Классный час "Дружба - великая сила!"
классный час (3 класс) по теме

Важдаева Елена Федоровна

На этом классном часе идет обсуждение, кто такой друг, что такое дружба; расширяются и углубляются представления детей о доброжелательном отношении к окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_-_velikaya_sila.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Федоровна Важдаева,

учитель начальных классов

МОУ Лесогорская СОШ

Шатковского района Нижегородской области

Классный час по теме «Дружба - великая сила!»

Цели:

  1. Обсудить, кто такой друг, что такое дружба, умеют ли дети дружить.
  2. Расширять и углублять представление детей о доброжелательном отношении к окружающим их людям.
  3. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищами, которая может быть выражена в сочувствии.
  4. Формировать ценное отношение ребенка к себе и окружающим его людям.

Оформление: эпиграф, презентация SMART, сочинения детей по теме «Портрет моего друга».

 На доске эпиграф:

“Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие”

Ход классного часа

  Гости заходят в класс и садятся, дети заходят парами  и встают перед доской. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте уважаемые гости! Мы рады вас видеть. Вас приветствует 3  класс..(хором) ДРУЖНЫЙ!

Сколько света в этом мире,
Молод он в красе своей!
И становится все шире,
Все прочнее круг детей.
Дружба – это свежий ветер!
Это радости привет,
Ничего на белом свете
Лучше крепкой дружбы нет!
И особенно приятно,
Что вблизи и вдалеке,
Слово дружба всем понятно
На любом материке!
Пусть с веселым переливом
Смотрит радуга в окно!
Детство быть должно счастливым.
Детство мирным быть должно!

(Дети садятся на свои места по командам)

Учитель:

- Наш классный час сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе, об отношениях, которые должны быть между товарищами и одноклассниками.

-Как вы думаете, почему эта тема для нас важна? (Мы должны учиться дружить, учиться стать хорошим другом, учиться беречь дружбу, хотим, чтобы наш класс был самым дружным)

-Иметь друга – это настоящий подарок судьбы, так как не все люди могут иметь друзей, некоторые просто путают понятия “знакомый”, “приятель”, “друг”.

- Ребята, поднимите руку, кто из вас имеет настоящих друзей? Вижу много таких детей.

    -За неделю до нашего классного часа вам было дано задание написать сочинение на тему «Портрет моего друга». Они получились душевными, открытыми и поэтому, мне хочется сейчас зачитать некоторые из них.

-Я согласна с тем, что и человек, и собака, и кот могут быть нашими верными друзьями! А еще книга –наш  друг! Книга - наш верный друг и советчик. Максим Горький писал:"Любите книгу - источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными».

- А как вы думаете, что же такое дружба?

-Давайте прочитаем определение дружбы из словаря С. И. Ожегова. Слайд 2

- А при каких условиях, с чего может в классе возникнуть дружба? (игры, общение, общие дела, совместные игры)

Учитель:

- Когда у тебя появляется друг, ты чувствуешь, что это именно тот человек, который будет тебя понимать, ты сможешь рассказывать ему о своих переживаниях, делиться с ним своими секретами.

- А еще с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке? (С улыбки)
- Это верно, а почему?

-Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

-О дружбе размышляли во все времена, философы, поэты, ученые излагали свои мысли. Поэт Л.Измайлов написал очень хорошее стихотворение “Монолог о дружбе”, послушайте его. Дети читают первую часть этого стихотворения.

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “Вы не в школе?” –
Оба дружно начинают врать.

- Вы согласны с автором, что именно это дружба? Так надо дружить? 

 – У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение

 “Требуется друг” (рассказывают девочки)

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”

-Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?

- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

- Почему героине так трудно было найти друга?

- Почему так долго не удавалось ей найти подружку?

- Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?

    -Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной.

 -Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что – нибудь хорошее делали, а для приятного общения.

 -Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость. Рассмотрим еще одну ситуацию.

Сегодня в классе контрольная работа. Дима и Саша склонились над листком бумаги. Учитель сказал, что письменные работы будут посылаться в район. Дима - сильнейший математик в классе, он уже решил задачу и переписывал с черновика на беловик. Сашу посадили рядом с Димой, чтобы подтягивался. Потому что Саша неуспевающий, несообразительный. Но он и очень самолюбивый (чувство самоуважения) мальчик. Дима открыл перед ним черновик. Смотри. Вот уже решена. Достаточно одним взглядом посмотреть, если захочешь, всё станет понятно. Но Саша нахмурился и смотрел только на свой черновик. Диме жалко Сашу, недоброе предчувствие сжало сердце. Опять двойка, а у меня - пятёрка.
-Хороший ли товарищ Дима?

-Как он мог помочь Саше?

-Дружить – это очень непросто.

- А какими качествами должен обладать настоящий друг? Слайд 3 (анимация)

Учитель:

- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.

Учитель:

- Ребята, а скажите, что может разрушить дружбу, дружеские отношения? Слайд 4 (анимация)

-Старайтесь беречь дружбу, ведь у людей с такими качествами никогда не будет друзей.

Cценка «Три товарища» (по рассказу В. Осеевой)

Учитель:

- Вот какие бывают друзья, судите сами.

-Ребята, часто бывает так, что даже лучшие друзья ссорятся. Вот пример. Три ученика стихотворение " Друзья" читают по ролям.
Кто кого обидел первым?
Он меня..
Нет он меня.
Кто кого ударил первым?
Он меня..
Нет он меня.
Вы же раньше так дружили.
Я дружил.
И я дружил.
Что же вы не поделили?
Я забыл.
И я забыл.

 Физминутка:      Встаньте  дети,  встаньте в круг

                               Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди!

Игра «Найди друга» (дети - в круг, ведущий с закрытыми глазами определяет одноклассника)

    -Много мы с вами говорили о дружбе, дружеских отношениях. Давайте попробуем сформулировать правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни:  (Слайд 5 анимация)   помогать другу, быть честным, уступать, не бояться просить прощения, не грубить,  не жадничать, не злиться…

Учитель:

-Давайте с вами эти  правила дружбы повесим в нашем классном уголке и постараемся их соблюдать.

- Я надеюсь, что отныне вы будете строить отношения по правилам, будете знать кто настоящий друг, что такое настоящая дружба!

-А сейчас послушаем вторую часть стихотворения Л. Измайлова.

Дети рассказывают 2 часть стихотворения “Монолог о дружбе”:

Ну, а может дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

Ученица: «Что такое Дружба?»

Что такое Дружба? –

Спросила я у птицы.

-Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:

Что такое Дружба? -

Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

Дружба - что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

- Ребята, великий педагог В.А Сухомлинский составил  Законы дружбы, давайте с ними познакомимся. Мне очень приятно, что ваши мнения совпали с мнением великого педагога. Дружба – великое чудо! Слайд 6 (режим демонстрации)

Ученик:     Настоящий друг везде

Верен, в счастье и в беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь- он спать не может,

И во всём, без дальних слов,

Он помочь тебе готов.

Учитель:

А теперь поработаем в командах.

- А какие  пословицы о дружбе вы знаете? Слайд 7 (режим демонстрации)

Игра «Собери пословицу» Слайд 8 (Drag @ Drop), 9 (соединить маркером)

-Молодцы!  А теперь посмотрим, читаете ли вы книги о друзьях?

Учитель проводит викторину.

•    Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

  • Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
  • Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, - говорит, -Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают)
  • Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
  • Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)

Учитель: Я хочу вам рассказать одно чудо! Однажды я прочитала рассказ М.В.Водопьянова “Один за всех и все за одного”, который до сих пор помню и хочу вам рассказать. Слайд 10  (режим демонстрации)

“Жил в Москве  мальчик Лев Понтрягин. Учился он в начальной школе. Однажды случилась беда - взорвался примус (нагревательный прибор с насосом, подающим горючее к горелке), что вызвало ожог лица. У него заболели глаза, ему  была сделана операция, но безуспешно и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и его лучший друг Кириллов Коля и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук. Его именем названа улица в Москве. Его бюст установлен на стене дома, где он жил и в Российской государственной библиотеке для слепых в Москве”

- Вот оно чудо! Дружба спасла человека, верные друзья! Представьте себе только, в 23 года слепой человек стал ученым, благодаря своим друзьям. А ведь все могло быть иначе.

  Рефлексия «Какой я друг» Слайд 11 (клонирование, Drag @ Drop)

- Дети, мы сейчас составим пшеничные букеты.
- Когда пшеница созревает, каким цветом становятся колоски?
- А когда она еще не созрела, то колосья какие?
- Подумайте, вы уже научились дружить, ваши колоски созрели для настоящей дружбы?
- Если “да”, то выберите колосок желтого цвета, если кто-то еще не созрел, а только учится быть настоящим другом, выберите колосок зеленого цвета.

-Теперь свои колоски переместите на доске: желтые к желтому полю, зеленые к зеленому. – Какое поле больше?

Итог: в чем смысл дружбы?

-Друг всегда рядом и в беде, и в радости. Если проблемы в семье, в учебе, друг придет на помощь, не дожидаясь, пока об этом попросят. И твой долг поступать также.

-Наш классный час подошел к концу, я надеюсь, вы будете настоящими друзьями и перенесете школьную дружбу во взрослую жизнь. Слайд 12(режим демонстрации)

-Предлагаю закончить классный час нашей любимой песней «Настоящий друг» (ссылка с заголовка слайда)

-Всего вам доброго! Хороших вам друзей!

Литература:

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина “Воспитательная работа в начальной школе”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2004 г
  2. Л.В.Строганова “Классные часы, беседы для младших школьников”, Педагогическое общество России, Москва, 2007 г
  3. Л.Н.Яровая, О.Е Жиренко “ Внеклассные мероприятия в начальной школе”. Москва, ВАКО, 2004 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по русскому языку "Великая сила слова"

Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших педагогических прблем в современном начальном образовании.Её актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.речь это...

Великая сила слова. Как похвалить человека.

Очень часто мы говорим что-то, не задумываясь о том, как на наши слова может отреагировать собеседник. Порой, сказав одно слово, можно полностью разрушить годы дружбы,  можно сломать чей-то дух, ...

Программа дополнительного образования по развитию речи "Великая сила слова"

Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в свременном начальном образовании....

Проектная работа на тему "Великая сила искусства"

Проектная работа на тему:"Великая сила искусства" представлена в виде презентации. Чибисова Ксения, ученица 4 "В" класса МБОУ СОШ №5 города Серпухова, провела исследование военной песни и ее роли ...

Фрагмент внеклассного занятия "В нашей дружбе великая сила"

Внеклассное мероприятие о союзном государстве...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Великая сила любви в сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева" может быть проведен в рамках метапредметного модуля.Цель урока: научить выде...