doc610.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с УИОП»

      «Я и моя семья»

       Разработка классного часа

    Методическая разработка

учителя начальных классов

Игумновой Е.В.

2013 год

Классный час «Я и моя семья»

    Как плохо жить, как больно

жить на свете

Без стебелька, без листьев,

без корней.

Марина Симонова

Цели:

1. способствовать восприятию уважительного отношения ко всем членам семьи.

2. учить осознанно и добросовестно относиться к домашнему труду.

3. развивать устную речь, память, способности.

Задачи:

1. Воспитание духовных потребностей:

* любовь и уважение к окружающим;

* этические;

* познавательные;

* эстетические.

2. Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ ради здоровья, комфорта родных людей.

3. Помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

4. Разыгрывая жизненные ситуации, помочь увидеть образцы поведения членов семьи.

5. Помочь ребенку оценить свое место в семье.

Оформление:

 1. Выставка детских рисунков «Моя семья».

2. плакаты с правилами дружной семьи

        «Уважай и люби старших»

        «Позаботься о младших»

        «Помоги ты в семье – помощник»

3. Сочинение о семье – детские

4.Стенд «Семья - как греет душу это слово».

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Вводное слово учителя.

Семья.

Семья как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.

  Когда ваши родители создали семью, они тоже напоминали «семя». Его надо было выращивать с любовью жить в согласии и заботиться друг о друге.

  Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют ни сил, ни времени, (чтобы вы выросли хорошими людьми).

 У каждого из вас ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?

  Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

  Учитель: Назовите их одним словом. Сегодня на нашем уроке пойдёт речь о семье. А вы мои помощники. Вместе будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья, чтобы все в ней были счастливы и всем было хорошо.

Звучит песня «Родительский дом»

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об этом всю жизнь.

Учитель: давайте разгадаем ребус-рисунок.

Учитель: Правильно, это семья – слово, знакомое каждому из нас. Слово одно, а семьи такие разные. И какие они, вы показали на ассоциативных рисунках (с какими образами соотносятся) всех членов ваших семей. Рисунки представлены на нашем «Вернисаже». Проведем защиту этих проектов.

Давайте же вместе с вами перелистаем страницы ваших семейных альбомов.

Сочинения – миниатюры «Моя любимая семейная фотография» (читают дети)

Сочинение.

Моя любимая семейная фотография

В каждом доме есть семейная ценность – фотоальбом. В нём на протяжении многих лет бережно собираются и хранятся фотографии родных, друзей, животных и, конечно же, семьи.

Моя любимая семейная фотография – это та, на которой я с мамой и папой на новогодней ёлке. Это был мой первый праздник. Я была очень нарядная: в костюме Красной Шапочки. Помню, в зале дети веселятся, музыка играет, Дед Мороз раздаёт подарки. Папа взял меня за руки, и мы пошли смотреть ёлку. Потом к нам подошёл какой-то  человек. В руке у него был «странный» предмет. Он щелкнул им, и получилась вот эта фотография.

Вот я выросла, но не могу забыть тот случай с папиным другом – фотографом. Об этом всегда напоминает эта фотография времен молодости моих родителей. Даже для меня она стала историей, потому что мне хочется посмотреть, какой я была 10 лет назад. Семейные фотографии – память о прошлом семьи и о моем прошлом.

Так пусть их будет больше!

Защита проектов «Моя дружная семья» (см. рисунки и их описание)

Маму дети ассоциировали

Папу дети ассоциировали

Лев

Папа – глава семьи, характер добрый, ласковый, хороший, но внешне выглядит важным, красивым, строгим, как царь зверей.

Папа – глава семьи, как лев – царь зверей. Строгий, но добрый, воспитывает, но не кусает.

Облако

Это мой папа. Он на вид грозный, а на самом деле добрый и похож на эту весёлую тучку.

Это мой папа. Он такой же, как эта добренькая тучка. Мой папа такой же хороший, тёплый, трудолюбивый, ласковый, сильный.

Часы

Это мой папа. Он похож на часы, так как он может рассчитать всё наперед.

Медведь

Это папа, он глава семьи. Он тоже, как этот медведь, большой и грозный, но в душе он добрый и заботливый.

Лягушка

Это мой папа. Его работа связана с постоянными разъездами, поэтому он похож на лягушку-путешественницу.

Гитара

Мой папа такой, как гитара. Когда на гитаре играют, получаются разные звуки. У папы такой же изменчивый характер.

Компьютер

Мой папа работает, как компьютер, без выходных, но с перерывами, которых я очень жду, чтобы с ним пообщаться.

Сочинение

Моя семья.

На кого похожи мои родители

Поначалу мне было очень трудно сравнить своих любимых родителей с животными. Я долго думал, размышлял и вот пришел к такому выводу.

Моя мама похожа на пони. Она такая же маленькая, скромная и неприхотливая. У нее добрые глаза. Во всем мире пони стали друзьями детей. Моя мама тоже любит детей. Она педагог. Пони приходится выполнять тяжелую работу, и без нее вряд ли человек смог бы обжить северные острова. И маме моей хлеба не надо – работу давай. Удивляюсь, как она все успевает. Папа всегда говорит, что мал золотник, да дорог. Он дорожит мамой, бабушкой. Оберегает нашу семью. Сильный, выносливый, не переносит одиночества. Папа такой чувствительный, что трудно даже представить. Он чувствует нас на расстоянии, и если что-то не так, проявляет беспокойство. Настоящий и верный друг,  поэтому я бы сравнил его с верным другом собакой.

Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Этимология (происхождение) слова «семья»: Слово «семья» исконно русское. Образовалось от числительного «семь», что означало «домочадец». Такой же корень имеет литовское seima – «семья, челядь», готское haims – «селение», греческое home. Первоначально семья означало «живущие в одном селении», затем – «домочадцы».

Беседа

- А как вы можете объяснить наличие числа «7» и «я» в слове?

(7 – счастливое число, в сказках магические, «за семью печатями» находится тайна; я – это ребёнок или каждый член семьи)

- А ещё это слово очень похоже на слово «семя» - семена – это дети, семена дают ростки, из них вырастают различные культуры.

- Часто ли мы размышляем о своей семье?

Давайте сделаем это вместе.

Интервьюирование-опросник (проводится в письменной форме, можно заранее).

  1. Какого цвета глаза у твоей мамы?
  2. Что я знаю о занятиях, умениях и мастерстве своих родителей?
  3. Чем обычно вместе вы любите заниматься всей семьей?
  4. Кому я могу доверить свои заветные тайны?
  5. На кого из своих родных я хотел бы быть похожим и почему?
  6. Чему я научился у своих родителей?
  7. Что такое семья?
  8. Для чего она мне необходима?
  9. Какое место среди других членов семьи занимаю Я?

Подведение итогов интервью.

Учитель: В своих ответах каждый из вас назвал черты, относящиеся к членам вашей семьи. Конечно, они индивидуальны. Но есть и много общего, что касается ваших родителей. Я записала эти одинаковые черты на отдельных карточках. Сейчас девочки будут создавать коллективный портрет мамы, а мальчики выберут слова для характеристики папы. (Девочки и мальчики выходят поочередно к доске и прикрепляют к плакату по одной карточке – контуры рисунков обозначены пунктиром).

Словесно-образное конструирование.

Мама                                                                  Папа

        (Основная черта – женственность)                   (Основная черта – мужественность)

                                                                                                                 

                                         
Рефлексия (коллективный анализ деятельности).

- Какой цветок получился у девочек?

(Ромашка)

- А как вы думаете, почему мы изобразили ромашку для мамы?

(Это «тёплый» цветок, похожий на солнце, мама излучает тепло, она – солнце в семье). Это символ женственности.

- А у мальчиков на рисунке?

(Кулак, боксерская перчатка, она олицетворяет силу, боевитость, мощь). Это символ мужественности.

Викторина – соревнование

  • Приглашается одна девочка и один мальчик. Кто больше назовет пословиц о семье. (Согласную семью и горе не берет. Вместе тесно – порознь скучно. Яблоко от яблони недалеко падает и др.)
  • Следующая пара должна вспомнить песни о маме, о папе или семье. («Мама, милая мама», «Мама», «Пусть всегда будет мама», «Папа может, папа может всё, что угодно», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»и др.)
  • Прочитать стихотворение о маме.

(По результатам викторины победителям вручаются призы)

Создание эмблемы семьи

Вывешивается плакат с изображением дерева.

- Может ли это изображение стать эмблемой семьи?

(Да, может)

- Почему? Что символизируют корни?

(Это наши предки, дедушки, бабушки каждого рода)

- А ствол?

(Это папа, который в доме хозяин)

Крона – это мама, которая заботится обо всех. А плоды – это дети, которых она оберегает (Я, сестренки, братишки). Все вместе – это дружная семья.

Д.С. Лихачев: «Если вы любите свою семью, если ваша семья дружная, то у неё, несомненно, есть много дружественных семей, которые любят посещать вашу семью, приглашать её к себе. Дружная семья непременно излучает атмосферу дружелюбия и вовне. Если вы любите свою мать, вы не можете не понять других, любящих своих родителей. Если вы любите своих родителей, то вы любите их «во всех измерениях»: вы любите смотреть старые альбомы с их фотографиями – какими они были в детстве, до свадьбы, молодыми и постаревшими».

Так писал Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном».

Учитель: Сегодня мы много нового и полезного узнали о ваших семьях. Узнали о лучших качествах, занятиях, традициях, особенностях. Берегите это богатство, потому что                                

Как плохо жить, как больно жить на свете

Без стебелька, без листьев, без корней.

Ведь даже рыба понимает, что ей без воды жить невозможно.

Семья – это чудесное место для жизни.

Семья – это крепость, защищающая от невзгод.

Берегите эту крепость и ее обитателей.

Использованная литература:

  1. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие Е.Н. Степанова.- М., 2000.
  2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.-М., 1985.
  3. Черный Г.П. Торжественно, красиво, памятно: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...