Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Федосеева Ольга Сергеевна

Конспект воспитательного часа "Правила поведения за столом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_povedenie_v_kafe_stolovoy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного часа на тему:

«Правила поведения за столом (в кафе, в столовой).»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения в кафе, столовой, привить первоначальные навыки правильного поведения и речевого общения в этих местах.

У. - Здравствуйте! Начинается наш очередной воспитательный час, посвященный правилам этикета. Для начала, давайте еще раз вспомним, что такое этикет?

О.Д.

У. –Тема прошлого занятия была «Правила телефонного разговора», давайте все вместе повторим эту тему, решив этот кроссворд (на доске вывешен кроссворд, ученики разгадывают его). Хорошо, прошлую тему мы повторили, давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия: Правила поведения в столовой, в кафе. Вы каждый день ходите в школьную столовую и, конечно же, ваши родители и учителя рассказывали вам о правилах поведения в столовой. Назовите известные вам правила.

О.Д.

У. – Послушайте маленькую историю, о том, как класс шел на завтрак в столовую:

Прозвенел звонок с урока и дети начали выбегать из класса, чтобы побыстрее добежать до столовой на завтрак. Бежал Федя впереди всех и тут из-за угла вылетел второклассник, и они столкнулись лбами, упали они на пол и все перепачкались, потому что на улице было грязно, а столовая была около раздевалок, больно было Феде, но нужно поскорее добраться до столовой и он побежал дальше. У самого входа в столовую стоял директор школы и, увидев Федю, остановил его. «Федя, ты куда так спешишь? Ты только посмотри на себя, весь перемазался, запыхался, да еще и с шишкой на лбу! Я тебя таким в столовую не пущу.»- сказал директор. А Федя не понял, почему его не впустили в столовую, обиделся и ушел не спеша обратно в класс.

У. – Как вы думаете, почему Федю не пустили в столовую?

О.Д.

У. – Что нужно сделать, прежде чем входить в столовую?

О.Д.-

У.- Нужно привести себя в порядок, свою прическу и одежду и, конечно же, помыть руки. В столовую нужно идти парами или друг за другом, не спеша, спокойно, не толкаться и не перегонять друг друга. Подойдя к двери столовой, сначала пропустите тех, кто выходит из нее, а потом войдите сами, спокойно пройдите к своему месту за столом. Вот мы подошли к столу.

 Давайте все вместе накроем стол с соблюдением правил этикета. Чтобы правильно накрыть на стол нужно знать эти правила:

  1. Нож кладут справа, лезвием к тарелке.
  2. Вилки - слева от нее, острием вверх, потому что можно испортить скатерть.
  3. Ложки кладут выпуклостью вниз, параллельно краю стола, ручки ложек направлены вправо.
  4. Стакан ставят справа, перед тарелкой.
  5. Салфетки кладут слева под рукой.

Вот мы с вами накрыли на стол. А теперь кто-нибудь пойдет и накроет на стол сам. Вам будет помогать этот плакат на доске. (Выходит один ученик и накрывает на стол.)

Почему мы должны постоянно следить за своим поведением и соблюдать правила этикета? Рядом с нами множество других людей и самое главное правило этикета – делай все так, чтобы не доставить другим людям неудобства, так, чтобы на тебя было приятно смотреть.

А теперь давайте узнаем, как обращаться со столовыми приборами:

  1. Во время еды нож держат в правой руке, вилку держат в левой.
  2. Никогда не берите нож в рот, это опасно.
  3. Нельзя ковырять вилкой в зубах, это и опасно, и некрасиво.
  4. Ложку или вилку с пищей подносят к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйтесь слишком близко к тарелке.

И вот мы наконец-то сидим за столом. Согласно правилам хорошего поведения, сидя за столом, не следует расставлять локти и опираться ими на край. За столом не следует играть приборами или рюмками. Не стоит во всю длину протягивать свои ноги – это доставит неудобства вашим соседям. Если вам подали макароны, котлеты, лапшу, омлет, рыбу или желе, нож употреблять не нужно. Ни в коем случае не привлекайте к себе внимание, причмокивая, прихлебывая или чавкая. Есть и пить надо совершенно бесшумно.

А теперь проверим, запомнили ли вы правила столового этикета, я буду читать вам правила, но слушайте внимательно, в них есть ошибки. Учитель зачитывает правила с ошибками, а ученики его исправляют.)

1. Неважно в какой руке ты держишь нож, а в какой – вилку. Можно даже держать и нож, и вилку одновременно в левой руке.

О.Д.

У. 2. Почаще берите нож в рот, ваши знакомые будут восхищаться вашей смелостью.

О.Д.

У. 3. Если вам что-то мешает во рту между зубами - можно воспользоваться вилкой.

О.Д.

У. 4. За столом сядьте поудобней, расслабьтесь, развалитесь на стуле и вытяните ноги.

О.Д.

У. 5. Не забудьте почавкать и почмокать – повару будет очень приятно, что он доставил вам удовольствие.

О.Д.

У. Молодцы. Вы справились с заданием.

А теперь послушайте историю все о том же мальчике Феде, который не знал правил столового этикета: «В школе был праздник, и в этот день в столовый на столах стояло много блюд. Сначала детям дали суп, но он был горячий и Федя решил подуть на него, чтобы он побыстрее остыл, но он не рассчитал свои силы и весь суп разлетелся в стороны, на одноклассников и на их тарелки. Федя посмеялся и принялся тянуться за кусочком колбасы. Он очень долго выбирал издалека кусочек, взял один, но он ему не понравился и Федя швырнул его обратно в ту тарелку и взял другой. Потом он нанизал на вилку несколько кусков хлеба, выбрал какой получше, а остальные положил обратно. Сделал бутерброд и принялся его жевать, но колбаса Феде не понравилась, и он тут же выплюнул ее в тарелку. Федины одноклассники посмотрели на него и покачали головой…» Что Федя сделал не так?

О.Д.

У. А как делать правильно?

О.Д.

У. Правильно. А теперь давайте сформулируем правила по рассказу.

  • Некрасиво тянуться через весь стол со своей вилкой, чтобы взять приглянувшийся вам кусочек колбаски. Попросите передать вам тарелку с колбасой.
  • Брать с общей тарелки надо тот кусочек, который ближе к вам, путь он даже не самый лучший.
  • Если пища горячая, на нее не дуют. Нужно подождать пока она остынет.
  • Если вам не понравилось что – то из угощений, можно оставить на тарелке. Но ни в коем случае не выплевывайте непонравившееся вам угощение.
  • Хлеб берут рукой, а не вилкой.
  • Соль берут специальной ложечкой или кончиком ножа.

Вот все съедено. Но правила этикета продолжают предписывать нам сделать обязательно что-то еще. Поблагодарим повара за вкусную еду, а соседей по столу за приятно проведенное время: просто скажем «Спасибо!». Уберем за собой посуду и вымоем руки.

А сейчас – физминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, садитесь. Продолжим наш рассказ.

Мы каждый день бываем в столовой, А кто из вас был когда-либо в кафе?  

Первые кафе появились в странах Востока. Там люди встречались и пили кофе – именно поэтому эти заведения и стали так называться. Сейчас кафе во многих странах служат местом встречи художников, коллекционеров, поэтов, просто друзей. Мы же бываем в кафе, когда выезжаем куда-либо из дома, например в центр города на прогулку или в магазин, если мы решили отметить праздник или просто приятно провести время.

Вот мы стоим у дверей кафе. Перед входом мужчина открывает дверь перед дамой и предоставляет ей право пройти первой. Мы снимаем верхнюю одежду и сдаем ее в гардероб. Вспомним правила, которые мы должны при этом соблюдать. Свое пальто или куртку аккуратно перекидываем через стойку гардероба и отдаем в руки гардеробщику. Мужчины помогают женщинам снять верхнюю одежду. Затем необходимо подойти к зеркалу, поправить прическу и вообще привести себя в порядок. Пройдя в зал и подойдя к столику, не забудьте, что мужчины, прежде всего, помогают сесть девушке, женщине. Как все это делать? Сейчас нам покажут Буратино и Мальвина. (Выходят к доске и показывают все эти правила.) Давайте теперь  сами попробуем. (Выходят мальчик и девочка и демонстрируют, как мальчик помогает девушке сесть).

Ну вот, мы уже сели. Теперь  можно приступать к заказу угощения. К нам подходит официант, дает меню. Конечно же, мы не забыли с ним поздороваться. Официант отдает меню мужчине, а мужчина подает меню даме, предлагая ей выбрать блюда. Если вы затрудняетесь выбрать блюда сами, то в этом вам поможет официант, он знает все обо всех блюдах. Заказ сделан, стол накрыт. А кто из вас знает, что и как надо есть?

О.Д.

У. 1) Бананы, мандарины чистят руками.

2) Абрикосы и сливы разламывают пополам и вытаскивают косточку.

3) Яблоки и груши разрезают ножом  и едят меленькими кусочками.

4) Сахар в чашке чая или кофе следует размешивать не слишком резко и бесшумно.

5) За столом нельзя чихать, зевать, но если этого не удалось избежать, то сделать это нужно тихо и незаметно.

6) Нельзя слишком громко разговаривать в кафе.

7) Салфеткой из ткани можно вытереть пальцы, прикрыть одежду от попадания пищи, промокнуть губы во время еды.

Вы приятно провели вечер в кафе и вам особенно понравилось, как была приготовлена еда. Поблагодарив официанта, попросите его передать слова вашей признательности поварам. Платите за угощение и уходите, не забыв при этом помочь даме надеть пальто и открыть перед ней дверь.

Теперь вы знает все правила поведения в кафе и столовой и сегодня, в качестве закрепления темы мы проведем тест. В нем 5 вопросов. На каждый вопрос несколько вариантов ответа, вам нужно обвести в кружечек правильный вариант ответа. До конца урока осталось несколько минут, начинайте выполнять задание, по окончанию урока положите листочки на первую парту и не забудьте подписать свою фамилию. Если кому-то что-то непонятно, поднимайте руку. (дети выполняют тестирование)

Мне было очень приятно вести у вас урок. Сдавайте листочки с тестом и можете идти домой. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок культуры "Правила поведения за столом" 2 класс с презентацией

Данный урок культуры пароходил на декаде 2 классов в школе. Дети с удовольствием повторяли правила поведения за столом и узнавали много интересного....

Правила поведения за столом

Внеклассное мероприятие для начальной школы...

Правила поведения за столом

Внеклассное мероприятие для начальной школы...

Этикет поведения за столом.

Этикет поведения  за столом.Сервировка – это  убранство стола.Сервировать – это накрывать  на стол, расставлять на нём посуду....

Правила поведения за столом

Учим детей 1 класс правильно вести себя в школьной столовой...

Культура поведения за столом.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры, человека, это необходимое условие социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями.Основными задачами формирования самостоятельн...

презентация по теме "Культура поведения за столом. Сервировка стола".

Презентация подготовлена для клубного часа....