Профориентация 9 классов
классный час по теме

Мир профессий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.pptx111.61 КБ
Файл vybor_professii.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я и мир профессий Виктор Гюго писал : "Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне".

Слайд 2

В мире насчитывается более 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? А может надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу ?

Слайд 3

Любая профессия предъявляет определенные требования к здоровью, физиологическому и психологическому состоянию, уровню и качеству образовательной подготовки человека .. Поэтому одним из первых вопросов, на который следует ответить, при выборе профессии является «Могу ли я, способен ли я?».

Слайд 4

Самые востребованные профессии в XXI веке Самые востребованные профессии в ХХI веке. 1 Программист 2 Секретарь-референт со знанием иностранных языков 3 Инженер-технолог 4 Бухгалтер 5 Дизайнер 6 Менеджер по продажам 7 Менеджер по рекламе 8 Менеджер офиса 9 Юрист 10 Логистик

Слайд 5

Выбирая профессию сориентируйся в 3 вещах Выбирая профессию, сориентируйся в трех вещах Я ХОЧУ - Определи, каковы твои профессиональные интересы и склонности. Я МОГУ - Оцени, каковы твои профессионально важные качества: здоровье, профессиональная квалификация и способности; НАДО – узнай, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу.

Слайд 6

Как определить для себя « Кем мне быть ?» Составь список подходящих профессий которые Вам нравятся, интересны,по которым Вы хотели бы работать, Составить перечень требований выбираемой профессии выбираемая профессия и реальное трудоустройство поспециальности ; выбираемая профессия и мои склонности .

Слайд 7

Уровень притязаний и самооценка. Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры. Склонности (интересы, мотивы труда ). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие.

Слайд 8

Способности, здоровье . Чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья. Мнение сверстников. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Но прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и только ваш личный выбор.

Слайд 9

Позиция учителей, профессионалов . Не стоит пренебрегать опытом педагогов . Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности . Личный профессиональный план. За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Ответь на вопрос: для чего мне это нужно и НУЖНО ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намече нных целей.



Предварительный просмотр:

на  участие в  дистанционном форуме

«Проблема социального воспитания детей-сирот»

Анкета

Участника форума

Тема   Проблемы социального воспитания детей

Фамилия, Имя, Отчество  Монгул - оол Светлана Сарыгларовна

Дата рождения 13.11. 1953

Место работы ГБОУ школа – интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Должность Воспитатель

Образование Высшее (Новосибирский государственный университет, факультет- Психология, специальность – психолог 10февраля 1995г №041434 ДВП, регистрационный номер 177, Педагогический колледж. ТГУ СБ 1988742, регистрационный номер  - 016. 02.02.2004г

Квалификационная категория   II                Педагогический стаж 21 год.

Звания, награды, премии, ученые степени  не имеется

(Названия и даты получения)

Публикации, в том числе книги, брошюры, статьи и.т.д. журналы и газеты: «О воспитании трудных детей» // Башкы. - 2000.- № 5-6. – С. 30-31. «О вреде курения», «Тыва республика», «Арагалаашкындан ог-буле хозураар» // Тув. правда. – 2013. – 15 июня; «Родинки знак судьбы?» // Тув. правда. – 2011 - № 27; «Алкоголь и дети. Плоды понижаем каждый день» // Тув. правда. – 2013. – 25 мая. «Шын», «Сылдысчыгаш», «Информ Плюс».

Сведения о повышении квалификации 276 часов

«Профилактика суицидального поведения детей и подростков» ГАОУ ДПО ( ПК) С Тувинском государственном институте переподготовки и повышения квалификации кадров с 26 марта 2012г по 31 марта 2012г. – 72 часов  № 5344,  « Распространение современных организационно -  правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов»  24 –28 ноября 2011года в объеме 40 учебных часов ГАОУ ДПО (ПК) С , «Организационно правовые основы опеки и попечительства в РТ» - в объеме 12 часов ТГИП и ПККМО и Н  РТ, № 322 от 23 мая 2013г, «Психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях ОУ» № 283 от 9 января 2013г – в объеме 12 часов, ТГИП и ПКК, «Психологические особенности и социальный адаптации воспитанников интернатных учреждений» №12 ОТ 04 июня 2012г, ТГИП и ПКК –в объеме 36 часов, «Совершенствование системы постинтернатной адаптации детей – сирот» №331 от 23 мая 2013г- в объеме 12 часов, «Организационно – правовое сопровождение постинтернатной адаптации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей» в объеме 12 часов, № 368 от 24 мая 2013г, « Психологические особенности и возможности социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений» 22 мая 2012г – в объеме 8 часов. «Основы информационных технологий» - 72 часа в Тув. Гос. институте переподготовки и повышения квалификации кадров. Регистрационный номер 6526, г Кызыл 2010г, в объеме 72 часов, ТГИП И ПКК РТ.

Педагогическое кредо: Моим педагогическим кредо в работе является: «Никогда не унижать и не предавать ученика. Уметь в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами».

Увлечения, хобби: Мои увлечения - это то, что приносит мне радость в жизни, наполняет положительной энергией и позитивом, спортивные игры, настольный теннис.

Контактные телефоны:

Мобильный    8-923-384-95-92       Рабочий 8(39422) 4-86-21

Фамилия имя Отчество: Монгул -оол Светлана Сарыгларовна (Mongulool1953@mail.ru)

ГБОУ школа-интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей г. Кызыла

Предмет: Психология / Классный час

Тема: «Я и мир профессий»

Класс: 9 класс.

Профориентация детей- сирот

Проблема профориентации детей-сирот в настоящее время становится все более актуальной. С каждым годом растет конкуренция, что в конечном итоге приводит к ослаблению социальной защищенности многих категорий населения, особенно тяжело это для детей-сирот и детей-инвалидов. Выбор профессии – очень сложный процесс, на течение и результат которого влияют различные факторы как внутреннего, так и внешнего характера: экономические факторы, общая и местная структура потребностей общества в кадрах, социальное окружение, особенности каждой профессии и отношение к ним в обществе, психофизиологические особенности самого субъекта, проблемы доступа к образованию. Перед ребенком-сиротой возникают еще более серьезные психологические, экономические, социальные препятствия в самоопределении и последующей самореализации. Дети-сироты с трудом могут адаптироваться к существующим отношениям в профессиональной среде, что, связано с условиями, в которых происходило их взросление. В детском доме или интернате создается искусственная среда, в которой ребенок растет и получает воспитание. И эта среда ощутимо отличается от жизни в обычном социуме. Именно поэтому качественная организация профориентации детей-сирот может во многом определить их успешное вливание в общество в будущем. Детям-сиротам очень сложно определиться в какое образовательное учреждение поступить и определить род занятий на будущее, именно потому, что они не осознают необходимость образования. Более того, даже поступив в образовательное учреждения и проходя обучение, часто выбирают низкоквалифицированный труд, вместо работы по профессии из-за страха, что недостаточно компетентны и страха увольнения. Именно поэтому работа по профориентации детей-сирот играет немаловажную роль в их будущей жизни. Для обучения детей-сирот различным профессиональным навыкам в детских домах организуют мастерские, залы социально-бытовой ориентировки. Это помогает ребенку заранее сформировать отношение к труду и выработать желание реализовать себя в выбранной специальности, а также дает представление о разнообразии профессий, о работе современной экономики и бизнеса. В свою очередь общество и организации должны участвовать в трудоустройстве детей-сирот, предлагая вакансии и помогая сироте адаптироваться на новом месте. Перед подростком встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. Одним из важнейших проявлений этого выбора является определение профессии.

Цель: подробно рассмотреть специфику профориентационной работы, как в целом, так и на конкретном примере детей-сирот. Для достижения цели поставлены следующие задачи: 

- раскрыть понятия профессиональной ориентации через ее виды,

- различить процессы профессионального и личностного самоопределения, как основного компонента профессионального становления личности,

- выделить особенности самоопределения детей-сирот.

Особенности самоопределения детей-сирот

Подростки из детских домов чаще имеют проблемы с самоопределением как профессиональным, так и личностным, чем другие дети. Выделяют ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к самоопределению. Обеднение контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера самореализации его предков. Подросток не видит прошлого семьи, а значит, ему сложно представить собственное будущее. Потеря личностной истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом.41  Отметим также, что воспитанники детских домов часто не указывают конкретную профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений.
Вследствие большого количества факторов, затрудняющих профессиональное самоопределение детей-сирот, необходимо особенно внимательно относиться к профориентационной работе с этой категории учащихся.

В ходе работы были рассмотрены вопросы профессиональной ориентации абстрактной личности и конкретной категории подростков – сирот, изложены суть различных видов профессиональной ориентации, и смысл типов самоопределения, выявлены факторы, создающие проблемы на пути выбора профессии применительно к выпускникам детского дома.
Работая над темой «Особенности самоопределения как основа профессиональной ориентации детей-сирот» сделан следующий вывод: подростковый период обычно рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивации интересы подростков приобретают бόльшую глубину и устойчивость, а некоторые из них преобразуются в постоянное увлечение.

«Мир профессий»

(Классный час по профориентации для  9-го класса)

 Цикл: классные часы в 8-9 классе

Тема классного часа: « Я и мир профессий»

Цель классного часа в 9 кл.: создание условий для осознанного выбора учебных практик, профориентирование учеников.

Задачи классного часа: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся; расширить знания учащихся о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию выбора учебной практики, повысить информационную и коммуникационную компетентность учащихся.

Ведущий 1. Ребята,  тема нашей встречи "Я и мир профессий". Трудно ориентироваться в современном мире профессий, но мы всё-таки попробуем. мы отправимся с вами в удивительный мир профессий, и вы попробуете сделать первый шаг в своем профессиональном самоопределении в виде выбора учебной практики.  Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать. Выбор профессии - дело серьёзное, важное.

Ведущий 2. Да, это задача не из легких! Но паниковать не будем! Надо спокойно во всем разобраться для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается  свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий- 8-10 лет. Некоторые из них серьезно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.

Ведущий 1: «Кем вы работаете?» - это чуть ли не первый вопрос, возникающий у людей при знакомстве. Даже дети интересуются: «А кто твои мама и папа?», ведь профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик любого человека… Найти себя в этом мире означает возможность достойно жить, чувствовать себя нужным людям, получать радость от работы, максимально проявлять свои способности, а значит, на долгие годы оставаться «в форме», сохраняя физическое и психическое здоровье. Огромное многообразие мира профессий – следствие того, что один человек не в состоянии делать всё нужное для жизни. Для выполнения своей работы человеку необходимы определённые знания и навыки. Так появились профессии.

Ведущий 1: Слово профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») означает род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того профессия  – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Ведущий 2: Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности? Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок.

Ведущий 1: Сегодня на ярмарке труда самым большим спросом пользуются такие профессии: секретарь-референт, программист, менеджер по продажам, помощник руководителя, системный администратор, главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.

Ведущий 2: В последнее время в России появились новые профессии. Мы коротко расскажем о некоторых из них.

Web-программист, web-дизайнер - это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

 Аудитор - это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

Бренд-менеджер - специалист, который придумывает образ продукта - бренд - и продвигает этот образ в массы.

Логистик - специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складской логистик занимается организацией хранения продукции.

Маркетолог - в переводе с латыни «знающий рынок». Специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

Мерчендайзер - это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

"Угадай профессию"

Каждая команда вытянет одну букву алфавита, придумает на эту букву профессию и покажет её особенности другим группам (пантомимой, жестами, мимикой).  Команда соперников должна отгадать название профессии. (Представитель от каждой команды подходит к столу, где разложены все буквы алфавита, вытягивает любую; команда совещается, показывает, остальные группы отгадывают профессию.

"Закончи предложения "

Сейчас каждая команда получит карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  1. Люди работают ради…
  2. Настоящий труд – это…
  3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
  4. В любом профессиональном труде самое важное…

 «Назови профессии»

Ведущий 1: Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

  • почти или совершенно исчезли;
  • появились только в XX веке;
  • появятся в будущем.

Для справки: Ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.; Появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.; Появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Определите что является общим для этих пар профессий?

Медсестра-токарь
официант-водитель-такси
инженер-конструктор-композитор
продавец-тренер
животновод – садовник

Заметки о самых редких профессиях

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.

 Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачивается соответственно.

Ведущий 1: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться». Некоторые из вас уже выбрали свою будущую профессию. На занятиях курса по выбору профессий и во внеурочное время вы работали над составлением профессиограммы. Давайте познакомимся с результатами вашей работы. Мало выбрать престижную профессию. Важно еще, чтобы эта профессия была востребована на рынке труда. Давайте познакомимся с перечнем таких профессий. Возможно, проанализировав всю информацию еще раз, некоторые из вас изменили свой выбор. Каков был выбор Вашей профессии в 1 классе? Каков выбор профессии в 9 классе? Изменилися ли Ваш выбор профессии после этого классного часа?

Список использованных источников:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 3-е изд., испр. [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 672 с.
  2. Галишникова, М. Этапы профессионального самоопределения подростков / М. Галишникова // Прикладная психология и психоанализ. - 2006.-№ 2. – С. 59-64.
  3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
  5. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. - 286 с.
  6. Прихожан, А. М.  Дети без семьи / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых – М.: Педагогика, 1990. - С.101.
  7. Пряжников, Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: Первое сентября, 2004. – 196 с.
  8. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.
  9. Юнг,  К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., «Прогресс «Универс», 1993. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для учащихся начальных классов по профориентации

Профориентационная работа сегодня- неотъемлемая часть программы повышения качества образования....

"Все профессии важны, все профессии нужны!" Классный час по профориентации для обучающихся 4 класса

Классный час направлен на воспитание уважения к труду, формирование представлений о многообразии профессий, развитие творческих способностей учащихся, умений высказывать свое мнение. Данное занятие ра...

Методическая разработка занятия по профориентации для 3 класса "Азбука профессий"

Данная разработка поможет провести игру по профориентации для детей 3 класса. Содержит разные виды заданий для работы в группах....

Внеклассное мероприятие по профориентации в 3 классе "Все работы хороши-выбирай на вкус."

Профориентация  школьников всегда занимала важное место в воспитательной работе учителя начальных классов. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к...

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме: «Упражнение в распознавании склонения имен существительных».

Конспект интегрированного урока по русскому языку с включением тем по социальной адаптации и профориентации, проведённого в 4 «б» классе по теме:«Упражнение в распознавании склонения имен существитель...

Конспект родительского собрания по профориентации в 9 классе

Конспект родительского собрания по профориентации в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида...