Воспитание навыков коллективной работы у детей начальной школы.
статья по теме

Cмирнова Елена Александровна

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно  воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznaya_deyatelnost.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        

Пояснительная записка

    Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно  воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Именно деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.  

   Особое значение  для трудового и нравственного воспитания имеет коллективная общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

    Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т.е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

   В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом  возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

        При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

   

Виды и содержания общественно-полезной деятельности

    1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

   

 2.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры,  природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.  

Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы  новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.

Правила дружной работы

  • Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.
  • Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание - часть общего задания.
  • Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.
  • Смотри за работой товарищей.
  • Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других.
  • Помогай товарищам.
  • Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа.
  • Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.
  • Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей.
  • Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

  • На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
  • Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
  • Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
  • Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
  • Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
  • Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

Памятка бережливых

  • В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
  • Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
  • Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
  • Береги время, используй каждую минуту в деле.
  • Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

Знай, люби и охраняй природу

  • Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
  • Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
  • Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
  • Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

Виды общественно-полезной деятельности учащихся  во внеурочное время.

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание  у детей бережного отношения к книге.

   Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

  Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

различных  лекарственных растений.

3. Рейд «Скорая зеленая помощь»

  Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

4.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»

       Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

Календарно-тематическое планирование

  1. Беседа» Содержи и ты в порядке свои книжки и тетрадки».
  2. Рейд  «Говорящий портфель».
  3. Беседа «За что надо любить и беречь книгу»?
  4. Создание классной библиотечки « Почитай-ка».
  5. Операция «Книжкина больница».
  6. Конкурс рисунков « Золотая осень».
  7. Конкурс поделок из природного материала.
  8. Праздник-конкурс « Осень золотая в гости к нам пришла».
  9. Рейд Доктора Айболита «Чистые руки».
  10. Клуб почемучек « Вежливые слова».
  11. Конкурс стихов « Мамочка, милая, мама моя».
  12. Изготовление открыток « Дорогие наши мамы».
  13. Беседа « Птицы наши друзья».
  14. Операция «Кормушка».
  15. Клуб почемучек «Как отмечают Новый год в разных странах».
  16. Конкурс открыток «С Новым годом»!

17. Мастерская Деда Мороза.

18.Конкурс на лучшую елочную игрушку.

     19.Экскурсия «Зимняя сказка».

     20.Беседа «Береги здоровье смолоду». « Мой друг - режим дня».

    21.Беседа «Наши защитники».

    22.Конкурс стихов и рисунков «Мой папа».

    23.Рыцарский турнир « Эй, девчонки!  Эй, мальчишки!»

    24.Конкурс на лучшего чтеца.

    25.Изготовление поздравительных открыток ко Дню 8 Марта.

    26. Праздник наших мам.

    27. Клуб почемучек « Что такое космос?»

    28.Беседа « Как хлеб на стол пришел».

    29.Экскурсия в музей хлеба.

    30.Беседа «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь».

    31.Сбор макулатуры.

    32. Изготовление открыток «Спасибо, тебе, солдат»

    33.Заключительный праздник « Вместе весело шагать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетные направления и формы работы воспитания гражданственности и патриотизма в современной начальной школе.

Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения советских педагогов Н.С.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Сегодня патриотическое воспитание – это система...

Коллективное творческое дело в начальной школе

В статье описывается технология коллектиного творческого дела и приемы ее использования на конкретных примерах...

Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе

Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....

Обобщение опыта по теме : Реализация технологии коллективного способа обучения в начальной школе

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через техно...

Воспитание навыков культурного поведения у детей

Воспитание навыков культурного поведения у детейВысокая степень культуры относится к числу самых важных качеств личности человека. Каким же должно быть поведение наших детей? Что надо понимать под кул...

Курсовая работа на тему "Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе"

предмет математики изучается ребенком с дошкольного возраста и на протяжении всего периода обучения в школе, во-вторых, научиться быстро и правильно выполнять устные и письменные вычислительные действ...

Развитие коммуникативных навыков у детей начальной школы

Сценарий игры в группе продленного дня...