Классный час «Вежлив ли ты»
классный час (2 класс) по теме

 Сегодня на классном часе мы поговорим о вежливости и узнаем, вежливы ли вы.

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vezhliv_li_ty_2_kl_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час:  «Вежлив ли ты»

Девиз: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого,  как вежливость и доброта»

Цели: Закрепление знаний детей по этической культуре;

           развивать умение находить качества воспитанного человека;

           воспитание вежливости, доброты, чуткости, взаимопонимания

Оборудование:

®  макет солнца без лучей;

®  таблицы с пословицами: «Спеси боятся, а вежливость чтут», «Посади свинью за стол, она и ноги на стол», «Доброта, что солнце», «Спешите быть вежливыми».

®  цветик – семицветик;

®  фишки - солнышки

®  карточки с четверостишьями;

®  конверты с заданиями

®  карточки с правилами


Этапы

Содержание

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя.

III. Работа с карточками

IV. Рассказ учителя

V. Обсуждение ситуаций

VI. Анализ рассказ Г. Юдина "Свинья в гостях".

VII. Работа в группах

VIII. Рассказ учителя

IX. Викторина

X. Чтение стихотворения учениками

XI. Игра «Цветик – семицветик

XII. Итог занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы поговорим о вежливости и узнаем, вежливы ли вы.

Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова.
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут века на свете,
Запомнить их давно пора!

Давайте и мы вспомним с вами такие слова. У каждого из вас есть карточки-лучики, напишите на них волшебные слова. Прочитайте слова, которые вы написали и прикрепите лучи к нашему солнышку.

(Дети записывают слова и учитель прикрепляет лучики к солнышку)

Посмотрите на лучи и скажите, какому человеку присущи перечисленные качества?

 Ответы учеников? (Воспитанному, вежливому).

– В чём заключается вежливость? Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже. До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Воспитанность проявляется прежде всего в вежливом поведении человека. Проявление вежливости – это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей. Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жестом хозяину: « Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. Сейчас существуют правила, которых не знали в старину. Например, невежливо надолго занимать телефон общего пользования или стоять у дверей автобуса, если не собираешься выходить на следующей остановке. Но о каких бы мы правилах не говорили, все они направлены на одно и то же: на уважение к окружающим. Строго соблюдая правила поведения, вы будете хорошими товарищами, вас будут уважать.

Ребята, все вы, конечно, знаете эти  правила. И сейчас мы их вспомним.

Перед вами карточки с правилами. Вам их необходимо собрать по темам

Ученикам собираются карточки с правилами.

                   Как вести себя на улице?

  1. Перед тем, как выйти на улицу, посмотри в зеркало, всё ли в порядке в твоём костюме.
  2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым. И не обижайся, если кто-нибудь не ответит по рассеянности на твоё приветствие.
  3. Если навстречу идёт старший или девочка - посторонись и дай дорогу.
  4. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его. Если он упадёт – помоги подняться.
  5. Желая обратить на что–нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем. Сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

Как вести себя в гостях?

  1. Перед тем, как войти в дом, вытри хорошенько ноги. Если на улице идёт дождь или снег, отряхни шапку и пальто ещё на лестнице.
  2. Не входи в комнату, не постучавшись (не позвонив).
  3. Если пришёл с девочкой, открой дверь и отступи, дав ей пройти первой.
  4. Войдя в многолюдную комнату, не стремись обязательно поздороваться с каждым в отдельности. На это уйдёт немало времени. Лучше подай руку хозяину и хозяйке, а остальным скажи: « здравствуйте».
  5. Не сиди развалившись, не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах - это и некрасиво и невежливо.

Как вести себя за столом?

  1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
  2. Не разговаривай с полным ртом. Сначала проглоти пищу, а потом ответь.
  3. Во время еды не прихлёбывай громко, не дуй на горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Ешь беззвучно.
  4. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

- А сейчас давайте прочитаем что у вас получилось?

- Как нужно вести себя на улице?

  (Ученики зачитывают)

Я приведу один пример:

 Группа ребят торопилась утром в школу. Вдруг один из мальчиков резко взмахнул руками и неловко упал на тротуар. Товарищи хотели помочь ему, но он их оттолкнул. Ему было очень больно. Какой-то прохожий отнес мальчика в подъезд. Вскоре подъехала «скорая помощь». Оказалось, что он сломал ногу. Причиной несчастья стала маленькая апельсиновая корка. На ней-то и подскользнулся мальчик. Действительно, у нас есть немало ребят, которые считают, что мусорить нельзя только в комнате, а в автобусе, на улице, в кино сори сколько угодно. Кому, например, сидя в гостях, придёт в голову бросать прямо под ноги бумажки от конфет или выбрасывать на пол косточки от вишен? Такого школьника у нас нет. А вот на улице, в автобусе, на аллее парка многие, не задумываясь, бросают под ноги обёртки от мороженого или поплёвывают на ходу подсолнечной шелухой. Вдоль улиц расставлены урны для мусора, а таким неряхам лень к ним подойти. А ведь город, в котором мы с вами живем - это наш большой дом. Мы – его хозяева. И ты тоже хозяин этого дома. Зачем же тебе его загрязнять? Ведь каждое утро на рассвете на улицах трудятся дворники. Они чистят и выметают улицы. Так как же можно не уважать их труд? Не стыдно ли пачкать то, что они с таким старанием вычистили и вымели?

Вы заметили, что, когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай имеет свою историю. Лет 200-300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники - так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от дамы. Это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. Всё же правильно мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать её. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти слева, а не справа. Гуляя вдвоём с девочкой, помни, по узкому проходу девочка идёт впереди, она первая входит в двери. Мальчик помогает ей нести тяжёлый или неудобный свёрток.

- Как нужно вести себя в гостях?

(Ученики зачитывают)

- Вот что случилось в одном дворе.

1. Попал я в дедушку мячом
И закричал: —А я причём!
Но, досчитав до тридцати, сказал:
— Ну, дедушка, прости.

Вопросы учащимся:

-  Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?
-  А как бы вы извинились?

2. Пошёл я гулять и в саду по привычке
Я дёрнул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", — я шепнул виновато.
— Ступай, —улыбнулась.
— Прощаю пока, —
И ухо моё отпустила рука.
"Простите"…
Ура! Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.

Вопросы учащимся:

- Как можно оценить поступок мальчика?
- Можно ли его извинение считать искренним?

- Как  нужно вести себя за столом?

                  (Ученики зачитывают)

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила. Еды всякой наготовила.

Пришла свинья, даже "здравствуйте" не сказала, влезла на стол и всё съела. Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала.

Разозлилась собака да как гавкнет! Свинья с перепугу на землю свалилась и наутёк.

 Беседа.

 - Можно ли свинью назвать вежливой?
-  Почему собака залаяла на свинью?
- Подбери пословицу, которая более точно подойдёт к рассказу.

Ребята делятся на 2 группы и решают проблемные ситуации, которые находятся в конвертах.

Ситуации

  • 1группа. Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
  • 2группа. Вы едете в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

1группа. — Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла…

(Как должен поступить Витя?)

2группа. — Дед про внучку говорил:
Экая досада —
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада…

(Действия внучки?)

Я хочу вам сказать, что правила дорожного движения - это тоже правила вежливости. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы знаете эти правила

Ответьте на мои вопросы:

  1. Где нужно переходить дорогу?
  2. Как нужно переходить дорогу?
  3. Как нужно обходить стоящий на дороге транспорт?

Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить Вам не мешало,
Но основное правило движения
Знать, как таблицу, должны, умножения.
На мостовой не играть, не кататься,
Если хотите здоровым остаться!
Объяснить надо просто,
Будь ты млад или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар!

А сейчас мы проведём небольшую викторину и определим, кто из вас самый вежливый. За каждый правильный ответ вы будете получать солнышко.

1. “На одну букву” 

  1. Назвать качества воспитанного, вежливого человека на букву “С”: (Ученики называют: скромность, совестливость, сострадание, и т. д.) 
  2. Указать качества, не свойственные воспитанному, вежливому человеку: (Даётся список качеств, которые ученики предлагали на эти буквы на предыдущих занятиях): 

а) на букву “Д”: достоинство, деликатность, доброта, дружба, доверие, душевность, драчливость, доброжелательность.

б) на букву “В”: воодушевление, всепрощение, воля, вежливость, воспитанность, вседозволенность, ветренность, внимание, вера, вероломство, варварство, впечатлительность.

2.

Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа.

  1. Позовите маму.
  2. Здравствуйте, позовите мою маму.
  3. Здравствуйте. Это звонит (ф.и.). Пригласите, пожалуйста, мою маму (и.о.)

3.

Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

  1. Я войду?
  2. Извините, можно войти?
  3. Можно войти?

4. “Найди лишнее слово”.

1. Здравствуй, прошу вас, привет.

2. Спасибо, до свидания, до скорой встречи.

3. Счастливо, извините, простите.

4. Прошу прощения, вы очень добры, прошу извинения.

 5 “Кто больше составит слов из слова “Вежливость”.

(Осел, лев, еж, вол, ил, жесть, лист, тело, слив, весть, живость, совет, сеть, ветвь, жест, лесть, лось, лес, ель, свет, стол, ложь, вес, вес, весть, тол, толь, лот, село, ложе, лживость, соль и т.д.).

- Ребята,  вы с честью выдержали экзамен вежливости!

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.  

То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.

И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И в целом переплете.

И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.

Ребята, я очень хочу провести с вами игру “Цветик-семицветик” Все вы знаете эту сказку?

– А какое последнее желание было у девочки?

– К кому бы вы хотели проявить свое внимание и заботу? Пусть наш волшебный цветик-семицветик поможет убедиться в силе добра и радости. Начинаем игру со словами: “Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг! Лишь коснешься ты земли – будь по-моему вели!

Дети заполняют свиток: записывают свое желание и заворачивают край листочка, чтобы не было видно сделанной записи, и передают другому. В итоге получается свиток желаний, который читает учитель вслух.

– Вот видите, как много доброго вы хотели сделать по отношению к близким, себе, одноклассникам, учителю. Когда очень хочешь делать добро, оно множится.

- Ребята, понравился вам классный час?

- Что больше всего запомнилось?

Дорогие ребята! Говорите чаще добрые слова. Добрые слова – это цветы человеческой души, раздавайте эти прекрасные цветы окружающим. Спешите делать добро, украшайте свою жизнь и жизнь окружающих вас людей добрыми делами и поступками, умейте дружить.

Орбитой любви и привета,
Пусть будет наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

До свидания, дорогие друзья! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Будь вежлив, уважай старших"

Разработка занятия по программе нравственного воспитания...

Классный час "Будь вежлив"

Классный час «Будь вежлив»Цель: расширить и закрепить знания учащихся о вежливости в различных жизненных ситуациях и применении вежливых слов в этих ситуацияхЗадачи классного часа:1. Учить детей употр...

"Если вежлив ты..."

Классный час "Если вежлив ты..."...

Будь вежлив

Коммуникативные навыки – навыки общения....

Классный час «Вежлив ли ты»

Сегодня на классном часе мы поговорим о вежливости и узнаем, вежливы ли вы.Нужно знать как дважды дваВсе волшебные слова.Слова коротенькие этиПовсюду слышатся с утра.Они живут века на свете,Запо...

Классный час: «А ты вежлив?»

Занятие закрепляет знания детей по этической культуре, навыки культурного поведения в обществе.Показывает важность соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия.Фор...

Сценарий открытого занятия: «Будь вежлив»

Воспитательское занятие для детей младшего школьного возраста...