Статья
статья по теме

Нравственное воспитание – развитие «лучшего в человеке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание – развитие «лучшего в человеке».

                                                        М.В.Кутепова

                                                                               учитель начальных классов

                                                                  МБОУ «СОШ № 30»

Воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности. «От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире, зависит его моральный облик» (В. А. Сухомлинский). В словаре С. И. Ожегова говорится: «Мораль – нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Одной из основных задач проектирования и формирования личности является нравственное воспитание молодого поколения. Причем нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб.    

Начальное образование является одним из наиболее важных, и в то же время, сложных этапов школьной жизни. Ведь с приходом в школу ребенок попадает в новую среду. Работая в школе первой ступени, мы уделяем большое внимание нравственному воспитанию. С целью формирования основ гражданской и духовно-нравственной культуры личности учащихся через создание нравственной, психологически комфортной и доверительной среды в классе и в межличностных отношениях мы разработали программу деятельности. Она включает в себя:

  • изучение литературы по нравственному воспитанию личности,
  • диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса,
  • проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями,
  • организацию и проведение внеклассных мероприятий, в том числе и с родителями,
  • диагностики, для эффективного планирования воспитательной работы в классе,
  • анкетирование и тестирование с целью выявления уровня воспитанности обучающихся.

В нашей школе большое внимание уделяется проектной деятельности. В 2009 году ребята подготовили и защитили проект: «Исторические места Белгородчины». Создание проектов  развивает коммуникативные навыки, сплачивает коллектив. Нами были проведены классные часы и лектории по темам: «Толерантность – что это?», «Помнят люди», «Уроки мужества», «Хлеб – всему голова», «В дружбе сила», «Вежливость на каждый день», «Волшебники добра», «Наша безопасность».

Особенно запомнились ребятам внеклассные мероприятия: «Экологическое ассорти», «Широкая масленица», «День именинников», «Чтобы радость  людям дарить – надо добрым и вежливым быть». Мы разработали цикл бесед: «Ежели вы вежливы», «Культура общения». Нами накоплен аналитический материал по темам: «Моя мама»,  «Каким будет мой 2010 год». Учащиеся активно участвуют в мероприятиях, посещают музеи, театры, выпускают листовки и стенгазеты. Ребята составляют памятки, выступают перед ветеранами, собирают посылки солдатам,  совершают экскурсии по родному краю, посещают школьную и городскую библиотеки, изучают семейные традиции. Вся эта деятельность нами была глубоко проанализирована и дала возможность лучше понять каждого ребенка, прочувствовать его заботы, проблемы, прикоснуться к его душе.

Нравственное воспитание – тяжкий труд. К тому же,  нельзя рассчитывать на быстрые результаты, на безоговорочную правильность выбранных методов. Диагностика, проведённая в конце первого класса, показывает результаты планомерной и систематической воспитательной направленности со стороны классного руководителя. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители.  

Во втором и третьем классах  корректируются, закрепляются, углубляются, расширяются знания и поведенческие новообразования. По истечении этих трёх лет становятся заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. Дальнейшая работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному воспитанию в 4 классе определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству.

         Наша программа деятельности создаёт нравственную, психологически комфортную и доверительную среду в классе и в межличностных отношениях. У младших школьников воспитываются лучшие качества: товарищество, коллективизм, стремление работать на  общую пользу.

         Опыт работы показывает, что процесс воспитания никогда не сводится к формированию в человеке неких хороших качеств вообще. Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...