Культура поведения за столом.
статья по теме

Воронистая Лутфие Рефатовна

Культура поведения за столом – это часть общей культуры, человека, это необходимое условие социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями.

Основными задачами формирования самостоятельных жизненных навыков молодых людей с ограниченными возможностями является:

- воспитание культуры поведения за столом;

- навыки правильного приема пищи;

- эстетическое воспитание;

- воспитание аккуратности.

Основными формами и методами работы являются практические занятия, беседы; составление памяток правил поведения за столом в столовой, в гостях, дома; дидактические и сюжетно—ролевые игры.

В процессе работы используются разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение воспитанниками всех этапов работы под руководством педагога).

Одним из основных методов обучения постоянно является беседа, которая применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми, а также и практическими работами. Беседа сопровождается наглядностью, может носить информационный характер. Так, педагог, выяснив, имеющиеся у ребят знания, сообщает им новые сведения. В начале занятий необходимо обязательно провести небольшие вводные беседы, а в конце занятий заключительные беседы для закрепления знаний.

На занятиях ребята уточняют и закрепляют, опираясь на свой личный опыт, представления и знания о том, сколько раз в сутки они принимают пищу, как соотносится время суток с приемом пищи (утром – завтрак, днем – обед, затем – полдник, вечером – ужин). Очень важно формировать у воспитанников представления и знания о необходимости принятия пищи в определенное время, его значении для здоровья человека. Ребята вспоминают, какие блюда они обычно едят за завтраком, обедом и ужином.  Закрепление происходит в процессе ежедневных приемов пищи.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Они в основном проводятся на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре жизненные ситуации, обучающие применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения за столом), педагог организует игру руководит ею.

 

Формирование правильной культуры поведения за столом происходят в процессе:

 - анализа поведения детей за столом (по сюжетным картинкам);

 - чтение и обсуждения произведений детской художественной литературы, просмотра диафильмов;

- игровых ситуаций, где учащиеся замечают ошибки в действиях, словах игровых персонажей; показывают им, как надо поступить в той или иной ситуации;

- составления свода правил (памяток) и их записи (в тетрадях), запись может быть выражена рисунками, символами.

 

Привлекаются для закрепления полученных знаний и умений родители, чтобы ребята дома могли практически применять то, что они прошли на занятиях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_za_stolom.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная общеобразовательная школа (8 вида) №4 Василеостровского района г. Санкт-Петербург

ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: Культура поведения за столом – необходимое условие социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями.

Воронистая Л.Р.

2013-2014 уч.год

Культура поведения за столом – это часть общей культуры, человека, это необходимое условие социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями.

Основными задачами формирования самостоятельных жизненных навыков молодых людей с ограниченными возможностями является:

- воспитание культуры поведения за столом;

- навыки правильного приема пищи;

- эстетическое воспитание;

- воспитание аккуратности.

Основными формами и методами работы являются практические занятия, беседы; составление памяток правил поведения за столом в столовой, в гостях, дома; дидактические и сюжетно—ролевые игры.

С ребятами проводятся практические занятия, где ребята, разделившись на группы, выполняют задания (накрывают стол для фиточая, убирают со стола, моют посуду, сервируют столы для праздников и дней рождений воспитанников).

В процессе работы используются разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение воспитанниками всех этапов работы под руководством педагога).

Одним из основных методов обучения постоянно является беседа, которая применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми и дидактическими играми, а также и практическими работами. Беседа сопровождается наглядностью, может носить информационный характер. Так, педагог, выяснив, имеющиеся у ребят знания, сообщает им новые сведения. В начале занятий необходимо обязательно провести небольшие вводные беседы, а в конце занятий заключительные беседы для закрепления знаний.

На занятиях ребята уточняют и закрепляют, опираясь на свой личный опыт, представления и знания о том, сколько раз в сутки они принимают пищу, как соотносится время суток с приемом пищи (утром – завтрак, днем – обед, затем – полдник, вечером – ужин). Очень важно формировать у воспитанников представления и знания о необходимости принятия пищи в определенное время, его значении для здоровья человека. Ребята вспоминают, какие блюда они обычно едят за завтраком, обедом и ужином.  Закрепление происходит в процессе ежедневных приемов пищи.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Они в основном проводятся на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре жизненные ситуации, обучающие применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения за столом), педагог организует игру руководит ею.

Целесообразно проводить специальные занятия о правилах поведения в столовой. Эти занятия сопровождаются объяснениями важности каждого из них; моделируются реальные ситуации, в которых:

- действующие лица правильно ведут себя за столом;

- действующие лица неправильно ведут себя за столом;

- одни участники ведут себя правильно, другие  нет. Важно создать ситуацию, которая предлагает воспитанникам искать выход из создавшегося положения.

Разыгрывается ситуация: мальчик хочет съесть пирожное, которое находится на другом конце стола. Как ему поступить? Ребята самостоятельно принимают решения. Эти занятия требуют серьезной подготовки и имеют важное значения для обучения и воспитания.

Формирование правильной культуры поведения за столом происходят в процессе:

 - анализа поведения детей за столом (по сюжетным картинкам);

 - чтение и обсуждения произведений детской художественной литературы, просмотра диафильмов;

- игровых ситуаций, где учащиеся замечают ошибки в действиях, словах игровых персонажей; показывают им, как надо поступить в той или иной ситуации;

- составления свода правил (памяток) и их записи (в тетрадях), запись может быть выражена рисунками, символами.

Полученные знания закрепляются и формируются умения и привычки адекватного поведения за столом, в первую очередь, в процессе ежедневного приема пищи. При этом педагог пере посещением столовой напоминает воспитанникам необходимые правила (памятки 1, 2), стимулируя их припоминание, наблюдает за поведением детей в столовой, одобряя, поощряя правильное поведение.

После выхода из столовой оценивается поведение детей, задаются вопросы (например, «Какое правило забыл Саша?»), особо отмечаются ребята, которые ведут себя за столом культурно.

Для прочного закрепления знаний и умений постоянно повторяется пройденное ранее. Во время подготовки проведения экскурсий – повторяются правила поведения дорожного движения пешеходов. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала является элементом каждого занятия. Огромное внимание на занятиях уделяется обогащению словарного запаса, используются пословицы, поговорки, загадки для развития речи (например, во время чаепития, вспоминаем пословицу «Когда я ем, я глух и нем». В связи с изучаемым материалом необходимо на всех этапах занятий следить за полнотой устных ответов, умением правильно построить фразу, сделать вывод. Большое внимание обращается на проведение практических работ с использование бригадной формы организации учащихся.

На первом занятии педагог объясняет и показывает, что должен делать бригадир, выступая в роли бригадира. Затем наиболее подготовленный воспитанник  организует работу своей бригады.  В ходе работы бригадир выполняет часть общего задания. Преподаватель руководит не только бригадиром. В процессе выполнения задания он дает учащимся указания и объяснения, оказывает помощь, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности.

Бригадная форма работы может быть использована при выполнении ребятами одинаковых заданий (мытье посуды, чистка овощей и фруктов, ежедневная сервировка стола для чаепития).

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навыков организовываются индивидуальные соревнования. Итоги их преподаватель подводит в конце каждого занятия, где проводились индивидуальные соревнования.

Привлекаются для закрепления полученных знаний и умений родители, чтобы ребята дома могли практически применять то, что они прошли на занятиях.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.

Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы. Большинство из них возникло из уважения к тем, с кем ты сидишь за столом. Попробуй проследить, что получится, если ты возьмешь вилку и нож не пальцами, как положено, а зажмешь их в кулак и начнешь резать лежащее на тарелке мясо. У тебя неминуемо поднимутся и разойдутся в стороны локти. А это значит, что окажется в опасности щека соседа. А локти, положенные на стол? Они занимают место, где должна стоять тарелка соседа. Да и приятно ли ему будет класть хлеб на тот кусок скатерти, по которому ерзали твои рукава?

Или, скажем, почему принято брать сахар щипчиками, а если их нет – просто пальцами, а не своей чайной ложкой? Это тоже вполне объяснимо. Ведь руки у тебя должны быть чисты – перед тем, как ты садишься за стол, ты их вымыл, да и коснешься ты или лишь того кусочка сахара, который возьмешь. А ложка только что была у тебя во рту, и не всякому будет приятно, если она прогуляется по всей сахарнице.

По той же причине соль из солонки нужно брать не щепотью и не своей ложкой, а кончиком ножа. Но пирожки, печенье, хлеб нужно брать рукой, стараясь не касаться соседних ломтиков.

А почему, например, не принято резать рыбу ножом? Да только потому, что в рыбе бывают мелкие тонкие косточки. Разрезая кусок рыбы, можно, не заметив, разрезать и косточки и, проглотив их, поцарапать горло.

Немного истории…

Книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась еще в восемнадцатом веке. Называлась она: «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» и составлена была самой Российской Академией наук. Вот какое большое значение придавали и тогда правилам поведения.

Напечатана она непривычными для нас старинными буквами; некоторые слова, вроде «талерки», и сразу поймешь. Но большинство правил годится и сегодня.

«Не хвата первы блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

Не сопи, егда яси.

Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому.

Руки твои да не лежат долго на талерке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.

Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.

Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.

Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.

Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.»

Как вести себя за столом

  1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков – это некрасиво.
  2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.
  3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
  4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.
  5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.
  6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.
  7. Гарнир (овощи, картошку, макароны) – набирай на вилку с помощью корочки хлеба.
  8. Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.
  9. Не ешь с ножа – это некрасиво, да и легко можно порезать рот.
  10. Рыбу, сырники, котлету, заливное, яичницу ножом резать не надо – их легко разломить вилкой.
  11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку – левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.
  12. Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.
  13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
  14. Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
  15. Не подбирай хлебом остатки соуса с тарелки. Не допивай прямо с блюдца сок от компота.
  16. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на стол не клади.
  17. Не ставь без разрешения свою грязную тарелку на грязную тарелку соседа без его разрешения и не отодвигай свою грязную посуду в его сторону.
  18. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в стакане – он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
  19. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу – это некрасиво и невежливо.
  20. За едой не читай – это не только невежливо по отношению к окружающим (мол, книжка тебе интереснее, чем они), но и вредно.
  21. Не катай шариков из хлеба, е кроши его зря, доедай все корки (они, кстати, полезнее мякиша).

О гостях

Уважать вкусы, привычки другого – одна из первейших обязанностей человека в обществе. Объявлять свой вкус самым безупречным – свидетельство бескультурья и невежества.

Почетным считается место во главе стола. Его предоставляют «герою дня» - имениннику. Если гости собрались не в день рождения, а, например, на Новый год или по другому поводу, почетное место предоставляется хозяину дома или особо уважаемому гостю. Бабушку или дедушку нужно устроить поудобнее и не забывать за ними ухаживать. Хозяйка дома, как правило, садится так, чтобы легко можно было выйти из-за стола, чтобы принести или унести.

Культура поведения за столом

  1. Садиться за стол в аккуратном виде, с чисто вымытыми с мылом руками.
  2. Во время еды сидеть ровно, слегка наклоняясь  над тарелкой.
  3. Не разговаривать с пищей во рту.
  4. Не стучать, не размачивать столовыми приборами.
  5. Брать с общего блюда ближайший кусок, бутерброд.
  6. Попросить соседа по столу подать блюдо, а не тянуться к нему через весь стол, если блюдо стоит далеко.
  7. Съедать положенную на тарелку еду.
  8. Выходя из-за стола, тихо ставить стул, пододвигая его ни к середине стола.
  9.  Благодарить за еду.
  10. Необходимо вымыть руки после еды.

Правила приема пищи:

  1. Пользоваться столовыми приборами:

- правильно держать столовую ложку (между пальцами, а не в кулаке).

- пользоваться чайной ложкой, размешивая чай и доставая фрукты из стакана или кружки с компотом.

  1. Еду брать понемногу.
  2. Жевать с закрытым ртом.
  3. Хорошо пережевывать пищу.
  4. Есть не торопясь.
  5. По мере необходимости пользоваться салфеткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок культуры "Правила поведения за столом" 2 класс с презентацией

Данный урок культуры пароходил на декаде 2 классов в школе. Дети с удовольствием повторяли правила поведения за столом и узнавали много интересного....

презентация по теме "Культура поведения за столом. Сервировка стола".

Презентация подготовлена для клубного часа....

Культура поведения за столом.

Конспект классного часа во 2 классе особый ребенок.  Тема "Культура поведения за столом"...

Конспект - \'Правила сервировки стола. Культура поведения\'

Конспект - \'Правила сервировки стола. Культура поведения\'...

"Культура поведения за столом"

У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Стоит пойти на компромисс....

Беседа «Культура поведения за столом»

Беседа с детьми о правилах поведения за столом, духовно-нравственное воспитание....