Если хочешь быть здоров!
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Игра - путешествие в страну Здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_khochesh_byt_zdorov.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Я и мой мир

              ( в рамках программы «Правоведение в школе»)

                                             Пояснительная записка

                              Задачи и особенности курса

     В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования  граждан, что вызвано  усложнением экономических  и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности человека за свою судьбу.

    Правовое образование предполагает создание системы обучения и воспитания, направленной на формирование правовой культуры личности. Ядром этой культуры является правосознание личности, включающее как системные научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку и соответствующие ему установки.

    Однако правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, т. е. включает в себя непосредственные действия человека, его поведение ( проявление законопослушания, уважения к труду, к Закону) в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях;  она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

    Приведенная выше характеристика правовой культуры, как искомого результата правового образования, показывает необходимость его систематического осуществления в школе, начиная с младших классов.

    Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной жизненной ситуации. Поэтому изучение регулятивных правовых норм имеет важное значение для интеграции личности в современное ей общество. С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

    В правовом образовании приоритетны задачи воспитания и правовое обучение призвано обеспечить их успешное выполнение. Не случайно, поэтому часто вместо термина «правовое образование» употребляется термин «правовое воспитание».

    На современном этапе развития современной школы в процессе правового образования учащихся должны решаться такие воспитательные задачи, как становление личности гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям быстро меняющейся жизни.

   Первые шаги в решении этих задач должны быть сделаны в начальной школе. Центром этой работы является курс «Я и мой мир». Основное внимание в этом курсе уделяется формированию у школьников гуманистических ориентаций, их нравственному воспитанию.

   В этом появляется важнейшая роль курса «Я и мой мир» в системе правового образования в целом.

    Исследованиями установлено: для того, чтобы сообщаемые учащимися юридические знания вызывали у школьников позитивные правовые чувства и способствовали становлению у них социально-полезной жизненной позиции, они должны опираться  на прочный фундамент нравственных ценностей ориентиров личности.

    Именно поэтому,  на первой ступени правового образования приоритетное место должно быть отведено решению задачи раскрытия ценностей гуманистической этики и формированию у учащихся нравственных ценностных  ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций  добра и зла, способствовать накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и  взрослыми.

    Стержнем курса «Я и мой мир» являются этико-философские проблемы – раскрытие на доступном для младших школьников уровне гуманистических ценностей жизни.

    Каждая тема курса посвящена раскрытию одной из этических ценностей. При этом в 1-4 классах темы повторяются, .е. раскрытие каждой темы имеет протяженность три-четыре года, но каждый следующий год – с расширением круга рассматриваемых вопросов, усилением воздействия на эмоциональную сферу детей, что обеспечивает более глубокое осознания учащимися общечеловеческого значения и личностного смысла этих ценностей. Тем самым, в курсе «Я и мой мир» создаются условия для постепенного становления жизненных ориентаций младших школьников, проявляющихся в эмоционально переживаемом отношении к жизненным явлениям и в осознанном нравственном выборе линии своего поведения, способов действий, поступков.

    Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как:

                   чувство собственного достоинства, уважение к себе,

                   требовательность к себе, ответственность,

                   отрицательное отношение к унижению,

                   оскорбительному обращению,

                   протест против любых проявлений насилия,

                   стремление защитить свою честь,

                   жизнестойкость, уверенность в себе,

                   самообладание при промахе,  ошибке,

                   умение не «падать духом» при неудачах,

                   умение радоваться жизни,

                   вера в добро, справедливость.

    Необходимость сообщения младшим школьникам определенного круга правовых знаний  диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения, - сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой оно живут. Естественно, что органической частью таких знаний явятся некоторые положения Конституции РФ, закрепляющие важнейшие черты жизни нашего общества.

Компоненты содержания ( нравственность, право)

       Проектируемые результаты

  1. Главные ценности нашей жизни ( что всего дороже…)

Восприятие учащимися в качестве главных ценностей следующего:

- жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство,

- родные и близкие люди, их любовь и забота,

- добрые отношения с окружающими людьми, дружба со сверстниками,

- Отечество, как страна, где ты родился, с народом которой связан общей историей, языком, традициями,

- малая Родина- город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, с традициями и чертами характера его жителей, красота города – источник духовного развития,

- окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, красота природы – источник вдохновения,

- мир между людьми, основанный на уважении к правам человека, отсутствие насилия, агрессии, войн,

- труд как условие развития человека, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны ( на этой основе понимание уважительного отношения ко всему, что создано трудом).

  1. Представление о правах человека

Учащиеся осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство с другими людьми, честь и достоинство.

  1. Понятие « государство, Россия»

Знание о России как о государстве в определенных границах, на территории которого проживают люди разных национальностей и культур. Сим волы государства: флаг, герб, столица.

  1. Понятие « гражданин России»

Учащиеся понимают термин «гражданин России» как свою принадлежность к россиянам, как право на заботу и защиту со стороны государства. Учащиеся знают, что с рождения они являются гражданами России, что это отражено в свидетельстве о рождении, что у граждан есть права и обязанности.

  1. Понятие «Закон»

Учащиеся понимают Зокон как важный государственный документ, в котором содержатся правила, обязательные для выполнения.

  1. Роль правил в жизни человека и общества

Понимание учащимися, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общаться, действовать.

  1. Правила вежливости

Понимание учащимися что правила вежливости основаны на уважении к человеку, а их соблюдение помогает общаться с другими людьми, вызывая к себе доброе отношение.

Усвоение правил вежливости в общении со старшими, со своими сверстниками ( форма приветствия, форма прощания, обращение с вопросом, ведение беседы, спора, умение слушать, знаки внимания, знаки уважения к старшим, точность во времени), проявление вежливости а поведении учащихся.

  1. Правила поведения в школе

Усвоение правил поведения в школе, на перемене, в школьной столовой, в гардеробе, при входе и выходе из школы. Знание своих прав и обязанностей как ученика. Представление о наличии прав и обязанностей у учителя, у директора школы. Уважение к учителям и директору школы. Проявление знаний этих правил.

  1. Правила поведения в общественных местах

Знание учащимися правил уличного движения для пешеходов, правила поведения при пользовании городским транспортом, при посещении театра, на экскурсии в музее, при посещении исторических мест города и пригорода, на прогулке в загородной зоне. Стремление и умение руководствоваться этими правилами.

  1. Что наносит вред личной безопасности

Негативное отношение учащихся к кражам, жестокости и насилию в отношении людей, к жестокому отношению к животным, к любым действиям наносящим ущерб природе, порче школьного имущества, стен домов, лифтов, оборудования детских площадок, к загрязнению улиц, дворов, нарушению правил поведения в общественных местах.

  1. Правила личной безопасности

Знание учащимися ряда правил личной безопасности при общении с незнакомыми людьми:

- при посадке в лифт,

- в случае нахождения в квартире без взрослых.

Отрицательное отношение к вредным привычкам наносящим ущерб здоровью человека.

Знание правил противопожарной безопасности. Понимание опасности обращения со взрывчатыми веществами и др.

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

  1. Знать  конкретные правила поведения в семье, в школе, на улице, в общественном транспорте, в учреждениях культуры на зрительных представлениях, в местах отдыха,

         понимать необходимость их выполнения.

  1. Понимать ценность человеческой жизни, здоровья и достоинство людей, уважать их права.
  2. Знать о некоторых видах наказания за нарушение правовых  предписаний, распространяющих либо на них, либо на их родителей.
  3. Иметь представление о Конституции РФ, как об Основном Законе России, знать государственные символы  России, понимать термины закон, конституция, граждане, государство.
  4.  Уважительно относиться к прошлому и настоящему России, ощущать свою связь со своей страной и с родным городом.
  5.  Иметь представление о действиях и поступках, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей, знать правила, которые следует соблюдать в интересах личной безопасности.
  6. Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдение правил вежливости в общении со сверстниками и старшими, добросовестного выполнения своих обязанностей.
  7. Иметь элементарные умения ухода за растениями, домашними животными, поведения в природной среде.

             Формы и методы преподавания курса «Я и мой мир»

   Преподавание курса «Я и мой мир» предусматривает органическое сочетание этико-правовых бесед с занятиями проводимыми в форме игр либо практикумов.

   Для становления гуманистически ценностных ориентаций школьников не достаточно бесед. Необходимо, чтобы школьники приобрели опыт гуманных отношений, сочувствия, взаимопонимания, почувствовали радость от своих добрых дел и от доброго отношения к себе. Решить эти задачи и помогают игры, практикумы.

   Усвоение учащимися конкретных правил поведения, так же требует не только получения информации об этих правилах, но и тренировки в их выполнении, проигрывании конкретных жизненных ситуаций, которые ставят их перед выбором способов поведения, кроме того участие в играх, в основе которых лежат определенные правила, приучает детей уважительно относиться к правилам.

   В целом игры и практикумы создают условия для накопления учащимися социального опыта, столь необходимого для интеграции в окружающий их мир, помогая школьникам осмыслить, прочувствовать, «пропустит через себя» то, о чем шла речь во время беседы.

         

 

                                     

                                                   1 класс

                     Тематическое планирование

                            Всего – 128 ч

       

                       Жизнь на Земле – 12 ч

3.10      1-2. Чудо жизни. (беседа)

6.10      3-4.Экскурсия в осенний парк (практикум)

10.10    5-6.Почему надо беречь природу? (беседа)

13.10    7-8. Конкурс на лучший рассказ или рисунок на тему: »Мой четвероногий

                 друг.          

17.10    9-10.Разучивание стихов, загадок, игр об осени.

20.10    11-12.Праздник «Золотая осень».

     Индивидуальность человека, его честь и достоинство – 6 ч

21.11     13-14.Урок толерантности. Мы все такие разные.

24.11     15-16.Цветок желаний (практикум).

28.11      17-18. Традиции моей семьи.

                       Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики -20 ч    

   

      24.10     19-20.   Экскурсия по школе.

      27.10     21-22. Правила для учащихся.

      10.11     23-24. Правила поведения на уроке.

      14.11     25-26. Правила поведения на перемене.

      17.11     27-28. Правила поведения в столовой.

       1.12      29-30  Правила поведения на перемене (разучивание игр).            

       5.12      31-32  Правила поведения в столовой (практикум).

       8.12      33-34  Правила поведения со взрослыми. (игры)

       12.12    35-36. Ролевые игры: «Мы пассажиры», «В театре», «В общественных местах»

       15.12    37-38. Путешествие в страну «Правильных манер» ( игра по станциям )  

               

                       Права человека и способы их защиты – 8ч

     19.12    39-40.Справедливость и права человека. Всеобщая Декларация прав человека.

     22.12    41-42. Конституция РФ – основной Закон нашего государства.

     26.12    43-44. Правила для учащихся .

     12.01    45-46. Игра «Пойми меня».  

                 

                          Жизнь и здоровье человека – 14 ч

  16.01    47-48. Если хочешь быть здоров! (игра - путешествие)

 20.01   49-50.  Первая медицинская помощь. (практикум)

 23.01   51-52  Посещение школьного музея им. Героя Советского Союза Л.И.Тимофеева.

 27.01   53-54.  Осторожно опасно для жизни. (беседа)

30.01    55-56.  Как себя вести, чтобы не случилось беды.

    3.02     57-58.  Плохие привычки хороших детей.

13.02    59-60.  Дорожные знаки.

                    Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие, доброта – 16ч

  17.02    61-62. Дари близким любовь и заботу (беседа)

 20.02     63-64.   Изготовление сюрприза для близких. (практикум)  

 24.02     65-66. Мой дом – моя семья. (беседа)

 27.02     67-68. Рисунок своей семьи и рассказ о ней. (практикум)

 02.03      69-70. Урок заботы и любви к животным. Конкурс рисунков о животных.

  05.03     71-72. Правила дружного коллектива.

 11.03      73-74. Составление рассказов учеников на тему «Мой лучший друг».

 12.03      75-76. Мой класс.

                        Созидательный труд и его результаты – 10ч

 16.03     77-78. Знакомство с разными профессиями.

 19.03     79-80. Школьная библиотека.

 23.03     81-82. Бережное отношение к труду людей

 02.04     83-84.    Надо ли беречь вещи?

           Как надо беречь вещи? (беседа)

 06.04.    85-86. Мастерская по ремонту книг (практикум)

                                 Дорогая цена вежливости – 6ч

09.04.    87-88. Ежели вы вежливы.  (беседа)

13.04     89-90. Правила вежливости.

16.04     91-92. Экзамен по правилам вежливости (практикум)

     Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона – 6ч

20.04    93-94.  Человек в мире правил (беседа)

23.04    95-96. Знаем, умеем, можем (практикум)

27.04    97-98. Хулиган – слово мерзкое(беседа)

                         Мой любимый город – 10ч

30.04    99-100. Всякому мила своя сторона (беседа)

02.05    101-102.  Посещение краеведческого музея г. Тосно.

04.05.   103-104. Санкт-Петербург – один из красивых городов мира (беседа).

07.05.   105-106.  Музеи города Санкт-Петербурга (заочные экскурсии по музеям).

08.05     107-108. Игра- путешествие по городу Санкт-Петербургу.

                      Родина – Россия – 10ч

11.05     109-110.      Наша страна- Российская Федерация. Столица –Москва.

20.05.    111-112. Основной закон России (беседа).

14.05.     113-114. Символы России – флаг, герб, гимн (беседа).

15.05.     115-116.    Разучивание гимна РФ.

17.05       117-118.  Конкурс стихов о Родине.

                     Мир на планете Земля – 10ч      

18.05      119-120. Кому нужен мир? (беседа)

21.05.     121-122.  Конкурс рисунков о мире.

22.05       123-124. Конкурс стихов о мире.

24.05       125-126  Конкурс рисунков на тему: «Мир!».

28.05      127-128      Подведение итогов.

                       

                                   

                            Жизнь на Земле – 4 часа

Занятие №1  

Беседа: «Чудо жизни».

Цель урока: Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости  заботиться о живых существах, охранять их.

Оснащение урока: модель солнышка с лучиками.

                                          Ход занятия

На доске помещен собранный из лучиков рисунок солнышка

На обратной стороне ( дети не видят) написаны слова. Лучики имеют разные размеры.                                                                                                         Слова:  

  1.   Жизнь

  2.   Здоровье

  3.   Семья

  4.   Родина

  5.   Труд

  6.   Достоинство

 7.   Мир   

       

Ребята, посмотрите кого мы сегодня встретили на уроке?  

(Солнышко)

Все вы видели солнышко на небе, а вот попробуйте рассказать, что это такое?

А чем солнышко помогает людям?

Можно было бы человеку обойтись без солнышка? Почему?

Проблемный вопрос: А теперь подумайте, что есть такое на свете, что нам, людям, нужнее всего на свете, самая-пресамая,  дорогая-предорогая наша ценность?

(Дети отвечают по-разному)

Ребята, а вот сегодня не зря к нам на урок пришло солнышко. Оно поможет нам разобраться в этом трудном вопросе.

На самом большом и теплом лучике  мы сможем прочитать, что же является для нас ценным, самым дорогим. Открываем первый лепесток – читаем Жизнь .

Как  вы думаете, почему самым большим богатством для человека является жизнь?  

(Ответы детей)

Объясните пословицу:

«Жизнь дороже всех сокровищ»

Ребята, а что написано на втором лепестке? Что же ценить мы должны больше всего после жизни?

Открываем второй лепесток, читаем – здоровье.

Ответьте, почему самым ценным после жизни мы считаем для человека его здоровье?

(Ответы детей.)

Объясните пословицы:

«Здоровье всему голова»

«Здоровье есть богатство»

«Здоровье дороже денег»

Жизнь и здоровье – самое главные богатства человека, которые он должен беречь.

Но что же еще человек должен ценить в своей жизни? Об этом расскажет нпше солнышко. Постепенно открываются все лепестки.

Как вы понимаете это слово, что такое Родина? Достоинство? Мир?

Почему очень важны  для человека Труд? Семья?

Вот некоторые из вас сказали, что деньги - это ценность. Если у человека есть деньги, то ему больше ничего не надо.

А вот подумайте можно за деньги купить Родину? Семью? Достоинство? Здоровье? Мир? Жизнь?

Конечно, от количества денег зависит благосостояние человека, но это не самое главное в жизни.

Деньги всегда можно заработать своим трудом.

Подумайте и скажите у кого есть жизнь?

(У человека, животных, растениях.)

Показываются разные иллюстрации с изображением леса, животных.

А как вы думаете, они могут чем-нибудь думать?

Вы конечно знаете, что нельзя убивать людей. Это преступление.

А как ведут себя люди по отношению к жизни животных, растений?

(Выслушиваются ответы детей.)

Да, далеко не всегда уничтожение человеком животных и растений вызвано суровой необходимостью человеческого существования. К сожаление гибель многих животных и растений от рук человека ничем не оправдана. Есть люди, которые бездумно, о иногда и с удовольствием губят живое.

Значит другие люди.

, добрые и отзывчивые, должны защитить животных и растения, ведь они не могут защитить сами себя.

Для этого существует специальная организация во всем мире, которая защищает животных от браконьеров и хулиганов.

ГРИНПИС – в переводе с английского – зеленый мир.

У нас в стране существует Красная книга. В эту книгу записаны названия животных и растений, охота на которых запрещена государством. Вся страна охраняет их.

Мы с вами тоже примем участие.

Работа в  группах: нарисуйте плакатики,  которые помогут всем ребятам понять, почему не надо обижать растения и животных.

 Стихотворение учитель читает вслух

                                                                                     Н.А. Заболоцкий

                                              Раненая птица

                                              Раненая птица

                                              В руки не давалась…

                                              Этот сон давнишний

                                              До сих пор мне снится:

                                              На траве кровавой

                                            Вздрагивает птица.

                                            Птицы, рыбы, звери

                                            В душу к людям смотрят.

                                            Вы их жалейте, люди,

                                            Не убивайте зря!

                                            Ведь небо без птиц – не небо!

                                            А море без рыб – не море!

                                            А земля без зверей – не земля!

                                            Люди-исполины, люди-великаны,

                                            Есть у вас винтовки, есть у вас капканы!

                                            Есть у вас бесстрашье,

                                            Сила есть навечно,

                                            И должно быть сердце,

                                            Сердце человечье.

                                            Люди-человеки,

                                            Страны и народы,

                                            Мы теперь навеки

                                            Должники природы.

                                            Надо с этим долгом

                                                       как-то расплатиться,

                                            Пусть расправит крылья

                                                        раненая птица!

Заключительная беседа.  

Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение?

Как вы думаете, что могут сделать дети для защиты природы?

А чего делать им не следует?

Занятие №3

Беседа :» Почему надо беречь природу?»

Цель: Формирование у младших школьников надежных основ ответственного отношения к природе.

                                     Ход беседы

Учитель: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

                 Доброе утро улыбчивым лицам,

                 И каждый становится добрым, доверчивым.

                 Доброе утро длится до вечера.

Что испытали вы, слушая мои слова приветствия?

Вижу у вас хорошее настроение. Давайте пойдем в гости к природе, ведь « все красивое в мире от природы, а доброе от человека».

Как вы понимаете эти слова? ( в природе все красивое – и бабочка, и цветок, и жучок, и маленький муравей, но человек должен заботиться о природе, беречь ее).       

     Ребята, послушайте я прочту обращение  писателя М. Пришвина к вам, к школьникам.

     «Дорогие, ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные красивые животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина, И охранять природу, значит охранять Родину».

    И действительно, природа прекрасна в любое время года.

    А какое у вас, ребята любимое время года? Почему?

Природа – это наше богатство, которое мы должны беречь и охранять. Нельзя наносить вред природе. Надо ее любить и внимательно, бережно относиться к ней.

   Ребята, а как человек может помочь природе?

Для того, чтобы природа была здоровая и красивая, человек должен:

  1. Не засорять воздух и воду вредными веществами, предотвращать выбросы машинами в атмосферу вредных примесей.
  2. Находясь в лесу, внимательно относись к окружающей природе: не рви зря больших  букетов, не вытаптывай растения, не ломай ветки, осторожно и аккуратно собирай грибы и ягоды в лесу.
  3. Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнем. В этом повинны отдыхающие, туристы, рыболовы, охотники. Каждая зажженная спичка должна быть вовремя погашена. В пламени разыгравшегося пожара погибают птицы, звери, рыбы в реках. Гари (выгоревшие места) бедны животными и долгие годы представляют собой пустыню.
  4. Особенно важную роль в охране природы играют заповедники, заказники, ботанические сады, Их особое преимущество заключается в том, что они позволяют сохранить редкие виды растений и животных в их естественной обстановке  и при этом на достаточно большой площади.
  5. Важную роль в сохранении исчезающих видов растений и животных играет «Красная книга», в которую занесены названия растений и животных, над которыми нависла реальная угроза полного уничтожения.

                                   Здравствуй, дремучий лес!

                                   Полон сказок и чудес.

                                   Ты о чем шумишь листвою                        

       

                                   Ночью темной, грозовою?

                                   Что там шепчешь на заре

                                   Весь в росе, как в серебре?

                                   Кто в глуши твоей таится?

                                   Что за зверь, какая птица?

                                   Все открой, не утаи,

                                   Ты же видишь – мы свои!

Ребята, а как правильно надо вести себя в лесу?

( Не кричите в лесу, не рвите цветы, не ломайте ветки, не пугайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои тайны).

Ребята, вы видите голодных птиц в зимнюю стужу, сломанную веточку, какие у вас возникают чувства?

( Их всех жаль и хочется помочь.)

Вы пришли в лес, как красиво кругом, Смогли бы вы нанести вред? ( Нетю_

Что бы вы сделали?

( Сфотографировал, нарисовал, наблюдай, просто любовался.)

Да, очень понравились ваши ответы, нужно быть внимательным и добрым ко всему, что растет и кто живет в лесу. Ведь природа дарит нам красоту, а мы должны заботиться о ней, ведь мы единое целое и друг без друга не сможем. Об этом говорится и в стихотворении Б.Заходера « Про все на свете»

                                   Все, все на свете нужны

                                   И мошки не меньше нужны, чем слоны.

                                   Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

                                   И даже без хищников злых и свирепых.

                                   Нужны все на свете, нужны все подряд,

                                   Кто делает мед, и кто делает яд.

                                   Плохие дела у кошки без мышки.

                                   У мышки без кошки не лучше делишки.

                                  Да, если мы с кем-то не очень дружны,

                                  Мы все-таки очень друг другу нужны.

Любовь к природе, забота о ней делает человека добрее. Значит природа – это источник доброты .

                                  Давайте пройдемся медленно по лесу

                                  И здравствуй скажем каждому  цветку.

                                  Должны мы над цветками наклониться

                                  Не для того, чтоб рвать или срезать.

                                  А чтоб увидеть добрые их лица

                                  И доброе лицо им показать.

Только доброта и добре поступки делают всех людей на Земле красивыми. И природа в ответ на вашу доброту подарит вам свою доброту.

                                             В лесу.

                                                                 В. Ванюшин

                                   Небо где-то далеко

                                   Заблудилось меж вершин.

                                   Заплутался я в лесу.

                                   Я один, совсем один.

                                   Сколько мне еще бродить

                                   И пугаться, и дрожать,

                                   Или влево мне идти,

                               Или вправо мне бежать.

                               Вот споткнулся на бегу

                               И невольно крикнул: «Ой!»

                               Тут, представьте, лес спросил:

                               « Что случилось? Что с тобой?»

                               Сразу стало легче мне,

                               Сразу стало веселей

                               Лесу крикнул я: « Привет!»

                               Он в ответ: « Привет! Эгей!»

                               Не пугайся я с тобой.

                               Видишь, ягода – твоя.

                               Видишь, гриб – он тоже твой!

                               Там зайчишка пробежал,

                               Тут комарик зажужжал.

                               Улыбайся побыстрей,

                              Сразу станут все добрей!»

                           -  От его хороших слов

                              Посветлело все вокруг

                              И чего бояться мне,

                              Если лес мой верный друг.

Природа дарит нам свою красоту и доброту.

                             У ней для всех хватает доброты.

                             Запечатлев навеки

                             В душе ее прекрасные черты –

                             Поля, луга, леса, моря и реки.      

Заключительная беседа

                Есть просто храм,

                   Есть храм науки.

                   А есть еще природы храм –

                   С лесами, тянущими руки

                   Навстречу солнцу и ветрам

                   Он свят в любое время суток,

                   Открыт для нас в жару и стынь,

                   Входи сюда,

                   Будь сердцем чуток,

                   Не оскверняй его святынь.

Как же мы с вами должны относиться к природе?

Я очень рада, что в вашем маленьком сердечке зажглись лучики тепла, доброты, я надеюсь, что ваши поступки будут всегда хорошими, а сердце добрым и чутким. Ведь добрый человек – тот , кто любит людей и помогает им любить природу и сохраняет ее.

                           Ведь дерево, трава, цветок и птица

                           Не всегда умеют защититься.

                           Если будут уничтожены они,

                           На планете мы останемся одни.

А какие пожелания у вас?

                           Хочу, чтоб в мире было много света.

                           Хочу, чтоб в мире было много лета,

                           В котором солнце, птичьи голоса

                           И на траве зеленая роса.

                      Хочу, чтоб в мире было меньше плача.

                      А больше смеха, радости , удачи.

                      Улыбок детских, как цветенье, зыбких,

                     Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.      

Конкурс рисунков на тему: «Мой любимый уголок природы».

                 

           Игра - путешествие: «Если хочешь быть здоров!»

Цель: прививать у детей навыки здорового образа жизни.

                               Игра – путешествие.

Слайд №1

Однажды Петя и его сестра Даша нашли на чердаке бабушкиного деревенского дома старинную карту. На обороте карты Петя увидел какой-то таинственный текст и начал читать его вслух. Вот что было написано на карте.

«Здравствуй, бесстрашный путешественник! Ты нашел волшебную карту страны Здоровья и с ее помощью можешь отправиться в увлекательное путешествие. Страна здоровья – это волшебная страна, ее нет на обычной карте, и не всякий человек может найти туда дорогу. В стране Здоровья, как и в каждой другой стране, есть свои законы. И если любой человек, даже самый-самый хилый и болезненный будет их соблюдать, то очень скоро он станет сильным, здоровым, умным и у него всегда будет отличное настроение! В стране Здоровья никогда не бывает плохой погоды и хмурых, пасмурных дней. И это не удивительно, ведь правит страной Здоровья самый добрый и справедливый Король на свете – Солнце. Страна Здоровья – самая красивая и могущественная страна на свете. Страну Здоровья нельзя завоевать силой, проникнуть туда хитростью. Но если ты добрый и смелый человек, ты сможешь преодолеть все препятствия и добраться до города Радости – столицы страны Здоровья. И там тебя встретит Король Солнца и наградит званием « Житель страны Здоровья».

Ребята, вы хотите вместе с Петей и Дашей отправиться в путешествие в страну Здоровья.

Тогда давайте все хором произнесем слова: « Хочу быть здоровым!»

И так наше путешествие к городу радости начинается.

Но, что это такое впереди преграждает нам дорогу. А это волшебное Изумрудное море.

Слайд№2

Ребята, как же нам перебраться на тот берег?

Нам надо ответить на вопрос: « Что нужно делать, чтобы наше тело – руки, ноги, зубы, сердце – было здоровым и сильным?»

Ответы детей.

Для своего тела необходимо регулярно устраивать зарядку – тренировать его и оно никогда тебя не подведет. Ведь тренированный человек и на гору может подняться и олимпийский рекорд поставит, и от этого не заболеет, не развалится, а только станет сильнее и крепче.

Ребята, вы успешно справились с испытанием и можем продолжать наш  в страну Здоровья.

Ну, кто это приближается к нашему кораблю?

Да это большой черный корабль, и на его мачте развивается самый настоящий « Веселый Роджер»(черный пиратский флаг с нарисованными на нем черепом и перекрещенными костями.)

Слайд №3

А разве в стране Здоровья есть пираты?

Вообще-то это не совсем обычные пираты. На палубе пиратского корабля стояли четыре человека, все они мило улыбались, махали нам руками и приглашали подняться на борт их корабля. Впереди всех стояла высокая знатная дама в длинном старинном платье и с веером в руке. А справа и слева от нее стояли два важных вельможи, у одного было очень красное лицо, а другой был наоборот очень бледным.

« Милые, дети, - обратилась дама к ребятам. – Не хотите ли отправиться в путешествие с нами? В нашей чудесной стране вы сможете делать массу интереснейших вещей: облизывать сосульки, есть мороженое зимой на улице, гулять по лужам, кушать немытые фрукты – все что угодно! Вы согласны?

Ответы детей: мы не хотим делать все это, мы знаем, что это опасно – можно простудиться и заболеть!

Молодцы, ребята! Вам удалось избежать страшной опасности, вы не поддались на уловки злых пиратов – Боли, Озноба, Жара и Насморка. Они живут в стране Простудии, и пытаются  заманить в ловушку детей, которые не знают, как правильно себя вести.

Значит, чтобы быть здоровым, надо избегать различных опасностей и слушаться родителей.

Мы продолжаем наше путешествие. Но, что это такое наш корабль медленно начинает тонуть. Чтобы спасти корабль нам надо ответить еще на один вопрос: «А что мы должны еще делать с нашим телом, чтобы оно верно нам служило?»

( Чтобы быть здоровым, нужно каждый день умываться, принимать душ и чистить зубы. Ведь всем известно, что от грязи и самый здоровый человек может заболеть.)

« Поздравляем вы прошли первое испытание!»

Слайд №4

Первый закон страны Здоровья гласит : « Здоровье – это здоровое тело – сильное и чистоте!»

Волшебный корабль в один миг преодолел Изумрудное море и продолжил свое путешествие дальше.

А впереди новое препятствие – густой дремучий лес.

Слайд №5

Название этого леса « Вкусный».

Оказалось это не простой лес, а волшебный. Удивительные деревья растут во Вкусном Лесу. На ветках одного созрели булки и батоны. А на другом дереве тарелки с дымящейся кашей: манной, рисовой, геркулесовой. А еще дерев с молоком и кефиром в крынках. А вот и яблоневое дерево. А на нем растут сочные яблоки. Яблонька рассказала ребятам, что ее яблоки богаты витаминами. Съешь такое яблочко и станешь здоровым.

В лесу на поляне стоит избушка, в ней живет сказочная старушка-повариха.

Слайд №6

А вот и вопрос для вас , ребята, от сказочной старушки-поварихи:

« Нужно ли есть, чтобы быть здоровым?»

( Чтобы быть здоровым есть необходимо. Нам нужно есть, чтобы расти, двигаться, учиться, играть. Завтрак, обед и ужин для нас, как бензин для автомобиля. А еще нам каждый день нам нужны витамины, которые содержатся в овощах и фруктах.)

Слайд №7

Второй закон страны Здоровья: « Здоровье – это правильное питание».

Дорога вышла из леса и весело побежала среди лугов и холмов. И вдруг, откуда  ни возьмись, как из-под земли, выросла гора. Это была волшебная гора. Гора Мудрости.

Слайд №8

У подножия горы Мудрости ребята увидели старичка с длинной-предлинной седой бородой. Старичок приветствовал такими словами: « Здравствуйте, дети! Я волшебник и поэтому мне известно все, что происходит в нашей стране Здоровья. Ответьте мне еще на один вопрос: « Должен ли здоровый человек быть умным?»

( Здоровый человек должен быть обязательно умным.)

« Зачем человеку нужны новые знания?»

(Если мы не будем учиться, читать книжки, то нам будет не интересно жить, мы не будем знать ничего. А знания нам дают путь к новым открытиям, развивают интерес.)

Слайд  №9

Третий закон страны Здоровья : «Здоровье – это развитие ума.»

Волшебник сказал нам на прощание: « Вы очень умные дети и поэтому смогли пройти это испытание. Но самое сложное у вас еще впереди! Желаю вам  удачи!»

Ребята, мы с вами достигли самой высокой вершины горы Мудрости. Посмотрите прямо перед нами на вершине другой горы, среди облаков сияет всеми цветами радуги сказочный замок. Это и есть столица страны Здоровья – город Радости. В этом прекрасном городе, во дворце на вершине горы, живет добрый, справедливый, великий король страны Здоровья – Солнце.

Слайд №10

Ребята, вы хотите попасть в сказочный дворец?

Смотрите, прямо от нашей горы к городу Радости протянулась яркая радуга. Каждый ее лучик – это добро, красота, сочувствие, щедрость. Какого -  то лучика не хватает. Радуга еще не полная. Потому что вы должны найти ответ на последний вопрос: « Дети, вы верите, что по радуге, как по мосту, можно войти в город Радости?»

И в радуге появился последний лучик – самый красивый.

Слайд №11

Радуга, как мост, выгнулась над пропастью. Она переливалась волшебными, яркими красками – красными,  оранжевыми,  желтыми,  зелеными, голубыми, синими, фиолетовыми.  И, конечно,  радуга привела нас к воротам города Радости. На них написано :

Слайд №12

Четвертый закон страны Здоровья: « Здоровье – это доброе сердце.»

Нам навстречу вышел сам король страны Здоровья.

Слайд №13

« Теперь, когда вам известны все четыре великих закона страны Здоровья, я приветствую вас в нашей стране и дарую вам звание « Житель страны Здоровья.»

Никогда не забывайте эти законы:

Слайд №14

  1. Здоровье – это здоровое тело – сильное и чистое.
  2. Здоровье – это правильное питание.
  3. Здоровье – это развитие ума.
  4. Здоровье – это доброе сердце.

Желаю вам крепкого здоровья и всегда жить по этим законам.

Занятие 8

Тема: « Учим правила дорожного движения».

Ребята, сегодня мы поговорим об очень важном – о правилах дорожного движения.  Наша школа находится рядом с большой дорогой. Это – шоссе. По шоссе движутся автомобили. Они мчатся на большой скорости. Рядом с шоссе проложена дорога для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.

                             Делаем ребятам предостережение:

                             Выучите срочно правила движения!

                             Чтоб не волновались каждый день родители,

                             Чтоб спокойны были за рулем водители.

Что же это за правила?

                                              Должен помнить пешеход:

                                              Есть сигналы светофора –

                                              Подчиняйся им без спора!

                                              Желтый свет – предупрежденье:

                                              Жди сигнала для движенья.

                                              Зеленый свет открыл дорогу:

                                              Переходить ребята могут!

                                              Красный свет нам говорит:

                                          -   Стой! Опасно! Путь закрыт!

                                               На улице будьте внимательны,

                                                                                               Дети,

                                               Твердо запомните правила эти!

А сейчас, ребята,  мы повторим с вами сигналы светофора в игре « Зеленый, желтый, красный».

Условия игры таковы: если я называю «зеленый» вы идете, если красный – стоите, если желтый – присесть.

                                              Если свет зажегся красный,

                                              Значит, двигаться опасно.

                                              Свет зеленый говорит:

                                              Пешеходам путь открыт!

                                              Желтый цвет – предупрежденье:

                                              Жди сигнала для движенья.

Ребята, а можно ли играть на дороге?

А почему на дороге нельзя играть?

Потому что по ней едут автомашины, не заметишь автомобиль  и попадешь под колеса.

Представьте, что вы находитесь у себя во дворе и играете в мяч. Вдруг ваш мяч выкатился на дорогу. Что надо делать?

Надо попросить взрослого, чтобы он принес мяч.

А где можно кататься на велосипеде?

До 14 лет на велосипеде можно кататься только во дворе. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть. А кто ответит почему?

По тротуару ходят пешеходы, езда и игра им будут мешать.

А сейчас мы поиграем в игру « Когда мы пассажиры». Представьте, что вы пассажиры. Кого мы называем пассажирами? Один из учеников выбирается водителем. Он сядет впереди всех. Значит, мы пассажиры и ждем автобуса на остановке. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!

Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать пока их откроет водитель. У него есть специальная кнопочка. Нажмет ее водитель – дверь и откроется.

А разговаривать во время движения  с водителем можно?

Нет!

Почему?

Нельзя водителя отвлекать разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.

А можно высовываться из окна?

Нельзя, это опасно.

А почему нельзя вставать ногами на сиденье?

А можно ли ходить по автобусу во время движения?

Нельзя, это опасно. Можно упасть.

Можно ли в автобусе громко разговаривать?

Нет, это будет мешать другим пассажирам.

Ну вот, мы и приехали, выходите из автобуса, не спешите.

                                     Движеньем полон город:

                                     Бегут машины в ряд,

                                     Цветные светофоры

                                     И день и ночь горят.

                                     Шагая осторожно,

                                     За улицей следи

                                     И только там, где можно,

                                     Ее переходи!

                                     И там, где днем трамваи

                                     Спешат со всех сторон,

                                     Нельзя ходить зевая!

                                     Нельзя считать ворон!

                                     Шагая осторожно,

                                     За улицей следи

                                     И только там, где можно,

                                     Ее переходи!

Послушайте, ребята, стих. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья»  или молчать.

                                     Кто из вас идет вперед

                                     Только там, где переход?

 Ответ детей:            Это я, это я,

                                     Это все мои друзья.

                                     Кто летит вперед так скоро,

                                     Что не видит светофора?  (Дети молчат)

                                     Кто из вас, идя домой,

                                     Держит путь по мостовой?  (Дети молчат)

                                     Знает кто, что красный свет –

                                     Это значит – хода нет?

Ответ детей:             Это я, это я.

                                     Это все мои друзья.

                              Красный, желтый и зеленый,

                              Он на всех глядит в упор.

                            Перекресток оживленный,

                            Неспокоен светофор.

                            Старики идут и дети –

                            Не бегут и не спешат.

                            Светофор для всех на свете

                            Настоящий друг и брат.

                            По сигналу светофора

                            Через улицу идем.

                            И кивают нам шоферы:

                            « Проходите, подождем».

                            На красный свет – дороги нет,

                            На желтый – подожди.

                            Когда горит зеленый свет,

                            Счастливого пути!

Сегодня, ребята, мы узнали много нового и интересного. Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и ребенок. И вы, как следует, запомните их. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

Урок – беседа: « Роль правил в жизни человека».

Цели урока: Подвести к пониманию ценности доброго общения с людьми и тяжести одиночества. Объяснить учащимся, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают людям жить вместе, общаться, действовать. Познакомить с понятиями «Закон», «Конституция».

  1. Вступление.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение А. Л. Барто. Попробуйте сказать, о чем оно, придумайте название, как бы озаглавили это стихотворение.

                                                     Одиночество.

                                            Нет, уйду я насовсем:

                                            То я папе надоем,

                                            Пристаю с вопросами,

                                            То я кашу не доем,

                                            То « не спорь со взрослыми»!

                                            Буду жить один в лесу,

                                            Земляники запасу.

                                            Хорошо жить в шалаше,

                                            И домой не хочется,

                                            Мне, как папе по душе

                                            Одиночество.

                                            Пруд заглохший я найду.

                                            В чаще спрятанный,

                                            Разговоры заведу

                                            С лягушатами.

                                            Буду слушать птичий свист

                                            Утром в перелеске,

                                            Только я же – футболист,

                                             А играть-то не с кем.

                                            Хорошо жить в шалаше,

                                            Только плохо на душе.

                                            Лучше я в лесной глуши

                                            Всем построю шалаши!

                                            Всех мальчишек приглашу,

                                            Всем раздам по шалашу,

                                            Папе с мамой напишу.

                                            Разошлю открытки всем!

                                            Приходите насовсем!

О чем это стихотворение?

Какое вы дали ему название? На самом деле стихотворение называется «Одиночество».

Кто может объяснить, что такое одиночество? Кто хотел бы жить один? Почему?  

Про какого человека можно сказать « он одинок»?

Где хотел мальчик остаться один? ( в лесу)

Чем он там собирался заниматься? ( земляники собиру, заведу разговоры с лягушатами, буду слушать птичий свист )

Хорошо ли ему одному в лесу? ( плохо)

Почему?

Как понимать слова:       Хорошо жить в шалаше

                                                Только плохо на душе.

Почему плохо на душе?

Что мальчик придумал, чтобы спастись от одиночества?

( пригласить в лес ребят)

В какую игру будут играть ребята? ( в футбол)

Кто любит играть в футбол? Почему?

Что должен знать каждый футболист, чтобы играть в футбол? (правила)

  1. Человек в мире правил.

Может ли человек жить в одиночестве, всегда быть один?

             А всегда ли хорошо людям, когда они вместе?

             Как вы думаете, что помогает людям жить вместе, так, чтобы не спорить, не ругаться? ( люди должны быть добрыми, вежливыми, а самое главное они должны соблюдать правила).

  1. Игровые ситуации.

 Сейчас мы с вами поиграем. Каждый день вам приходится очень часто оказываться в самых различных ситуациях.

Представьте себе, что вы в данный момент являетесь:

                                      - продавец в магазине;

                                     -  зритель в театре;

                                     -  пассажир в автобусе;

                                    -   гость

                                    -  пешеход на улице;

                                     - ты дома;

                                    -  ты гуляешь на улице

Как вы должны себя вести в этих различных ситуациях? Соблюдая разные правила поведения. Не забудьте, что кем бы вы ни были, вы должны быть вежливы и добры.

Расскажите, что и как вы должны делать, чтобы и вам было хорошо и другим.

  1. Разбор ситуации.  

Сейчас вы послушаете небольшой рассказ и скажите почему и как мама наказала мальчиков?

                                                                                    Л.Н.Толстой

                                               «Петя и Миша».

                         Был у Пети и Миши конь.

                         Стал у них спор: чей конь.

                         Стали они коня друг у друга рвать.

                      - Дай мне, - мой конь!

                     -  Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

                        Пришла мать, Взяла коня, и стал конь ничей.

Хорошо ли мальчикам было вместе?  Почему?

Как мама наказала их? Почему именно так?

Как нужно было им поступить?

Как вы думаете, почему они так не сделали?

Вывод:  Итак, мы сказали, что человек не может жить один, он постоянно общается с другими людьми.

Чтобы нам было хорошо вместе, мы должны соблюдать много правил, помнить, как нужно вести себя в различных ситуациях.

  1. Знакомство с понятиями «Закон» и «Конституция».

Скажите сколько человек в вашей семье?

Много ли нужно соблюдать правил, чтобы вы в семье не спорили, не ссорились? (много)

А сколько человек у нас в классе?

Много ли правил нужно помнить, чтобы всем ребятам в классе было хорошо?

А сколько человек в школе?

В школе есть специальные  правила, которые называются «Правила для учащихся».

Они записаны в специальном документе, их должны выполнять все дети, которые учатся в школе.

А что бывает, если кто-то не выполняет эти правила?  ( во-первых, кому-то становится плохо от этого, во-вторых, виновного наказывают).

А сколько людей в нашем городе?

А сколько людей в нашей стране? (150 миллионов)

А сколько людей на всей планете? ( около 5 миллиардов)

Вы представляете, как много, и все они должны жить вместе.

А как вы думаете, можно ли для всех вместе придумать правила?  (Да)

Только это уже не просто правила, а Законы, т.е. государственные документы, в которых записаны правила, обязательные для всех жителей страны.

Законы в нашей стране принимают  депутаты Государственной Думы, которые работают в Москве – столице нашей Родины, а подписывает их президент ( учащиеся называют Президента).

Вспомним, как называется наша страна?  (Россия)

По-другому наша страна называется Российская Федерация, а ее главный Закон - Конституция Российской Федерации. В Конституции записаны самые важные правила.

Конституция определяет отношения между людьми и государством, например, о том, что государство должно защищать жизнь каждого человека, заботиться о том, чтобы люди имели работу, могли получать медицинскую помощь, если заболеют, получать пенсии, когда состарятся, а дети могли учиться.

В Конституции записано, что главой нашего государства является Президент и выбирать его может каждый гражданин России, если ему исполнилось 18 лет. Это лишь небольшая часть правил, записанных в Конституции.

Эта Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

  1. Итоговая беседа.

О чем вы узнали на занятии?

Для чего нужны правила в жизни людей?

Что такое «Закон»? Кто принимает Законы?

Для чего нужны законы?

Что такое Конституция?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир и ОБЖ. (А.А.Плешаков) Класс: 2 Учитель: Мифтахова Э.Г Тема: «Если хочешь быть здоров».

Цель: знать о том, что здоровье включает в себе двигательную активность, правила личной гигиены и гигиены питания, о необходимости закаливания организма....

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Презентация  к уроку окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа ХХI  века"....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров

Разговор идет о том, как сохранить свое здоровье, укрепить и улучшить его....

Если хочешь быть здоров...(презентация)

Наши помощники для сохранения и укрепления здоровья...

Памятка-буклет "Если хочешь быть здоров"

Памятка содержит программу здоровья и правила здорового образа жизни. Для сохранения здоровья - пять простых, но действенных  правил здоровья для детей и взрослых....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Если хочешь быть здоров"

Цель урока: познакомить учащихся с правилами, помогающие  сохранять собственное здоровье на долгие годы;сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....