Аутизм
статья (3 класс) по теме

Давыдова Надежда Ивановна

Материал для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Аутизм: эти странные дети.

В последнее время все чаще стал слышен такой термин как аутизм. Бывает что используют и такую формулировку «аутистические черты поведения». Что такое аутизм, каковы его  причины симптомы, как лечить и лечить ли вообще? Не на все эти вопросы есть однозначные ответы, однако нельзя смешивать аутизм с другими нарушениями, так как он имеет свои особенности.

Аутизм  –  это чаще всего врожденное эмоционально-волевое нарушение, при котором у ребенка возникают трудности в общении с другими людьми, неспособность выразить свои эмоции и понять эмоции других людей, затруднения в разговорной речи и иногда снижение интеллекта.

Аутизм  может по-разному проявляться у разных людей, поэтому практически каждый больной аутизмом уникален. Тем не менее, существуют определенные общие черты аутизма, наличие которых помогает поставить этот диагноз. Симптомы и признаки аутизма отличаются в зависимости от возраста.

У большинства детей первые симптомы аутизма появляются еще на первом году жизни. Родители могут заметить, что поведение ребенка отличается от поведения его сверстников:

  1. Ребенок не сморит в глаза родителям или на их лицо.
  2. Ребенок редко улыбается.
  3. Ребенок не привязан к матери: не плачет, когда она уходит, не улыбается при виде мамы, не тянется к ней на руки.
  4. Задержка развития речи: не гулит к 12 месяцам, не говорит простых слов к 16 месяцам, не произносит простых фраз к 24 месяцам.
  5. Ребенок агрессивен или безразличен по отношению к другим детям, не играет с ними, не стремится к общению.
  6. Ребенок играет только с одной игрушкой (или частью игрушки) и не проявляет интереса к другим игрушкам.
  7. Ребенок может неадекватно реагировать на незначительные раздражители (например, негромкий шум или свет), сильно пугаясь при этом.

Наличие этих симптомов не всегда говорит о наличии аутизма. Тем не менее, если вы замечаете, что ваш ребенок избегает общества, не разговаривает, выглядит «погруженным в себя», вам следует обратиться за помощью к врачу-педиатру и психоневрологу.

К сожалению на данный момент не существует методов лечения , которые могли бы привести к полному выздоровлению ребенка или взрослого от аутизма. Тем не менее, разработано множество методик, которые помогают людям с аутизмом научиться самостоятельно жить и общаться с другими людьми. Чем раньше был выявлен аутизм и чем раньше начато его лечение, тем лучше прогноз для ребенка и выше шанс, что он сможет стать полноценным членом общества.

Для лечения аутизма используются различные программы реабилитации, курсы поведенческой терапии (где детей обучают основным навыкам общения, как вести себя в определенных ситуациях) и специальные школы, направленные на обучение детей с аутизмом.

Аутизм: эти странные дети.

Каковы причины развития аутизма? В настоящее время причины развития аутизма не известны. Ни одна из предложенных на данный момент гипотез о развитии этого нарушения  не имеет полного обоснования.

Тем не менее, достоверно известно, что аутизм не может быть вызван непониманием в семье или плохими взаимоотношениями между ребенком и родителями. Ни родители ребенка, ни сам ребенок не могут быть виноваты в появлении этой болезни.

Исследователи аутизма полагают, что чаще всего в основе этого нарушения лежит сочетание генетических факторов и неблагоприятных воздействий внешней среды (таких как, осложнения во время родов, инфекционные заболевания у беременной женщины, воздействие токсических веществ на беременную и пр.) Причем в некоторых случаях бывает так, что на фоне казалось бы вполне нормального развития до 2х лет, вдруг после двух лет, одна за одной появляются странности в поведении и стремительно развивается аутизм. Также он может развиться, как утверждают некоторые исследователи, при чрезмерном увлечении компьютерными играми, токсическими веществами, а также на развитие аутизма может повлиять черепно-мозговая травма или другое стрессовое обстоятельство. Вполне возможно, что эти внешние причины могут просто наложиться на скрытые внутренние и в совокупности они образуют аутизм.

Многие родители задаются вопросом, как вести себя с ребенком- аутистом. Ниже приведено несколько советов для родителей:

  1. Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком – придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  2. Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  3. Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  4. Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  5. В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т.д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  6. Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  7. Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  8. Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  9. Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий.
  10. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т.д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми. Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  1. Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т.д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  2. Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  3. Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей – продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение – это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  4. Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  5. Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  6. Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  7. Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  8. Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка – она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т.п.



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом совете по теме

«Формирование познавательного интереса к миру природы через экологическое воспитание»

        Воспитатель Давыдова Н. И.

2012-2013 уч. Год

Проблема экологического воспитания волнует общество, уже, очень давно. Существует много разных подходов к пониманию экологического воспитания детей, но при всем многообразии они, достаточно, едины в отношении необходимости формирования, развития экологической культуры. Экологическое воспитание включает в себя знакомство с разнообразным миром природы. Основные задачи такого воспитания заключаются в формировании у школьников элементов экологического сознания, повышения познавательного интереса детей к миру природы, развития речи и мышления детей.

Экологическое воспитание следует начать с дошкольного детства, ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе. В этом и состоит цель экологического воспитания детей.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

  В этом возрасте целесообразно использовать такие формы и методы

экологического воспитания, как: совместно организованная

деятельность (занятия), прогулки, экскурсии, практическая

деятельность в природе, наблюдения, праздники, досуги,  

природоохранные акции, дидактические игры, беседы, чтение книг,

 исследовательская работа, изучение загадочных явлений природы,

 деятельность по оказанию помощи природе и т.п.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Способность к познанию не является врожденной, а формируется в процессе обучения и воспитания. Для того, чтобы у ребенка развивалась эта способность, необходимо создать такие условия, при которых ребенок часто соприкасается с тем, что его интересует. Тогда ребенок начинает искать ответы, что подталкивает его к дальнейшим наблюдениям.

Дети, не проявляющие особого познавательного интереса к окружающему, требуют особого внимания. У них необходимо постепенно формировать интерес: обращать их внимание на окружающую действительность, помогать увидеть отдельные признаки предметов. Познавательный интерес развивается системой занятий.

Для поддержания постоянного интереса воспитанников к миру природы на занятиях всегда проводится предшествующая работа: оформляются игровые ситуации, подготавливаются различные атрибуты на каждого ребенка, придумываются различные игровые приемы. На занятии по экологическому воспитанию «Как земля кормит» детям предлагается провести вместе с педагогом несколько несложных опытов, чтобы узнать какие компоненты входят в состав почвы. Чтобы занятие прошло в интересной форме воспитатели включают в ход занятия какого-либо сказочного героя: «Чебурашку», «Незнайку», «Лесовика», «Карлсона» и т.п. это позволяет донести до детей нужную информацию, воспитать познавательный интерес и развить навыки исследовательской деятельности.  Также  на таких занятиях используются разные коллекции видов почв, камней, семян, коры деревьев, которые пополняются детьми в течение года.

          Мы проводим работу по формированию у детей познавательного интереса к природе через наблюдения. Разработана картотека наблюдений за живой и неживой природой, включающая в себя загадки, стихи, приметы, игры и т.д., которая очень удобна тем, что при подготовке к таким наблюдениям  материал всегда «под рукой».

       Проводится наблюдение за различными объектами на улице. Для того, чтобы повысить интерес детей к таким наблюдениям было введено новшество.

          Воспитатели вместе с двумя-тремя детьми организовывают прогулки. Дети держат задуманное в секрете. Один ребенок разучивает четверостишие или загадки, другой ребенок проводит игру, помогает в проведении опытов, исследовании.

          К каждой прогулке, в которую входит наблюдение, стараемся придумать новое название. Это позволяет разбудить интерес к последующей прогулке. Дети становятся организованней, и все их внимание и интерес направленно на то, что будет дальше?!

         Такие наблюдения позволяют, не только, хорошо провести время прогулки, но и  оказывают эффект в решении поставленных задач по экологическому воспитанию. Эти наблюдения проводятся в течение двух лет, и результат замечен не только воспитателями, но и родителями. Дети стали более наблюдательными, отзывчивыми, бережливыми, внимательными, расширился кругозор ребенка, дети научились делать выводы, оценивать свои поступки, ориентироваться в разрешении проблемных ситуаций.

Можно сделать вывод, что умение наблюдать рождает привычку сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать и описывать. Развитие внимания и речи идет как единый процесс.  Знакомство с природой – это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своими необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у ребенка удивление, радость и восторг, желание больше узнать,  побуждает к передаче чувств и мыслей.

         Таким образом, можно сказать, что при правильной педагогической организации развитие познавательного интереса к природе становится важным фактором в экологическом воспитании. Формируются отчетливые представления о закономерности изменений природных объектов, происходит формирование понятий всего растущего и развивающегося. Экологическое воспитание в дошкольном учреждении позволяет ребенку лучше понимать свойства живого организма, служит основой правильного отношения к растениям и животным, к способности самостоятельно анализировать свое поведение по отношению к природе.

Список литературы:

  1. Добро пожаловать в экологию! Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О.А. Воронкевич. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 336 с. (Библиотека программы «Детство»)

 2. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.

  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОГО АУТИЗМА

Выдержка из работы учителя высшей квалификационной категории Мироновой Н.Б ОГБОУ Смоленская  общеобразовательная специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида "Особенности учебно-воспитате...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

СПРАВОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ...

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

Данное пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра, а так же для выявления и дифференциации причин нежелательного поведения у детей раннего возраст...

Аутизм - что это за болезнь? Рекомендации родителям ребенка, страдающего аутизмом

Аутизм - что это за болезнь?Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют...