Час общения "Семейный бюджет" 3 класс
классный час (3 класс) на тему

Щапова Людмила Николаевна

Час общения "Семейный бюджет" построен в форме групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_semeynyybyudzhet_3kl.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

(УМК «Гармония»)

 3 класс

Тема: Семейный бюджет.

Цель: Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

 Задачи:

Образовательные:    1.  Познакомить обучающихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства,

                                          семейным  бюджетом.                                                                

                                      2.  Формировать представление о структуре семейного бюджета.

                                      3.  Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:           1. Формировать  целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои

                                          и традиции.

                                      2. Развивать познавательный интерес, речь детей.

                                      3.  Развивать умение делать оптимальный  выбор.

 Воспитательные:     1.  Формировать умение  работать в группе .

                                      2. Воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.

Оборудование: карточки - схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров,  список советов для экономии),

                            тесты, листы для самооценки.

Ход  занятия:

Этап

Время

Приложение

  1. Организационный момент.

2 мин

Эмоциональный и организационный настрой учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Здравствуйте, ребята!  Садитесь, пожалуйста.

   На часах общения мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы ответили на вопрос анкеты «Когда я испытываю чувство радости?»

Прочитав ваши ответы, мы еще лучше друг друга узнали. Мне было приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать, сопереживать. Очень радует и то, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от того что достигли каких-то успехов в учёбе, от общения с друзьями, родными. Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости (у детей было задание передать чувство радости в рисунке). Сегодня мы продолжим разговор о семье и ее жизни.  

- Определите свое настроение на начало урока.

(Приложение 1.)

 



   

Несколько учеников зачитывают свои ответы.








Рисунки выставлены на магнитную доску.

Этап

Время

Приложение

  1. Актуализация знаний.

4 мин

Актуализация знаний детей о государственном бюджете и основных экономических понятиях.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что такое государственный бюджет?

- Что обозначает выражение «денежная сумка»?

- Как называются деньги, которые в нее кладут?

- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?

- Что составляет доходы государства?


На доске схема:



Государственный бюджет


      Доходы                                                    Расходы

  1. Образование
  2. Здравоохранение
  3. Армия
  4. Милиция
  5. Наука
  6. Культура
  7. Охрана природы
  8. Пенсии
  9. Стипендии
  10. Пособия для детей

 - План доходов и расходов государства.

- Бюджет.

- Доходы.

- Расходы.


- Налоги граждан и организаций.


   


Этап

Время

Приложение

  1. Постановка проблемы.

3 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?

- Может ли у семьи быть свой бюджет?

- Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете,  из чего  складывается семейный бюджет?

- Какая же будет сегодня тема урока?

 Варианты детей.


- Семья.


-Да.


- Из доходов и расходов.


- Семейный бюджет.

   

Этап

Время

Приложение

  1. «Открытие» детьми нового знания.

10 мин

Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-На занятии у нас сегодня 4 группы – 4 семьи.

- Выберите фамилию своей семье.


- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?

на доске схема:




Семейный бюджет

 

                 Доходы                                       Расходы




- Так что такое доход семьи?


Практическая работа в группах.

- У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет.

(Приложение 2.)


- Выслушаем, что у вас получилось.

- Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

- Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.

- А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

- Что получилось? Однако  бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

 Дети сидят группами. 



- Заработная плата – родители.

Пенсия – дедушки и бабушки.

Стипендия – студенты.

Пособие – на ребенка.

Гонорар – авторское вознаграждение.






- Сумма, заработанная членами семьи за месяц.

   


Дети работают в группах.





Заслушиваем представителей каждой группы.

 Предположения детей.




Ученики подсчитывают сумму.


Этап

Время

Приложение

Физкультминутка.

2 мин

Мышечная и эмоциональная релаксация.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Под весенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

  Ученики выполняют соответствующие  движения.



   








Этап

Время

Приложение

  1. Первичное закрепление.

5 мин

Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как  могут распределиться доходы и расходы?


- Какая формула будет лучшей?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?  Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках,  что такое дефицит.

(Приложение 3.)

Что в этом случае надо делать?


- На чем можно сэкономить?  




- Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?

- Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

- Доходы = расходы

  Доходы > расходы

  Доходы  < расходы


- Та, в которой доходы больше, чем расходы.



 - Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.

- На сладостях и излишествах в еде.

- На транспорте (пользоваться проездным).

- На коммунальных услугах (экономия электричества).

- На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).

 Предположения детей. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам.


Этап

Время

Приложение

  1. Самостоятельная работа.

6 мин

Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?

- А непредвиденные расходы?

- Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?


- Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?


- Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.

 



   - Лотерея, премия, наследство.

   -Болезнь,  несчастье.

Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать  из предложенных вариантов верные утверждения. (Приложение 4)

- Нужно много трудиться.




Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Этап

Время

Приложение

  1. Повторение.

8 мин

Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сейчас вам предстоит в группе решить тест.

(Приложение 5)

- Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?

- Абсолютно верно! Молодцы!


-  Ребята, на наш  электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»


  1. Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.
  2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.
  3. Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.
  4. Спортсменам  лыжникам для поездки на соревнования.

- Обсудите в своей « семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся  и прокомментируйте свой выбор.

- Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:


Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, - в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.


  Ученики в группе выполняют тест.

   



- Бюджет.






Выполняют задание в группах,  слушаем представителей от групп.

Этап

Время

Приложение

8 . Итог урока.

2 мин

Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1). Рефлексия.


- Зажмите руку в кулак и

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,

Кто хорошо потрудился – средний,

Кто помогал работе в группах – указательный,

Кому урок понравился – большой.

- Всем спасибо за работу на уроке!


2). Самооценка своей деятельности.  Оценка настроения в конце занятия.


3) Домашнее задание.

- Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.

- Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

 



Дети выполняют.








Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу.

   


Приложение 1.

Лист оценивания настроения в начале и конце урока.

Моё настроение

В начале






В конце

Приложение 2.

Список товаров и услуг

Товар или услуга

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства

5

Продукты

50

Одежда

10

Обувь

10

Бытовая химия

4

Транспорт

10

Велосипед

15

Музыкальная (спортивная) школа

10

Книги

5

Компьютер

40

Игрушки

5

Платежи и налоги

30

Диски с мультфильмами

6

Посещение цирка

6

Посещение боулинга

7

Туристическая поездка

80

Поход в кино

4

Мороженое, конфеты

5

Фрукты

8

                                                                                        Сумма расходов





Приложение 3.

Дефицит  –  превышение расходов бюджета над доходами.

Экономия – бережливое ведение хозяйства.

Жа́дный  –  стремящийся получить побольше, не желающий   делиться тем, что имеет.

Экономный – бережливо расходующий что-нибудь,  соблюдающий  экономию.

Приложение 4.

Советы по экономии семейного бюджета

Совет

Ваш выбор

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома,  выключайте свет.

Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику.

Бережно относитесь к своим вещам.

Чаще пользуйтесь услугами такси.

Сходил в магазин – оставь сдачу себе.

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону.

Приложение 5.

Тест

Вопросы

Варианты ответов

1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

Я)  расходы

Е)  проценты

Ю) доходы

3. Авторское вознаграждение это:

Б) зарплата

Г) налог

Д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) гонорара



Доходы = расходы

Доходы > расходы

Доходы  < расходы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...