Методические разработки
рабочая программа по теме

Чернова Наталья Григорьевна

Каждый ребенок обучаем, но у каждого своя траектория развития. В моем курсе вы познакомитесь с уроками и статьями, которые я использую в работе с детьми специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Я очень надеюсь, что мой опыт пригодится учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШ VIII вида № 869

Чернова Н.Г.

Педагогическая технология – слово, пришедшее к нам от греков, было рассчитано на более универсальное использование: технос – искусство, логос – учение.

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагога по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологи педагогической деятельности.

Я хотела рассказать о своём опыте работы. В целях повышения качества обучаемости учащихся применяю современные методики обучения – дифференциацию, индивидуализацию обучения.

На уроках математики в 3-ем классе по теме «Замена сложения одинаковых слагаемых умножением» использую методы: программирование задания в виде самостоятельной работы по вариантам, практическая работа с использованием деятельного подхода, работа в парах. Дети, испытывающие трудности в обучении, получают индивидуальную помощь в виде опорных карточек. Психологическая релаксация – связь с жизнью детей, с окружающим миром.

Вся моя работа строится на личностно-ориентированном подходе в обучении. Об этом расскажу на примере урока развития речи в 4-ом классе по теме: «Песок, глина, гранит, известняк». Методы, использованные на уроке: лабораторно-практическая работа, групповая форма обучения, метод самостоятельной работы, проводились упражнения на этапе «работа в тетради». Под диктовку писали предложения, затем проверка, умение проверить не только с голоса учителя, как привыкли дети со 2-го класса, но и старшего по группе. Другая интонация голоса, громкость – воспитание толерентности, умение слушать одноклассника, уважать друг друга, мобилизует внимание, сплачивает детский коллектив.

Межпредметная связь с русским языком, чтением. Использование собственного опыта детей.

Обучение невозможно без развития творческих способностей детей. На уроках чтения в 5-ом классе по теме Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» дети проявили фантазию, творческое воображение, составив интересные рассказы по опорным словам, по карточкам, работая в парах.

На всём протяжении уроков используется метод использования ТСО – зрительная опора для повышения интереса детей к уроку. Дети работают активно, с интересом, так как уроки проводятся с использованием ИКТ.

Хочу обратить ваше внимание на экскурсионную работу. Начиная с    3-го класса пишем сочинения по материалам экскурсий и наблюдений, например, за зимующими птицами. В папке «Экскурсии» собраны сочинения, детские рисунки.

Мною была организована поисковая работа по теме: «Наша улица».

Учащиеся получили ряд вопросов, план действий. Дети работали в тесном сотрудничестве с педагогом, друг с другом. Делились своими находками, открытиями. Были привлечены родители учащихся. Эта достаточно трудоёмкая работа длилась в течение месяца. Ребята занимались этим с воодушевлением, так как видели на деле результаты своих усилий: в папке «Экскурсии» накапливался собранный материал – рисунки, сочинения, предложения по лучшему благоустройству улицы. Итогом работы стал общий сбор, на котором каждый поделился с одноклассниками своим проектом о родной улице. Чтобы провести с детьми такую работу, нужно хорошее владение этой педагогической технологией – проблемным обучением, методом проектно-исследовательской деятельности.

Одной из разновидностью проблемного обучения является мини-проект – сочинение авторских стихов по заданной теме, по заданным рифмам, по заданной концовке. Мои дети сочиняли в 4-5 классах стихи по заданной теме «Вот и пришла зима», «Морозный день».

       ***

Ах, какой сегодня мороз,

Отморозил уши, нос.

Одевайтесь потеплей

И на улицу скорей.

Возле горки снеговик

С метлой в руке в снегу стоит.

Снегири сидят на ветках

Просят корма у ребят.

Покормите их быстрей,

Своих маленьких друзей!                   (Астахова Анастасия)

***

Вот и осень ушла,

Пожелтела трава,

И деревья стоят без листвы.

Да и птицы улетели до весны.

Как-то утром я встал,

Посмотрел в окно, а там

Всё белым-бело.

Это пришла зима.

Падают снежинки резные

На дома, на людей, на машины.

Всё покрылось белым ковром.

Скоро дети на горке будут кататься

И в пушистом снегу кувыркаться.

Ждёт детвора Новый год!

Скоро, скоро он придёт.

Ёлки на улице стоят,

Разноцветными огнями горят.

Все на ёлки начнут ходить

И подарки домой приносить.            (Бугров Юрий)

Способности развиваются тем успешнее, чем в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает свой «потолок» всё выше и выше.

Именно интенсивная умственная деятельность помогает в удивительно короткий срок превзойти себя. Я всегда своим ученикам даю максимальную нагрузку. Они привыкли так трудиться с 1-го класса.

Результат очевиден: I четверть 2012-2013 учебный год 80%  качества обученности, 8 человек на «4» и «5» из 10.

Не упускайте возможности радоваться вместе с ними каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Resource id #3356


Предварительный просмотр:

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся коррекционной школы VIII вида.

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШ VIII вида № 869

Чернова Н.Г.

Методика обучения чтению в коррекционной школе предусматривает:

Во 2-4 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Обеспечение доступности анализа создается за счет группировки материала в соответствии с определенными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Это сезонные изменения в природе, морально-этические проблемы. Доступность понимания читаемого достигается за счет возможности опираться в разборе произведений на наблюдаемые в данный момент сезонные изменения в природе, школьные и классные мероприятия, поступки и дела детей, знания учащихся по истории России.

Программа 3 класса включает в себя произведения устного народного творчества: считалки, заклички, потешки, пословицы и поговорки, загадки, русские народные сказки, сказки других народностей, произведения о родной природе, о друзьях-товарищах, басни, произведения о животных, о прошлом нашего народа произведения зарубежных писателей.

С 4-го класса учащиеся знакомятся с произведениями или отрывками из них классиков русской литературы, читают произведения современных писателей и поэтов, изучают биографии авторов.

Правильное чтение - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья допускают следующие  ошибки: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, недочитывают окончания и т.д., что затрудняет выработку других качеств чтения.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения ("речевая зарядка" или "разминка"), способствующие правильному воспроизведению слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения при чтении.

Оптимальное время проведения "разминки" - начало или конец урока.

"Методика работы в период "разминки"

1. Учащиеся читают текст на карточках про себя (не более 1-1,5 минуты), готовясь к быстрому, плавному чтению,

2. Один - три ученика вызываются для чтения своих текстов вслух с обязательным выполнением данной учителем установки.

3. По тексту каждого ученика всему классу задается один вопрос либо учителем, либо читающим учеником.

4. Ученики оценивают технику чтения своего товарища.

"Речевые разминки" необходимы и для развития беглости чтения - такого темпа, который характерен для разговорной речи.

Только в 4-м классе основной состав учащихся коррекционной школы VIII вида начинает приближаться к чтению в темпе разговорной речи.

С помощью "речевых разминок" не только развиваются навыки правильности и беглости чтения, но и обогащается словарный запас школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методикой чтения басен, стихотворений в коррекционной школе VIII вида при последующем разборе обязательно включаются вопросы и задания следующего характера:

1) С каким чувством надо читать это стихотворение: с грустным, радостным, тревожным? (стихотворение И.Сурикова "...Ярко солнце светит")

2) Научитесь читать басню выразительно: при чтении слов автора покажите, что он размышляет, удивляется; речь Кота - живая, поучающая, а Щуки - хвастливая (басня И.Крылова "Щука и Кот").

3) Научитесь выразительно читать стихотворение. Каким голосом - тихим или звонким - нужно читать стихотворение? Какое чувство нужно передать, читаю о воробышках, о вьюге? Как это можно показать голосом? (Стихотворение С.Есенина "Поет зима - аукает, ...")

4) Докажите, какое это стихотворение по настроению, грустное или веселое, полное надежды. Как его нужно читать? (Стихотворение Е. Серовой "Подснежник")

5) Выберите слова, которые передают настроение автора: спокойное, светлое, мечтательное, ликующее. Передайте голосом настроение. При чтении обратите внимание на знаки препинания. (Стихотворение И.Бунина "Первый снег")

6) Подготовьтесь читать это стихотворение выразительно: подумайте, какие строчки стихотворения надо прочитать спокойно, какие - звонким, веселым голосом. (Стихотворение Я.Аким "Весна, весною, о весне")

7) После первичного чтения учителем стихотворения С.Михалкова "Будь человеком"были заданы вопросы по первичному восприятию.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Мне грустно, больно. Жалость по отношению к муравью.

- А по отношению к тому, кто поджёг муравейник? (Мы сердимся, злимся на него, осуждаем).

Научитесь выразительно читать стихотворение. (Стихотворение С.Михалкова "Будь человеком".)

В "речевые разминки" можно включать прочтение стихотворений с выражением определенных чувств, либо определенной интонации:

  1. Прочитай стихотворение С.Д.Дрожжина, вырази голосом, темпом - мечту, надежду.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые,
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.

2) Прочитай неторопливо стихотворение "Птичка" А.Н.Плещеева. Вырази голосом, грусть, жалость.

Для чего, певунья птичка, 
И тростник сухой и желтый
Птичка резвая моя, 
Клонит ветер до земли.
Ты так рано прилетела 
Вот и дождик, посмотри-ка,
В наши дальние края?
Хлынул словно из ведра,
Заслонили солнце тучи, 
Скучно, холодно, как будто
Небо все заволокли; 
Не весенняя пора!

3) Прочитай стихотворение Д.Хармса "Я проснусь..." неторопливо, спокойно, вырази голосом просьбу.

Я сегодня лягу раньше, 
Ты поставь на стол варенье, 
Раньше лампу погашу, 
- Я проснусь в одно мгновенье,
Но зато тебя пораньше 
Я проснусь в одно мгновенье,
Разбудить меня прошу. 
Чтобы чай с вареньем пить.
Это просто удивленье, 
Как легко меня будить.

"Речевые разминки" необходимы  для выработки выразительности чтения - такого качества чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передается эмоциональное и смысловое содержание прочитанного.

В методике обучения навыкам чтения в коррекционной школе VIII вида эффективными приемами выработки выразительности чтения является чтение по ролям, драматизация текста. Одной из образовательных задач урока чтения является

  1. Учить применять на практике «драматизацию», выразительноечтение, чтение про себя с выполнением заданий.
  2. В 4-ом классе учащиеся инсценируют сказку
  3.  Учащиеся вступают в общение друг с другом, что в той или иной степени способствует переносу навыков разговорной речи на выразительность чтения.

Большинство текстов по чтению учебника для учащихся 5 класса содержат диалоги. Диалоговое, ролевое чтение применяется после тщательной подготовки, когда дети хорошо знают содержание текста и могут его читать достаточно бегло.

При изучении стихотворений, произведений устного народного творчества (считалок, закличек, потешек, пословиц, поговорок и загадок) в уроки чтения можно включать ролевое чтение небольших по содержанию рассказов и стихотворений. Я использую рассказы и сказки Эдуарда Шима, стихотворения Ирины Токмаковой.

1) Э.Шим "Белка и Енот"

- Белка - неряха, Белка - грязнуля! Мыться не хочет, мочалку из гнезда выкинула!

- Бестолковый ты, Енотик... У меня мочало не для мытья.

- А для чего?

- Для спанья. Загрязнился матрасик, я его выбросила, а теперь новой мочалы нащипаю, свежую постельку застелю. Какая же я неряха, какая же я грязнуля?

2) "Заяц и Ежик"

- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе - волки бегут или медведи бредут...

- Не бойся... Это я, Ежик.

- Чего же ты, бессовестный, такой шум понял?!

- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул - и сам от страха трясусь!

3) "Сорока и Медвежонок"

- Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

- Не-а.

-Ты ее в дугу сгибаешь?

- Не-а.

- Ты ее ободрать хочешь?

- Отстань, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграть, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

4) И.Токмакова "Уж и Лягушка"

- Глупый Уж, старый Уж, давай в догонялки играть!

- Удирай, квакушка, пока цела.

- А я не боюсь, а я не боюсь! У меня четыре лапки, а у тебя ни одной нет. Разве догонишь!

- Еще как догоню-то. С пенька соскользну, в траве прошмыгну, вмиг ухвачу.

- А я от тебя в воду - и была такова!

- И в воде не скроешься. Я с берега нырну, хвостиком вильну, настигну.

- А чего же ты тогда играть не хочешь?

- Уже досыта наигрался. Две лягушки - хвастушки в моем пузечке!

5) "Разговор Большой Ели и Мушки"

- Ты кому, большая елка, 
- Что ты, глупенькая Мушка,
В небе пасмурном киваешь? 
Я не шью и не тачаю,
И не ты ли втихомолку 
Я тихонько на верхушке
Тучи с тучами сшиваешь? 
Ветер маленький качаю.

Помимо того, что данные произведения легко читаются, нравятся детям, обладают незамысловатым занимательным сюжетом, в них скрыта смысловая догадка.

Смысловая догадка играет большую роль в формировании навыка беглого чтения. Для развития смысловой догадки к текстам предлагаются следующие задания:

  1. Прочитайте заголовок, скажите, о ком пойдет речь в этом рассказе, стихотворении.
  2. А кто задумался, о чём будет написано в этом произведении? (О муравейнике, который подожгли).

2) Рассмотрите иллюстрации к тексту.

3) Прочитайте текст про себя, распределите предложения по ролям.

Таким образом, целенаправленное действие словом дает возможность  учащимся с ограниченными возможностями здоровья выразить свое отношение к прочитанному, углубляя и закрепляя в их сознании мысли, чувства и оценки, родившиеся в процессе освоения текста.

Resource id #3902


Предварительный просмотр:

Современный классный руководитель глазами современных учащихся

Учитель начальных классов

ГБОУ СКОШ VIII вида № 869

Чернова Н.Г.

Много веков на Земле существует профессия педагога, который учит ученика предмету. Много веков в педагогической профессии существует функция классного руководства, которая помогает маленькому человеку стать большим человеком.

Классный руководитель – это человек, который каждый день, встречаясь со своим классом, учит ребят добру и справедливости, порядочности и честности, делает прививку на всю жизнь от равнодушия и хамства, злобы и бесчеловечности.

И в XXI веке деятельность классного руководителя актуальна. Именно учитель, в первую очередь, учитель начальной школы становится непререкаемым авторитетом для малышей – именно о нём говорят ребята, собираясь на вечер встречи с выпускниками, именно к нему и его коллегам, неравнодушным педагогам и людям, спешат бывшие ученики через 10, 20 лет.

Убелённые сединами, имеющие детей и внуков, в этот момент они превращаются в Серёж и Вась, Лен и Кать, таких, какими помнит их учитель, классный руководитель. И в этот миг происходит встреча Прошлого и Настоящего, которая даёт радость новой встречи с Будущим.

Хороший классный руководитель, независимо от того, с какими детьми он работает, - это не профессия, это состояние души, это честное и неформальное служение своему долгу.

 Быть классным руководителем не просто, потому что именно его умениями определяется умение человека проявлять добро и зло, радушие и чёрствость, агрессию и терпимость, ненависть и любовь.

Уроки нравственности начинаются у семейного очага, а продолжаются в классе. Когда дети внимают слову взрослого, слову своего классного руководителя, авторитетного и умного, способного понимать и прощать, вовремя разглядеть и вовремя не заметить, способного повлиять на струны души ребёнка и дать им зазвучать в нужное время силой духа и мужества, гордости и человечности, тогда и происходит превращение маленького человека в большого.

Особенно ярко это видно в начальной школе, когда авторитет классного руководителя иногда выше родительского авторитета, хотя возраст учителя может быть моложе родителей ученика.

Сегодня многие учащиеся верят и с любовью относятся к своему классному руководителю, умеющего многое из того, что должна уметь семья и родители.

Стать настоящим классным руководителем трудно.

Для того, чтобы это произошло, надо не только многое уметь, но и просто хотеть быть таким педагогом, чтобы следы, оставленные взрослым в душе ребёнка, последнему хотелось бы повторить своими делами и поступками.

Классный руководитель – это тот, кто умеет слушать и слышать, смотреть и видеть, принимать и помогать.

Как  классному руководителю стать самым лучшим классным руководителем? И что кроется за словами: «Наша классная – самая лучшая?». Для того, чтобы получить ответ на эти и другие вопросы надо просто заглянуть в школьный класс и задать вопросы ученикам – воспитанникам современного классного руководителя.

В опросе участвовали учащиеся 4»Б» класса. Их ответы очень красноречиво говорят о роли классного руководителя в современном мире. Давайте дадим им слово.

Вопросы анкеты:

  1. Нужен ли в современной школе классный руководитель?
  2. Назовите главное качество характера классного руководителя.
  3. Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы запретить делать классному руководителю?
  4. Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы разрешить делать классному руководителю?
  5. Какие черты характера своего классного руководителя вы хотели бы развить в себе?
  6. Дорожите ли вы мнением своего классного руководителя?
  7. Предлагаете ли вы обратиться за советом к своему классному руководителю в случае необходимости?
  8. Как вы относитесь к своему классному руководителю?
  9. Может ли в будущем машина заменить функции классного руководителя?

Из 14 учащихся на вопрос «Нужен ли в современной школе классный руководитель?» ответили следующим образом: 14 – да; 0 – нет; 0 – затруднились ответить.

Как видите, и в XXI веке учащиеся говорят о том, что классный руководитель – это человек, которого не может заменить самая современная машина.

При ответе на вопрос: «Назовите три главных качества современного классного руководителя» большинство учащихся ответило так:

- справедливость – 7

- умение прощать – 7

- доброта -8

- любовь к детям – 8

- чувство юмора – 6

- умение общаться – 6

Из выборов учащихся взяты те качества, которые они поставили в своих ответах на первые места. Как видите, главными качествами учащиеся определили те качества, без обладания которыми сама деятельность классного руководителя не имеет смысла. Можно ли представить себе успешно работающего с детьми человека, который не умеет прощать ошибки детей, не любит их, кто несправедлив и жесток в обращении с детьми?

На вопрос: «Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы запретить делать классному руководителю?», учащиеся ответили так:

- выдавать тайны своих учеников – 6

- быть скучным – 7

- не считаться с мнением учащихся – 5

«Если бы у вас была такая возможность, что вы могли бы разрешить делать классному руководителю?» - этот вопрос вызвал у учащихся огромный интерес, и вот что из этого получилось:

- проводить в классе не только то, что требуют, а что хочется ребятам – 6

- чаще разговаривать на те темы, которые интересны самим ребятам – 8

- посещать вместе с классом больше мероприятий вне стен школы – 6

На вопрос «Какие черты характера своего классного руководителя вы хотели бы развить в себе?» ребята ответили так:

- умение прощать – 9

- чувство юмора – 8

- терпимость -6

- доброжелательность -10

- ответственность – 10

- требовательность – 4

- правдивость -9

- отзывчивость – 8

- деликатность –

«Дорожите ли вы мнением своего классного руководителя?»- этот вопрос вызвал у ребят такой отклик:

- утвердительно ответили – 14

- не смогли ответить на вопрос – 0

«Предлагаете ли вы обратиться за советом к своему классному руководителю в случае необходимости?» - на этот вопрос мы получили следующий ответ:

- да -14

- нет 0

- затрудняюсь ответить – 0

На вопрос «Как вы относитесь к своему классному руководителю?» учащимся было предложено три варианта ответа:

- хорошо – 10

- плохо – 0

- не знаю – 0

Безусловно, нельзя считать, что эти мнения учащихся – истина последней инстанции, но и считаться с мнением ребят тоже нельзя. Всякий уважающий себя классный руководитель постоянно задаёт себе вопрос: «А всё ли я сделал для того, чтобы ребята, с которыми я иду рядом по жизни, получили от меня урок человечности, доброты и сердечности?».

Дети не прощают равнодушия, формализма, нежелание взрослого понять и принять ребёнка, помочь ему в трудную минуту, выслушать тогда, когда этого требует реальная жизненная ситуация.

Дети не прощают безразличия к чужой беде, к чужой боли. И, если мы это не учтём, они сами будут являть нам пример бездушия и эгоизма, хамства и равнодушия. А мы на них повлиять не сможем, потому что мы их этому не научили.

Из опыта своей работы могу сказать: не бойтесь задавать вопросы своим ученикам о своей деятельности, не бойтесь посмотреть на себя их глазами, не страшитесь их мнения о вас.

Услышьте их мнение и задумайтесь. И не просто задумайтесь, а попытайтесь сделать так, чтобы вы стали не просто учителем, классным руководителем, а наставником, человеком, получившим право наставлять своих воспитанников.

Это даст вам силы стать мудрее, а вашим ученикам почувствовать силу вашего профессионализма, вашего умения вести за собой не только потому, что вы призваны своей профессией вести за собой, но и своим мироощущением, своим отношением к детям.

 

Литература

  1. Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина, О.В. Еремкина «Введение в педагогическую деятельность», Учебное пособие, Рязань 2009
Resource id #4940


Предварительный просмотр:

Открытый классный час

В 7Б классе

«Поговорим о культуре речи»

Цель: способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культуры общения.

Задачи:

- формировать понятие «культура речи»

- научить слушать собственную речь, речь окружающих

- развивать интерес к предмету русского языка, чтения, другим предметам.

Ход классного часа:

  1. Оргмомент.

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Совсем недавно мы говорили о культуре поведения. Сегодня поговорим о культуре речи.  Вспомните и скажите, что означает понятие «культура речи?

(предполагаемые ответы детей: умение вежливо общаться, умение культурно говорить, умение вежливо говорить по телефону)

Учитель: Культура речи – это умение чётко, ясно, правильно излагать свои мысли.

 Мы попытаемся определить правила культуры речи, оценивая ситуацию, делая выводы.

  1. Просмотр презентации.

  1. Физпауза.

  1. Практическое задание.

Учитель: Мы представляем вашему вниманию сценки из школьной жизни.

Вы внимательно послушайте и выскажите своё мнение.

Выводы учащихся:

- необходимо правильно ставить ударение в словах.

- не говори быстро, не «проглатывай» слова

- нужно учиться грамотно писать, постоянно следить за своей речью, речью своих товарищей

- надо хорошо подумать, прежде чем высказать свои мысли.

Учитель: Вам необходимо бережно относиться к русскому языку,  это - наш родной язык. Иначе у вас может появиться болезнь, как у учащейся 7Б класса.

  1. Определение правил культуры речи.

Учитель: мы практически определили правила культуры речи. Давайте их прочитаем      (чтение правил учащимися).

Учитель: Я уверена, что каждый из вас задумается и уяснит для себя, зачем необходимо соблюдать правила культуры речи.

  1. Подведение итогов:

Учитель: Подводя итоги нашего занятия, мы должны принять решения:

- Мы приняли решение избавиться от ненужных слов, слов-паразитов

- необходимо больше читать, это увеличит словарный запас

- делать упражнения на дикцию

- взять словарь и учить новые слова.

Учитель: Этому вы учитесь на уроках русского языка, чтения и других предметах.

Русский язык является величайшим достижением русской нацией. Это язык Толстого, Пушкина, Гоголя., Фета, Тютчева, Лермонтова, Горького.

Чтение учащимся:

«Берегите наш язык, наш могучий русский язык. Это клад, это достижение, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.» А.Н. Толстой

  1. Оценка работы учащихся.

Учитель: Спасибо вам за сотрудничество.



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

Государственное  бюджетное образовательное учреждение  города Москвы

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида № 869

========================================================

115516  г. Москва,  ул. Бехтерева,  д.51

Телефон/факс  321-96-10, e-mail: sch869@sinergi.ru

Рассмотрена на заседании                                    Согласована с заместителем

М/О _____________                                                директора  по УВР

         Протокол №______                                                 ___________________

_____________________                                                        Золотарева Т.Н.

         Председатель м/о                                                      Методистом по УВР

                                                                                   ______________________

                                                                        Самонова М.В.

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

Черновой Натальи Григорьевны

учителя начальных классов

Я 7 «Б»

   

Москва 2014 год

1.Обоснование внедрения в практику  программы профессионального саморазвития учителя. Концептуальное обоснование программы.

Проблема гуманизации воспитания личности, которая сегодня в связи с изменением социально-экономической обстановки в обществе выявилась особенно четко, приводит к новому пониманию воспитательного процесса в целом и предъявляет особые требования к педагогу с позиции его профессиональной компетентности.

Составление этой программы связано с моделированием профессиональной подготовки преподавателя.

Построение программы производилось на основе функционально-операционного подхода.

2. Тема самообразования: «Внеклассное чтение как самостоятельный курс в начальной подготовке учащихся по чтению».

3. Главная цель программы: приумножить практические умения производить педагогическое воздействие, чтобы воплощать свои замыслы и добиваться выполнения поставленных целей, направленных на развитие личности ребенка.

4. Основные  задачи программы:

- анализ собственных возможностей педагога

- выбор оптимального варианта воздействия и его реализации

- констатация эффективности произведенного воздействия

5. Методы самообразовательной работы: беседа, наблюдение, рассказ, объяснение, работа с книгой, упражнения, самостоятельная работа, наглядный и демонстрационный материал как средство получения информации и формирования отношений.

Метод опережающего обучения.

6. Формы самообразовательной деятельности учителя: индивидуальная, групповая, работа в парах.

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким и эффективным результатам деятельности и устранение недостатков.

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. 

№ п/п

План мероприятий

Примерные сроки реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных изданиях

регулярно

2

Прохождение курсов профессиональной переподготовки или повышение квалификации

в течение года

3

Дополнительная профессиональная подготовка на сайте газеты «первое сентября»

по мере востребованности

4

Аттестация на  первую или высшую квалификационную категорию

приказ от 30 сентября 2014 г. №18а

5

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, города, страны в области дефектологии и современных стандартов обучения и воспитания.

регулярно

6

Участие в профессиональных встречах педагогического актива школ района, города

В течение года

Использование современных образовательных технологий

1

Использование возможностей Интернета на уроке.

по мере востребованности

2

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

тематически

5

Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении

в течение года

6

Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий:

 1) диагностика знаний, умений и навыков обучающихся по преподаваемому предмету

2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных видов уроков; 

3) дистанционные формы работы с учащимися; 

4) проекты на уроках.

сентябрь, апрель

урок – путешествие, урок-соревнование

I полугодие

не предусмотрено

мини-проет – сочинение автроских стихов по заданной теме «Вот и пришла зима», «Морозный день» (Бугров Ю., Астахова А.) февраль

7

Проведение экспериментальных уроков.

Не предусмотрено

8

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

По мере востребованности

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на заседаниях М/О, педсоветах, конференциях: 

1.2.3. и т.д.

первое полугодие

2

Проведение обучающего семинара, мастер-класса по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками других школ округа, района, города

в течение года

3

Проведение творческого отчета

по мере востребованности

4

Профессиональные публикации, брошюры

в течение года

5

Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования

www.nsportal.ru/chernova-nata - 2013 г.

март 2015 г.

6

Составление и реализация авторских программ:

  1. Факультатив
  2.  «Школьное сайтостроение»

         

не предусмотрено

Участие в конкурсах профессионального мастерства

1

Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях:

по мере востребованности

2

Участие в научно-практических конференциях педагогических работников

ноябрь – декабрь

видео конференции

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1

Совершенствовать систему подготовки учащихся к работе с книгой, пониманию содержания и смысла прочитанного, развитию связной устной речи, практике краткого и подробного пересказа, драматизации сценок из прочитанных произведений

систематически

2

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

сдин раз в четверть

3

Создать условия для участия в конкурсах учащихся обучающихся на индивидуальном плане

систематически

4

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и других уровнях

к 70-летию Победы в ВО в

5

Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях.

не предусмотрено

6

Ведение мониторинга воспитанности школьников

в рамках ВШК

 

Предполагаемый  результат.

  1.    Уровень обученности учащихся

предмет

класс

на начало учебного года

на конец учебного года

чтение и развитие речи

7 "А"

успеваемость 100%

успешность 75%

успеваемость 100%

успешность 80%

7 "Б"

успеваемость 100%

успешность 92%

успеваемость 100%

успешность 94%

2.     Разработка дидактических материалов

Подборка коллективок, текстов с вопросами по содержанию разной тематики, создание тестовых форм контроля.

  1.     Разработка и проведение уроков по инновационным технологиям

Урок по формированию метапредметных понятий (1-е полугодие)

  1. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий (портфолио педагогической деятельности)
  2. Пакет материалов по различным педагогическим технологиям (портфолио педагогической деятельности)
  3. Личный сайт – портфолио (электронное портфолио: http://nsportal.ru/chernova-nata)

Схема реализации программы.

Для наилучшей реализации данной программы с определением оптимальных сроков использую диаграмму Ганта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...