внеклассное мероприятие "Лошади в Санкт-Петербурге"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Барсукова Елена Валентиновна

Данный материал можно использовать как на уроках СПб, так и в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshadi_v_sankt-peterburge.docx32.94 КБ
Файл loshadi_v_sankt-peterburge.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Лошади в Санкт-Петербурге»

Санкт-Петербург

2013

Внеклассное мероприятие на тему:

«Лошади в Санкт-Петербурге»

        

  1. Время: 40 – 45 минут
  2. Возраст: 9 – 11 лет
  3. Цель занятия: познакомить учащихся с конными памятниками нашего города.
  4. Задачи:
  1. Образовательная: рассказать о конных памятниках архитектуры Санкт-Петербурга.
  2. Развивающая: способствовать развитию логики и внимания посредством заданий на соотнесение, отгадывания загадок, а также развитию памяти, посредством послетекстовых заданий.
  3. Воспитательная: способствует бережному отношению к культурно-историческим  памятникам архитектуры.
  1. Методы воспитания, используемые на мероприятии:
  1. Метод-рассказ
  2. Метод-беседа
  3. Метод-наглядность
  1. Оборудование: доска, указка, раздаточный материал, наглядность.

Внеклассное мероприятие на тему:

«Лошади в Санкт-Петербурге»

План мероприятия:

  1. Вступительная часть:
  1. Введение в тему мероприятия ………………………………… 3 мин
  1. Основная часть:
  1. Конные памятники архитектуры. Игра «кто больше знает» 5 мин
  2. Медный всадник – первая остановка………………………….16 мин
  3. Арка Главного штаба – вторая остановка …………………… 7 мин
  4. Памятник Николаю I – третья остановка……………………. 7 мин
  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов…………………………………………………7 мин

Внеклассное мероприятие на тему:

«Лошади в Санкт-Петербурге»

Ход мероприятия:

  1. Вступительная часть:
  1. Введение в тему мероприятия:

У: Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду проводить у вас внеклассное мероприятие на тему…. А вот тему вы мне подскажете сами. Сейчас я раздам вам каждому на парту задание. А вы попробуете решить его, тем самым узнать тему нашего сегодняшнего мероприятия. Вы должны будете решить головоломку. (учитель раздает задания каждому на парту)

У: Итак, давайте все вместе громко хором назовем тему нашего сегодняшнего мероприятия.

У: ЛОШАДИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

У: Молодцы!

  1. Основная часть:
  1. Конные памятники архитектуры. Игра « кто больше знает»

У: Ребята, а много в нашем городе лошадей? И как вы думаете, о каких именно лошадях мы будем говорить? О живых? (учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы)

У: Правильно мы будем говорить о конных памятниках архитектуры. По числу конных монументов и скульптур Петербург занимает одно из первых мест в мире. А может быть, даже и первое. И сейчас чтобы узнать, какие конные памятники архитектуры вы знаете, мы сыграем в игру. Я буду кидать вам вот эту игрушку-лошадку, а вы будете ловить. Тот, кто поймает ее, должен назвать конный памятник архитектуры. Все поняли, тогда начнем.

У: Молодцы! Хорошо вы знаете свой город.

(заходит ассистент и приносит карту и сундучок (коробочку) или все это заранее учитель кладет за дверь или сам как-нибудь обыгрывает эту ситуацию).

Асс: Здравствуйте ребята, меня тут просили передать вам это. Я не знаю, что там. Так что вам придется самим разобраться с этой посылкой. (ассистент уходит)

У: Ну-ка, посмотрим, что тут у нас. Да здесь же карта и какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что внутри. Ой, да он на замке и не открывается. Наверное, чтобы его открыть нам нужно пройти по этой карте до конца. Смотрите, а тут и ваша школа на карте есть. (учитель вешает карту на доску). Ну что давайте отправляться в путь.

  1. Медный всадник – первая остановка.

У: Смотрите, первое место, в котором мы должны оказаться под знаком вопроса. В инструкции к карте написано, что вы должны отгадать загадку:

Памятник из бронзы: 
Честь царю, хвала! 
Мчится, словно ветер, 
Конь, Тянет удила. 
На коне сидит герой, 
Он красивый, молодой. 
Это – память в честь Петра, 
Много сделал он добра. 
Скачет воин в будни, в праздник, 
А зовётся…

                  (Медный всадник.)

У: Правильно! (учитель снимает знак вопроса с карты и показывает учащимся фотографию «Медного всадника»)

У: А где находится этот памятник? На какой пощади? (учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы)

У: Да! На Сенатской. А кто сидит на коне? Кто-нибудь может поделиться с нами своими знаниями об этом памятнике? Что вы о нем знаете? (учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы)

У: Молодцы! Но давайте снова обратимся к нашей карте. Здесь у памятника стоит табличка. Давайте ее прочтем. Сейчас я раздам вам копии в увеличенном варианте, а вы прочитаете ее. Ну, кто нам почитает?

Учащийся: Один из главных символов Санкт-Петербурга – конный памятник Петру I получил название Медный всадник благодаря известной поэме А.С. Пушкина. Этот монумент был создан по задумке Екатерины II. А в качестве скульптора  пригласили малоизвестного тогда Этьена Фальконе.

У: Спасибо. Кто почитает дальше?

Учащийся: Проект памятника разработали быстро, но большой проблемой стал поиск подходящей глыбы для постамента. Какое-то время Фальконе намеревался сделать его составным из нескольких каменных блоков, однако при этом терялась художественная выразительность. Неоценимую помощь скульптору оказал Семен Григорьевич Вишняков – профессиональный плотник и каменотес. В свое время он сам хотел использовать огромную глыбу расколотую молнией, которую в народе называли «Гром-камень». Однако подходящего инструмента у него не было, но зато Фальконе он подходит превосходно. Значительной проблемой стала доставка камня, ведь весил он 1600 тонн, а ближайший город находится на расстоянии 12 верст.

У: Спасибо. Вот взгляните на картину.(учитель показывает иллюстрацию) Посмотрите, какой огромный камень, как тяжело его было тащить! Ну а кто продолжит читать?

Учащийся: Работа двигалась медленно, перевозка по суше заняла более четырех месяцев. Затем на специальном судне перевезли «Гром-камень» в Санкт-Петербург. Следующей задачей был поиск подходящей для позирования лошади. Только в конюшнях графа Орлова, среди его превосходных скакунов нашлись два прекрасных жеребца по имени Бриллиант и Каприз. Для создания портретного сходства Этьен Фальконе воспользовался посмертной гипсовой маской и восковой фигурой Петра I. 20-летняя ученица скульптора – Мари-Анн Колло лепила императорскую голову. Змеем занимался Федор Гордеев. Медного всадника открыли 7 августа 1782 года.

У: Спасибо. Да вот взгляните на картинку. (учитель показывает иллюстрацию) Здесь изображено открытие этого памятника. На постаменте есть надпись «Петру Первому Екатерина Вторая, лето 1782 года». С другой стороны то же самое на итальянском языке.

У: И сейчас мы сыграем в игру, чтобы узнать насколько вы поняли и запомнили этот текст. Я буду говорить предложения из этого текста, но иногда менять какие-нибудь факты. И если предложение - верно, вы должны похлопать, а если не верно – потопать. Всем ясно? Тогда начнем:

  1. Медный всадник получил свое название благодаря известной поэме М.Ю. Лермонтова. (топают) А кому?
  2. Этот монумент был создан по задумке Екатерины II. (хлопают)
  3. В качестве скульптора  пригласили малоизвестного тогда П.К. Клодта. (топают) А кого?
  4. Проект памятника разработали быстро, но большой проблемой стал поиск подходящей глыбы для постамента. (хлопают)
  5. Огромную глыбу, расколотую молнией, в народе называли «Дождь-камень». (топают) А как?
  6. Работа двигалась быстро, перевозка по суше заняла пару дней. (топают) А сколько?
  7. 20-летняя ученица скульптора – Мари-Анн Колло лепила императорскую голову. (хлопают)
  8. Змеем занимался Федор Гордеев. (хлопают)

  1. Арка Главного штаба – вторая остановка.

У: Молодцы! Здесь мы все сделали. Но за табличкой лежала записка, точнее подсказка. Вот она. В ней говориться о том, куда мы должны отправиться дальше. Послушайте:

Свернём на Большую Морскую. 
Арку увидим. Скажите какую? 
Арки у нас есть любого масштаба, 
Но главная – в здании...

Уч-ся: ГЛАВНОГО ШТАБА

У: Молодцы! (учитель показывает иллюстрацию арки Главного штаба). Вот она какая! Посчитайте-ка сколько на ней лошадей? Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектораС высоты 36 м, на вершине строения, широко видна издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков. Победителей приветствуют фигуры богини Славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

У: Ребята, а вам нравится эта композиция? (учащиеся высказывают свои ответы, осуществляется фронтальная форма работы) А вы видели ее вживую? Как часто вы бываете на Дворцовой площади? (учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется фронтальная форма работы)

У: И сейчас вы поработаете в парах. (учитель раздает задание оно на парту). Вам нужно соединить картинки, на которых изображены элементы декора арки с соответствующими им названиями.

  1. Фигура часового в античных доспехах;
  2. Часы Менделеева;
  3. Фигура богини Славы, летящей на ядре и протягивающей лавровый венок;
  4. Штандарт;
  5. Крылатая богиня Слава, стоящая в колеснице и шестерка коней, сдерживаемая двумя войнами.
  1. Памятник Николаю I – третья остановка.

У: Молодцы! Ребята, кто-то упорно оставляет нам записочки. И здесь у арки была подсказка, где мы должны очутиться в следующий раз. Только теперь здесь картинка.  (учитель показывает картинку) Что же это за место? (учащиеся отвечают на вопрос)

У: Правильно! Это памятник Николаю I на Исаакиевской площади.  Николай I изображен в парадной форме Кавалергардского полка. Композиция памятника сложная в силу присутствия множества мелких деталей. Масштабное соотношение между площадью и памятником, его местоположение на одной из красивейших площадей Петербурга выбраны удачно, что формирует впечатление целостности и законченности ансамбля.

С четырех сторон памятник Николаю I окружают очень красиво выполненные фонари. Внимание вызывает также пьедестал монумента, украшенный аллегорическими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия в виде женских образов. Существует легенда, согласно которой  натурщицами для этих фигур стали жена императора и три его дочери. С точки зрения инженерного мастерства памятник Николаю I уникален: массивная скульптура высотой более 16 метров имеет всего две точки опоры – задние ноги коня. При исполнении использовалась та же технология отливки, что и при отливке Медного всадника.

У: Итак, а теперь расскажите, что вы запомнили из моего рассказа? (учащиеся рассказывают, осуществляется фронтальная форма работы)

  1. Заключительная часть:
  1. Подведение итогов:

У: Молодцы! Вы внимательно слушали меня. Ну, вот мы и прошли все пункты, отмеченные на карте. И у последнего памятника нас ждал, угадайте что, не очередные подсказки, а настоящий ключ. Наверное. он подходит к замку, который открывает наш сундучок, но сначала нам нужно вспомнить все, через что мы прошли с вами сегодня. И в качестве подведения итогов нашего мероприятия я предлагаю вам сыграть в еще одну игру. Она называется «Изобрази скульптуру». Мне нужно 8 добровольцев. Я тихонечко, на ушко скажу им скульптуру, из пройденных сегодня на мероприятии, которую они должны будут изобразить. Они ее изображают. А вы, т.е. все остальные должны угадать, что же это за скульптура. Поняли?

1)Верхняя композиция арки Главного штаба

2)Медный всадник

3)Памятник Николаю I

У: Молодцы! Ну, а теперь мы смело можем открывать наш сундучок. Кто выйдет и поможет мне с этим?

(учитель вызывает одного учащегося, который открывает сундучок, в котором оказываются сладости. Он разносит их по рядам, угощая всех)

У: Всем спасибо! Все молодцы! До новых встреч!

Источники:

  1. http://baby-scool.narod.ru/media/book/zagadki/spb.html
  2. http://drugoypiter.ru/place/pamyatnik_nikolayu1.htm
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E4%E0%ED%E8%E5_%C3%EB%E0%E2%ED%EE%E3%EE_%F8%F2%E0%E1%E0_(%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3)
  4. http://www.konokrad.ru/skulptura/881-konnie-pamyatniki-sankt-peterburga-trimf-dvorcovaya
  5. http://1001fact.ru/2012/03/interesnye-fakty-o-mednom-vsadnike/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лошади в Санкт-Петербурге Наглядность к конспекту

Слайд 2

Введение в тему мероприятия задание: реши головоломку л о ш а д и в с а н к т - п е т е р б у р г е

Слайд 3

Медный всадник – первая остановка

Слайд 4

Иллюстрации к рассказу

Слайд 5

Иллюстрации к рассказу

Слайд 6

Арка Главного штаба – вторая остановка

Слайд 7

Задание: соединить картинку с названием. Часы Менделеева; Фигура богини Славы, летящей на ядре и протягивающей лавровый венок; Штандарт; Крылатая богиня Слава, стоящая в колеснице и шестерка коней, сдерживаемая двумя войнами Фигура часового в античных доспехах;

Слайд 8

Памятник николаю i – третья остановка

Слайд 9

Источники: http://gks1centr.spb.ru/text/Has.htm http:// pointart.ru/index.php?p=gallerypic&img_id=90&galid=190&area=1&ascdesc=desc http :// spb-300years.narod.ru/cite/foto/imagepages/image114.htm http:// www.liveinternet.ru/community/2885291/comments http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post156139068/ http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/13/hm13_3_000_0.html http://www.loyal.com.ua/node?page=19/ http ://1001fact.ru/2012/03/interesnye-fakty-o-mednom-vsadnike/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие по Санкт- Петербургу"

Мероприятие посвещается блокаде Ленинграда....

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга".

Презентация к уроку истории города Санкт-Петербурга "Острова Санкт-Петербурга". (Заячий, Васильевски, Петроградский)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности по истории Санкт-Петербурга и малой родины «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» (общекультурное направление)

Разработка курса занятий «Страницы истории жизни нашего края и города Санкт-Петербурга» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на по...

" Виртуальные экскурсии по Санкт-Петербургу. Блистательный Санкт-Петербург".

занятие является  продолжением виртуальных экскурсий по городу на Неве. Занятие посвящено знакомству с Санкт-Петербургом. разработку можно использовать как на уроках окружающего мира, ИЗО в начал...