Досуговая краткосрочная программа игра – путешествие по станциям «Доброта и вежливость»
рабочая программа по теме

Паршукова Вера Владимировна

Цель: продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, культуры общения воспитанников, привитие творческого воображения и умение весело отдыхать в коллективе.

 

 Формирование УУД

Познавательные УУД

·         умение учиться самостоятельному выполнению заданий;

·         умение извлекать нужную информацию;

·         умение делать выводы в результате совместной работы.

 Коммуникативные УУД

·         умение слушать и понимать речь других;

·         формирование умения работать в группе;

  Регулятивные УУД

·         умение высказывать своё предположение на основе работы;

·         умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД

·         эмоционально выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других, сочувствовать. сопереживать;

·         умение высказывать своё отношение к героям , к их поступкам;

·         умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Ожидаемые результаты:

1.     развитие системы досуговых,  традиционных мероприятий;

2.     участие обучающихся в досуговых мероприятиях;

3.     раскрытие творческой индивидуальности детей;

4.     реализация потребностей детей в общении со сверстниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_i_vezhlivost.docx215.26 КБ

Предварительный просмотр:

                    Государственная общеобразовательная школа-интернат

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

имени Ю.А. Спиридонова

Досуговая краткосрочная программа

Игра – путешествие по станциям

«Доброта и вежливость»

для учащихся 11-12 лет (5 класс)

Паршукова В.В.

                                                                                                                                                                 .

Сыктывкар

2013г.

Пояснительная записка

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая c группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Эта работа позволяет воспитателям выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.   Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений. В процессе внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Досуг – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. В педагогическом процессе досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощённости личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова. Одна из любимых у воспитанников досуговых мероприятий - это игра – путешествие по станциям. Что такое игра – путешествие? Трудно однозначно ответить на этот вопрос, но, скорее всего, игра - путешествие - это когда все друзья собираются и путешествуют по станциям, узнают что-то новое, решают проблемные ситуации, создают проекты и т. д. Для детей игра – путешествие – это какое-нибудь увлекательное занятие, основанное на определенных условиях и подчиненное определенным правилам. Собственно говоря, превращение "своей" радости в "общую" и создаёт маленький праздник, умножает радостное переживание за счёт сопереживанию других, делает его общим. И чем больше в нашей жизни праздников, тем веселее и интереснее жить.    

Возраст детей 11-12 лет

Деятельность организуется на основе сотрудничества  воспитанников и педагогов, работающих с группой.

Время реализации программы: 4 дня

План подготовки и проведения

воспитательно - досугового занятия

  1. Подготовительный этап

Определяется место, время, форма проведения занятия.

Подготовка к предстоящему занятию ничуть не менее важна и ценна, чем само его проведение.

Разнообразная по содержанию и способам оформления реклама ставит своей целью воодушевить ребят на участие в предстоящем занятии, привлечь внимание, вызвать интерес. Это может быть красочное объявление, пригласительная открытка, афиша и т.д. (изготавливают все это сами ребята при помощи взрослых).

Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы, также поможет создать нужный психологический настрой, будет напоминать о приближении желанного события, стимулировать усилия по его подготовке.

Репетиционные приготовления лучше проводить в узком кругу участников и за закрытыми от любопытных глаз дверями - это внесет определенную интригу ожидания, да и занятие будет интересно всем его участникам.

  1. Психологический настрой

Средствами достижения этой задачи могут быть:

  • Оформление помещения;
  • Необычное освещение;
  • Музыкальный фон;
  • Особые ритуалы, церемонии;
  • Интригующая сценическая завязка;
  • Вступительное слово ведущего.

  1. Реализация основной части задуманного

Важно, чтобы занятие не затягивалось, эмоционально не перенасытило детей.

  1. Финальный аккорд.

ЦЕЛЬ: вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости от причастности к произошедшему.

Средствами достижения нужного результата могут быть:

  • Слова признательности и благодарности всем участникам мероприятия, включая и «закулисных зрителей»
  • Сюрпризы, подарки, сувениры.
  1. Педагогическое последействие. Рефлексия

Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения.

Цель: продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, культуры общения воспитанников, привитие творческого воображения и умение весело отдыхать в коллективе.

 Формирование УУД

Познавательные УУД

  • умение учиться самостоятельному выполнению заданий;
  • умение извлекать нужную информацию;
  • умение делать выводы в результате совместной работы.

 Коммуникативные УУД

  • умение слушать и понимать речь других;
  • формирование умения работать в группе;

  Регулятивные УУД

  • умение высказывать своё предположение на основе работы;
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Личностные УУД

  • эмоционально выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других, сочувствовать. сопереживать;
  • умение высказывать своё отношение к героям , к их поступкам;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Ожидаемые результаты:

  1. развитие системы досуговых,  традиционных мероприятий;
  2. участие обучающихся в досуговых мероприятиях;
  3. раскрытие творческой индивидуальности детей;
  4. реализация потребностей детей в общении со сверстниками.

Оборудование:

  • Плакаты: / Солнце с лучами и надписями /.

Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила вежливости:

  1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.
  2. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  3. Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.
  4. В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.
  5. Не отвечай на грубость грубостью.
  6. Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Этапы реализации:

№ этапа

Мероприятие

Дата

Ответственный

Описание

1 этап  

Подготовительный этап

Станция1“Добрые улыбки”.

_____________

Станция2 “Сказочные герои”.

1  день

 воспитатель

Происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой воспитатель группы увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача его - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности.

Беседа о доброте и вежливости.

_____________________________Встреча с  Мальвиной и Буратино, разрешение проблемной ситуации.

2 этап

Психологический настрой

Станция3

“Добрая Фея”

.

2 день

воспитатель

Работа с волшебным словом «доброта». Воспитатель ставит задачи для размышления: что такое доброта?                       Побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы.

Станция 4

“Волшебные слова”.

Игры на внимание.

3 этап

Реализация основной части задуманного

Станция 5

«Внимательные ребята».

_____________

Станция 6

“Фантазеры”.

3 день

воспитатель,

Психологическая разминка.

Настроения людей.

____________________________

Проектная деятельность.

4 этап

рефлексия

Станция «Доброта»

4 день

воспитатель

Воспитатель ставит задачи для размышления: что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач.

Ближайшее последействие.

   Воспитателю важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества, - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения КТД.

Приложение  

Сценарий мероприятия «Игра – путешествие по станциям «Доброта и вежливость» (по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений).

                                    1 день

     Сегодня мы начнём путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. Мы с вами сделаем остановки на станциях :

1 день

  • “Добрые улыбки”.
  • “Сказочные герои”.

2 день

  • “Добрая Фея”.
  • “Волшебные слова”.

3 день

  • “Внимательные ребята”.
  • “Фантазеры”.

4 день (подведение итогов)

И должны добраться до станции “Доброта”.

- А на чем мы будем путешествовать, чтобы всё услышать и хорошенько всё разглядеть?

Возьмемся крепко за руки и улыбнёмся друг другу, подпевая, отправляемся в путешествие.

(Звучит песня сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского “Улыбка”).

Станция “Добрые улыбки”.

Рисунок 1

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

- А как вы думаете каких людей называют добрыми? Вежливыми?

(Чтение с плакатов: Доброта – это …. Вежливость – это…).

 Станция “Сказочные герои”

Мальвина: Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!

Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?

Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Буратино: А что я тебе такого сказал?

Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.

Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

Песня:

Друг всегда меня может выручить
Если что-нибудь приключиться вдруг
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту
Вот что значит настоящий, верный друг.

Воспитатель: Ребята, а когда очень хочется сделать добро, оно всегда исполняется. Такова волшебная сила добра.

 2 день

Станция “Добрая Фея”.

(Входит Фея с волшебной палочкой)

- Ребята, здравствуйте. Я Добрая Фея. Я слышала, о чём вы тут говорили. Послушайте мои слова и запомните:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Скажите, ребята, легко ли быть добрым и вежливым? Почему?

Этому нужно учиться.

Фея: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы знаете волшебные слова? Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне будите называть волшебные слова.

Станция “Волшебные слова”.

Воспитатель : А сейчас давайте поиграем.

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

3 день

Станция “Внимательные ребята”.

Воспитатель : Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. А ведь человек и одевается в соответствии с настроением.

  • Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на эти лица. Что они выражают?

Рисунок 2

/Открываю карточки/.

  • – Какие взрослые вам больше нравятся?

– Какими чаще всего бываете вы?

Поднимите карточки от 1 до 5.

  • – А сейчас слушайте внимательно. На партах у вас листочки и наряды. Оденьте человечков так, чтобы цвет наряда соответствовал их настроению.

– А у доски 3 ученика изобразят своё настроение, с которым они прошли на урок.

  • Проверка.
  • Работа в парах.

Изобразите на лице радость, огорчение, страх, гнев, удивление и покажите своему товарищу по парте. А теперь рукой “раз” и согнали грустное настроение и показали радость. Скажите друг другу вежливые слова.

Станция “Фантазёры”.

Изобразите доброту на бумаге.

- Как вы её представляете, в виде чего? И расскажите о своей доброте.

(Дети вывешивают на доску свои рисунки).

4 день

Остановка “Доброта”

Воспитатель : - Вот мы и добрались до станции “Доброта”. А кто хочет, что-нибудь сказать?

Дети читают стихи:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!

- А как сделать, чтобы все люди стали сказочно добрыми и вежливыми?

Фея: - Ребята я ведь пришла к вам не с простыми руками. Я принесла лекарство от грубости, от драк и жадности. Вот кому только их раздать?

Учитель: Я думаю, что мы раздадим их всему классу.

Фея: Только запомните: перед тем как их принимать, надо загадать доброе желание. Тогда лекарство подействует.

(Фея раздает детям конфеты).

Список литературы:

  1. Воспитательное пространство продленного дня /под ред.

Н.Ф. Голованова. – СПб.:  детство ПРЕСС, 2002.-ISBN 5-89814-149-9

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? –М., 2005.
  2. Губкина Т.К. Сценарий родительского клуба// завуч -2002.-№3.
  3. Журнал «Завуч начальной школы». – 2005. №4.
  4. Меренков А.В. и др. Организация  учебно-воспитательного процесса// завуч. – 2005.-№3
  5. Организация и содержание работы в группе продленного дня / под ред. И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова. – М.: АЙРИС-ПРЕСС (Айрис-дидактика), 2004.
  6. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продленным днем /ред. М,М, Анцибор, Н.Ф. Голованова. –М.: просвещене, 1990.
  7. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в школах и группах продленного дня /под ред. Г.Г. Манне.-М.: Просвещение, 1998.
  8. Система воспитательной работы в группе продленного дня/автор сост. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну Доброты и Вежливости»

Путешествие в   страну Доброты  и Вежливости...

Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам "Волшебный праздник"

Досуговая краткосрочная программа деятельности к новогодним праздникам " Волшебный праздник"   Для детей 7-8 классов.Одна из любимых у воспитанников досуговых мероприятий - это праздник. Что...

Досуговая краткосрочная программа"Алые паруса"

В составленной программе кружка"Алые паруса"детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата ,т.есоздание спектакля....

Игра-путешествие по станциям "Путешествие по русским народным сказкам"

Учащиеся по командам получают маршрутные листы. На станциях их встречают сказочные герои и дают им задания....

Внеклассное мероприятие для начальной школы «Путешествие по стране Доброты и Вежливости»

Цель: формирование нравственных качеств личности младшего школьника, продолжить знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.     Задачи:– формировать у учащихся эт...

Конспект классного часа на тему: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости»

Конспект классного часа на тему: "Путешествие в страну Доброты и Вежливости"...