Час общения «Трудное слово «Нет!» Курение». 2 класс
классный час (2 класс) по теме

Писарева Татьяна Максимовна

Это  одно из системы занятий по социальной адаптации учащихся младших классов, которое способствует формированию ценностного, ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Я его также представляла как мастер-класс на краевом окружном семинаре в рамках I Титовских чтений в г. Алейске. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnoe.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудное

         слово  

              «Нет!»

                  Курение»

Час  общения  по  социальной  адаптации  

                      2  класс

    Сегодня  я  предлагаю  вам,  уважаемые  коллеги,  занятия  в  игровой  форме  по  теме

  Тема.   «Это  трудное  слово  «Нет!     Курение»

 Цели:

  • учить    детей    говорить  решительно  «Нет!»   в  жизненно   важных  ситуациях;
  • помочь      детям     осознать     ответственность      за     свой     выбор.

Задачи:

  • создание      условий      для     антинаркотического            воспитания;
  • коррекция            межличностных          отношений;
  • формирование  оценочных  суждений,  умения  анализировать  свои  поступки      и      поступки     своих     товарищей;
  • формирование     убеждения     в     том,       что     существует      много  безопасных        и       интересных        способов      проводить      время.

  План  занятия:

  1. Игра       в         «Ручеёк       с                комплиментами».
  2. Повторение  пройденного  на  предыдущем  занятии.
  3. Практическая       работа.
  4. Работа        по           теме             занятий.
  5. Этическая             игра               «Собери        букет».

Ход  занятия:

  1.  Игра  в  «Ручеёк  с  комплиментами»  (условия:  выбирая  пару  для  ручейка,    водящий    говорит      комплимент      своему     партнёру).

3  минуты 

  1. Повторение  пройденного.

- Работа  со  словарём  настроений.

-   Какое     у         вас             сейчас        настроение?                 Почему?

-  Ребята,  давайте  вспомним,  какую  проблему  нашего  Друга  Димы  мы    с     вами     обсуждали   на   прошлом  занятии.  В  какой  трудной  жизненной        ситуации      он        оказался?

   (Он  поддался  хитрым  приёмам  рекламы.        Манипулирование – управление     при     помощи    хитрости.    Реклама  преувеличивает  хорошие    свойства    товара,    а  также   скрывает  плохие,  чтобы  товар     раскупался.    Рекламу  обманула  Димку,  и  ему  захотелось  купить      сигарет.    Но     продавец        сделал     Димке     замечание, отчего   у  мамонтёнка  испортилось  настроение,  и  он  пришёл  за  советом  к  Другу).

  -  Давайте      вспомним,     что   важного   мы  посоветовали  Диме  для  того,     чтобы   к  нему  вернулись  светлые  мысли,  а  вместе  с  ними  и  хорошее  настроение?

   ( Не      слушать        рекламу,     так  как    она   часто  обманывает.

Рассказать  обо  всём  случившемся  маме,  чтобы  она  не  узнала  от  других.

   Извиниться  перед  продавцом,  и   тем самым  вернуть  к  себе  его  доверие ).      

  1.  Практическое  задание.

( На    столе    разложены    вырезки   из   газет  и  журналов  рекламы  пива,      табачных     изделий,      шоколада,       минеральной       воды ).

-  Ребята,    посмотрите,     пожалуйста,    повнимательнее    на  образцы  рекламы.     Есть     ли     среди    них    реклама  такого  товара,  который  является  жизненно  важным  для  человека?  

( Да,      это     реклама     минеральной     воды ).

  1. Работа  по  теме  занятия.

1.-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о вреде курения, об умении сказать «Нет!» в     жизненно-необходимых ситуациях и умении сделать правильный выбор. Давайте  немного поиграем. Я буду задавать          вопросы,     а    вы     отвечайте:  «Да»    или    «Нет».

-Вам     хотелось     бы     спать     в     ледяной     пещере?

-Вы хотели бы всю свою жизнь просидеть дома и никогда не выходить на улицу?

-Вы     любите      горькую      пищу?

-Вам     хотелось     бы    учиться        все    11    лет    без    каникул?

-Просто     ли       вам     было     говорить      «Нет»?      Почему?

-А были ли в вашей жизни такие ситуации, когда вам трудно было сказать «Нет»?     Почему?

(Возможно, детям предлагали обидеть кого-то, сказать кому-то неправду; съесть мороженое, когда болит горло; покататься  на машине с незнакомым человеком…)

-Что     мешает     нам     сказать     твёрдое «Нет»? (Нерешительность).

-Что      может    произойти,     если    не    сказать    вовремя   «Нет»?

(Если вовремя не сказать «Нет», это может привести к печальным последствиям,   а     человек    за    это    в    ответе.)

2.-Ребята, у нас в гостях снова Дима, и мы видим, что он держит цветок тревоги, значит, у него сейчас мысли, которые ему мешают, и настроение…

  - Давайте     пожалеем      Тимку,   такого   маленького   и  беззащитного.

  (Дети по кругу поочерёдно «жалеют» Друга,    прижимая  его  к  себе).

- Послушаем,  в какой ситуации оказался Дима и почему он пришёл к нам.

(Чтение текста из книги «Учитель-ученик, от сердца к сердцу невидимая нить», стр.11)

-Ребята,     что      мешало      Диме        сказать      «Нет»?     (Боязнь)

- Зачем  нужно  учиться  говорить  «Нет!»,  даже  когда  это  нелегко?

    И     вот   однажды    Дима  оказался в такой ситуации, что ему снова пришлось    обратиться    к     Другу.

  Во дворе, где играет Димка, есть не только мальчишки-сверстники, но и постарше. Дима очень любил заглядываться на старших.  Чем они там занимаются? Иногда они даже покуривали… И вот однажды Мамонтёнок, которому 12 лет, предложил Диме…закурить. Дима долго стоял и не знал, как поступить, что ответить. Вокруг так громко смеялись, но Дима очень хорошо помнил тот урок, который получил от продавца сигаретами. Да и ваши советы… Мамонтёнок   стоял-стоял… и вдруг побежал. Побежал под громкое улюлюканье, насмешки. Вдогонку ему неслось: «Трусишка, трусишка!».

-Ребята, как вы думаете, с какими мыслями он пришёл к нам? («Я плохой», «Я боюсь»…)

-А   вы    чувствуете     настроение     Димы?

-Что    же    можно    посоветовать   Диме,     чтобы    помочь         ему?

(Ребята     говорят     о    своём      решении)

Вывод:         Без боязни,   не убегая,    сказать       решительно:  «Нет!»

Выбирая, помни о том, что будет. Мы всегда получаем то, что выбрали   (опоры)

-Чтобы научиться сказать «нет», надо точно знать, что курение вредит здоровью.     Что     вы     знаете     о     вреде     курения?    (Дети отвечают)

3. Беседа

- Дым    сигарет    делает    пальцы    и     зубы   курильщика   желтыми.

- Изо    рта     курящего     плохо   пахнет.

- Курящий     слабо    различает     вкус     еды.

- Дым     сигарет    загрязняет     легкие    и    вызывает    кашель.

- Никотин     затрудняет     работу     сердца,     учащает     пульс.

- Курящий   человек   становится    напряженным,   раздражительным.

- А какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение?

(Одежда курильщика плохо пахнет; курение – частая причина пожаров; курящие подростки ссорятся из-за этого с родителями; на сигареты тратится много денег; в прокуренном помещении появляется устойчивый неприятный запах.)

- Как вы думаете, почему многие люди курят? (Трудно бросить. Никотин вызывает привыкание.)

Словарь

Никотин – основной  яд,  содержащийся  в  табаке,  вызывающий  привыкание.

Угарный     газ – один    из    ядов, содержащийся  в  табачном  дыме.

Привыкание – невозможность  бросить  курить  вопреки  желанию.

- Что    более    разумно?      (Не начинать курить)

- Ребята,     рассмотрите,    пожалуйста,     рисунки.    Чему    они  учат?

- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Вам спокойно? Есть уверенность в том, что в подобной ситуации вы сможете твердо сказать «Нет!»?    А    в     каком     настроении    уйдет    от     нас      Дима?

На следующем занятии мы продолжим разговор о вредном влиянии курения на наш организм, поговорим о том, совместимы ли красота и курение, спорт и курение.

Д/з – Подсчитайте с родителями, сколько денег можно потратить за год на сигареты, если человек выкуривает 1 пачку в день. Что полезного можно купить на эти деньги?

- Предлагаю поучаствовать в школьном конкурсе рисунков «Нет – курению!».

5. Этическая  игра  «Собери  букет».

- Ребята,  представьте  себе,  что  наступило  лето  и  вокруг  много  цветов.  Мы  поиграем  в  игру  «Собери  букет».  Возьмите  листок  бумаги  и  напишите  на  нём  название  цветка,  который  вам  больше  всего  нравится.  Представьте,  что  этот  листок  превратился  в  цветок,  название  которого  записано  на  нём.  Желающий  собрать  букет  может  «сорвать»  три  цветка,  которые  особенно  нравятся,  но,  срывая  цветок,  необходимо  назвать  самое  хорошее  качество  того  ученика,  у  кого  взяли  цветок.

  ( Далее  ученики  выходят  и  собирают  цветы / листы  бумаги/,  каждый  раз  называя  лучшие  качества  своих  одноклассников.  Последний  букет  собирает  учитель.  Он  берёт  «цветы» у  тех,  у  кого  они  остались,  и  называет  лучшие  качества  этих  учеников.  В  результате  нет  обиженных,  а  ученики  услышали  о  себе  хорошее.)

Будьте  здоровы,  пожалуйста!     

Самоанализ часа общения по теме: «Трудное слово «Нет!»»

В моем классе 13 учащихся: 6 девочек и 7 мальчиков. Двое учащихся, Шалавина И. и Кондауров А., - прибывшие.

Трое детей из неполных семей. Воспитываются одной матерью двое учащихся, матерью и отчимом – одна.

Двое учащихся – из многодетных семей

На учете неблагополучных состоит одна семья.

Двое учащихся (+ к 13) находятся на н/обучении. Семья также состоит на учете неблагополучных.

Я думаю, что такая вот краткая характеристика семей учащихся говорит о том, что моя работа, как классного руководителя, должна быть глубоко продуманной и системной.

Тема часа общения, на мой взгляд, очень актуальна, так как с нею связано много проблем. Поэтому основными целями данного занятия я определила:

-учить детей говорить «Нет» в жизненно важных ситуациях;

-помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

 И задачи, которые я посчитала необходимым реализовать на часе общения:

           -создание условий для антинаркотического воспитания;

           -коррекция межличностных отношений;

           -формирование оценочных суждений, умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей;

            -показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

           Форма данного часа общения – игра. Это, на мой взгляд, одна из форм ненавязчивого нравственно – ориентированного воспитания младших школьников, олицетворяющая принципы сопереживания, сопричастности и способствующая развитию и воспитанию учащихся.

            Я считаю, что материал к данному часу общения подобран удачно. Он достаточно научен. Я использовала не только информацию, данную министерством образования в программе по антинаркотическому воспитанию, 2003 г., но и этические игры, рекомендованные журналом «Начальная школа» (№ 8/2008 г.). Содержание, на мой взгляд, доступно для детей, интересно и полезно для родителей. А самое главное – актуально.

              Почему на занятиях по социальной адаптации (а это целая система) я сочла нужным активное участие детей? Я считаю, что для детей участие в таких ч/общения очень важно: оно имеет большое воспитательное значение, способствует формированию активной жизненной позиции,  пониманию общей  проблемы,   поиска  путей её решения, то есть социальной адаптации.

          Я считаю, что оформление доски, опоры, рисунки детей предыдущего выпуска, а также другие материалы, использованные мною, способствуют достижению основных целей и задач занятия.

                   

                             

                             

                                     

Приложения

                                 

Словарик   настроений

- беспокойное        - бурное

- боязливое             - жуткое

- возмущённое       - грустное

- мрачное                - сердитое

- нетерпеливое       - страшное

- обиженное           - горестное

- противоречивое  - серьёзное

- непонятное         - тёмное

- драчливое           - тревожное

- бодрое                  - весёлое

- волшебное           - тёплое

- загадочное           - радостное

- светлое                 - игривое

- задорное              - солнечное

- удивительное      - шутливое

- счастливое          - капризное

- ожидания            - нежное

- добродушное     - радужное

Такие  мысли  всегда

        помогут   мне:

- «Я  справлюсь»

- «У  меня  получится»

- «Я  научусь»

- «Всё  будет  хорошо»

- «Я  не  буду  бояться»         

Такие   мысли

   мне  мешают:

- «Я  плохой»

- «Я  не  умею»

- «Я  не  справился»

- «Меня  обидели»

- «Я  боюсь»

Выбирая,

 

           думай,

              что

                будет

                  потом…

Мы  

     всегда

          получаем

                    то,

                      что

                 выбрали…                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с учащимися 4 классов

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся  четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...

Особенности общения с учащимися 4 классов

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся возрастных особенностей учащихся  четвёртых классов. Знание психологических и физиологических особенностей школьников поможет педагогам в постр...

Методическая разработка на тему: «Уроки общения» для 2-4 классов.

Одно из занятий для учащихся 2-4 классов на тему общения и дружбы....

Час общения "Семейный бюджет" 3 класс

Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы....

Презентация к часу общения "Семейный бюджет" 3 класс

Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы....

Классный час на тему «Культура общения. Речевое поведение ». 3 класс

Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....