Классный час на тему:"Родники,вы мои родники"
классный час (2 класс) на тему

Данный материал может быть использован при проведении классных часов в начальных классах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodniki_vy_moi_rodniki.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Тема:  «Родники, вы мои родники»

Цели и задачи:

- формировать представление о родниках  как источниках духовности, довести до сознания детей мысль о том, что родники  являются не просто источником  питьевой воды, родники - это живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим;

 - расширять общий кругозор детей;

- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, прививать стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Оборудование:   экран, проектор, презентация, фотографии родников.

Ход мероприятия

Вступительная часть. Знакомство с темой классного часа

Учитель: Ребята, посмотрите на эти фотографии. Наверное, каждому из вас  приходилось видеть это маленькое чудо: выбивающийся из земли или трещины в скале родник. Вспомните, как приятно в жаркий день утолить жажду пригоршней хрустально чистой и необыкновенно вкусной родниковой воды. Откуда же она взялась? (Ответы детей)

Учитель: Это на поверхность земли выступает подземная вода. Иногда эта вода сочится сплошной скатертью из песчаных слоев, иногда она выходит на поверхность в виде сформировавшегося ручейка или жилы. Выходы подземных вод на поверхность земли носят название родников, или источников, а от них берут в дальнейшем своё начало ручьи и реки.

Основная часть

  1. Родник – начало всех начал

Учитель: Обратимся к словарю В.Даля. (Слайд 2). Вот  какое толкование даётся в его словаре.

Родник — ключ, бьющая из земли водяная жила, кpиница, животок, водничек, место pождения ключа. Ключ же — это источник, отпиpающий недpа земли.  

Учитель: Родник – это не просто душа  водного мира, это  начало жизни на Земле, это  источник всего живого. Вам, наверное,  приходилось встречаться с таким выражением: «Родник – начало всех начал». Как вы его понимаете? (Высказывания детей)

Учитель: Второе  название родника - ключик . Как вы думаете, почему?

Учитель: Как без ключа мы не попадем  в наш домик, так без ключевой воды не будет жизни у ручья, реки, моря… Поэтому к такому водному ключу – источнику жизни - стремились люди древности, чтобы обосноваться и создать свой дом, деревню.  Похоже на сказку, но это быль, наша история.  Именно у родников, у истоков рек селились наши предки. Вот и первые жители нашего посёлка Актюбинский  избрали для поселения такую богатую родниками местность.

       2. Родник – как  исцеляющая сила природы

 Слушание музыки Вангелиса «Ручей»

Учитель: Послушайте музыку звенящего ручейка, а потом расскажете о своих впечатлениях.

Учитель: Что вы представили, о чём вы думали, вспоминали? (Рассказы детей)

Учитель: Ребята, вы заметили, сколько счастливых ноток вы услышали в ответах своих одноклассников.

- Что вы можете  рассказать о роднике как исцеляющей силе природы?

- За что же мы любим родники?

Учитель: Мы любим родники за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность. Серебряные струи источников исцеляют больных, на святые источники люди приходят, чтобы очистить души  и сердца. В тени у родника  отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

  3. Названия родников

Учитель: Родники всеми  любимы  и уважаемы,  поэтому у них такие поэтичные названия. Вспомните, как называются родники вашей местности. (Ответы детей).

(Слайд 4)

Учитель: Ребята, вслушайтесь в эти названия: «Кызыл чишма»,  «Ак чишма»,  «Прозрачный», «Ядкар», «Каенлык», «Наратлык», «Урман чишмэсе»,  «Тукай чишмэсе», «Сандугач чишмэсе», «Шурале чишмэсе».

4. Рассказы о  родниках  

Учитель: Родники - символы жизни человека. О  них слагают легенды и притчи,стихи и загадки.

(Слайд 5. Родник «Ядкарь»)

Учитель: А теперь я хотела бы познакомить вас с историей одного родника.

За околицей деревни Каменка стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны. А построил этот памятник ветеран войны М. Чекус на свои кровно заработанные деньги в дань памяти своих односельчан. Место для памятника было выбрано неслучайно: сюда за родниковой водой приходят все жители округи, и глядя на памятник,  вспоминают героев Великой Отечественной войны. Этот  родник   назвали «Ядкарь», что в переводе означает «Память».

Нефтяники облагородили родник, построили навесной мост.

(Слайд 6. Родник «Шурале»)

Учитель:  А этот родник находится  у самой дороги.   Если вы проезжали по трассе «Бугульма –Азнакаево», то наверняка видели родник «Шурале». Шурале  как бы является хранителем этого придорожного родника и зовёт путника на поляну: «Путь долог, отдохни у моего родника»

(Слайд 7. Родник  «Берёзовый») 

Учитель: Это -  хорошо знакомый вам родник «Каенлык», который находится на околице г. Азнакаево. Люди приходят сюда не только за водой, а чтобы отдохнуть, пообщаться, омолодиться душой и телом.

(Слайд 8. Родник  «У трёх берёз») 

Учитель: Мне хотелось познакомить вас с замечательной легендой родника «У трёх берёз».

Говорят, что один джигит, будучи на сенокосе, оставил в прохладной тени трёх берёз кувшин с молоком. И вот здешние леса полным – полны сине - фиолетовой медуницы. Сорвёшь цветок – и стебелёк сочится соком, белым как молоко,  и сладким, как мёд.

(Слайд 9. Родник  «Наратлык») 

Учитель:  «Наратлык»  в переводе означает «Сосновый бор». Находится в нескольких километрах от старой Актюбы. Это настоящая гостиная под открытым небом. Отдыхать здесь одно удовольствие: справа - сосновый бор,  слева берёзовая рощица, а у подножия - пруд с прохладной водой. Есть фонтан с подсветкой, беседки, мангалы. На этом роднике всегда бывают посетители.

Легенды об этом роднике ещё нет, но я думаю обязательно будет. И, возможно,  вы с гордостью будете рассказывать вашим детям об этом и других родниках нашего района. Мы должны сохранить родники на многие годы, а  они будут продолжать радовать  будущие поколения.

Народная мудрость гласит: «Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим»

      5. Об охране родников

Учитель: Знаете ли вы, сколько в нашем районе родников?(130 родников)

Азнакаевский район можно назвать родниковым краем. Многочисленные источники бьют из недр нашей земли на радость людям, насыщая влагой почву, давая силы представителям животного мира, обитающим на территории района. А как же мы – люди относимся к родникам? (Ответы детей)

Действительно, иногда мы видим, как предприятия спускают в ручьи и реки неочищенные стоки, некоторые граждане моют машины около водоемов, оставляют мусор возле родников, нисколько ни заботясь о чистоте и охране природы.

Заключительная часть

Учитель: Что мы можем сделать, чтобы  сохранить родники, сберечь их чистыми и живыми? (Высказывания детей)

Учитель: Неслучайно, 2013 год объявлен в Республике Татарстан Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. (Слайд 10)

Каждый человек, кем бы он ни был и чем бы ни занимался, должен помнить: не причиняй  вреда окружающей природе,  водным источникам, более того, содействуй их благоустройству, содержи в надлежащем порядке и чистоте. Ведь мы в ответе за состояние родников перед будущими поколениями.  Сохранить родники – значит сберечь не только саму Землю, но и душу человеческую.

А вам, ребята, я предлагаю провести в нашей школе фотовыставку на тему: «Родники вы мои, родники». Возможно, кто-то из вас захочет исследовать родники нашего района и рассказать  об этом своим одноклассникам.

Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывая.

Литература

  1. А.В.Миронов. Природа и экология Республики Татарстан. Набережные Челны, 2007 г.
  2. Азнакай тамчылары.  Казань: Издательство “Рухият” , 2000 г.
  3. Азнакай.  Казань: Издательство “Эксклюзив”, 2001 г.

4.  Актюба.  ООО Издательство “Альмедиа” , 2006 г.

5. Л.Б. Карташова. Места заповедные. Казань. Идель-Пресс, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Иван Алексеевич Бунин «Родник».Урок литературного чтения в 3 классе

Данный урок способствует развитию у детей навыка анализировать лирическое стихотворение, навыка выразительного чтения, обогащению словарного запаса; также способствует воспитанию у детей чуткого отнош...

Конспект урока по теме: И.А. Бунин «Родник».

Конспект урока по теме: И.А. Бунин  «Родник»....

Занятие факультативного курса "Родничок" по теме "Земли моей живые родники".

Занятие посвящено урочищу Куртяево.Направлено на воспитание экологической культуры учащихся....

Урок окружающего мира по теме "Родники" в 3 кл

В материале представлена технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Планета знаний" в 3 классе по теме "Родники"...

Тема: "Родники, святые источники-«маленькие» достопримечательности Ковылкинского района"

Родник - маленькое чудо. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей: отчего дома, края, где мы выросли, Родины в целом. Недаром у слов «Родина» и «родник» общий корень. Родники называют алмаз...

Тест по окружающему миру. 3 класс. УМК Планета Знаний. Тема "РОДНИКИ И ВОДОЁМЫ"

Тест для учащихся 3 классов, УМК Планета Знаний. Предмет-Окружающий мир. Раздел "Вода в природе". Тест позволит провести проверку знаний учащихся по теме:"Родники и водоёмы"...

Тема «Вода в природе. Родники»

Тема «Вода в природе. Родники» 3 классКраеведческая тема «Родники Сокольской земли»...