формирование личностных и метапредметных УУД
учебно-методический материал по теме

Екатерина Николаевна Терещенко

Формирование личностных и метапредметных УУД младших школьников во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tereshchenko_vystuplenie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

педагог-психолог Терещенко Е.Н.

ДООспЦ на базе МБОУ СОШ №16 г. Владимира

Организация взаимодействия с учащимися по формированию личностных и метапредметных компетенции

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся, которые хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия — к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.

      Рабочая программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (уроки психологии в начальной школе) автор Хухлаева О.В. Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением. Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование личностной и метапредметной компетенции младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Цель курса психологических занятий:  формирование личностной и метапредметной компетенции младших школьников через освоение универсальных учебных действий.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 -осознание себя с позиции школьника

-  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

- способность справляться со страхами, обидами, гневом

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

- умение справляться с негативными эмоциями

-  стремление к изучению своих возможностей и способностей

- успешная адаптация в социуме.

 Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Формирование личностной компетенции обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; — нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Первый класс

Первой темой изучаемой на занятиях по психологии в первом классе, является тема «Я – школьник», которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния.

В целом за целый год обучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и адаптации к новой школьной жизни.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста;

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя;

учиться исследовать свои качества и свои особенности;

учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя;

учиться наблюдать;

моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах;

учиться работать в паре и в группе;

выполнять различные роли;

слушать и понимать речь других ребят;

осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

  Второй класс

Во втором классе ребята изучают 3 темы: «Вспомним чувства»; «Качества людей»; «Какой я – какой ты».

Регулятивные УУД:

учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;

учиться прогнозировать последствия своих поступков;

определять и формулировать цель  в совместной работе с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;

строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок, фото);

делать выводы в результате совместной работы в группе;

учиться графически оформлять изучаемый материал;

моделировать различные ситуации;

усваивать разные способы запоминания информации.                

Коммуникативные УУД:        

учиться позитивно проявлять себя в общении;

учиться договариваться и приходить к общему решению;

учиться понимать эмоции и поступки других людей;

овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

 Третий класс

В третьем классе ребята будут изучать темы: «Я фантазер», «Я и моя школа», «Я и мои родители», «Я и мои друзья», «Что такое сотрудничество».

Предполагается, что к окончанию третьего учебного года, дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Четвертый класс

В четвертом классе ребята будут изучать следующие темы: «Кто я? Мои особенности и возможности», «Мой класс и мои друзья», «Мое прошлое, настоящее, будущее».

Предполагается, что к окончанию четвертого класса у ребят сформируются следующие УУД: 

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;

извлекать необходимую информацию  из текста;

определять и формулировать цель в совместной работе;

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;

обогатить представление о собственных возможностях и способностях;

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;

адекватно воспринимать оценку учителя.

КоммуникативныеУУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учиться контролировать свою речь и поступки;

учиться толерантному отношению к другому мнению;

учиться самостоятельно решать проблемы в общении;

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;

формулировать своё собственное мнение и позицию;

учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Средствами формирования УУД  служат психогимнастические и ролевые игры, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные  и когнитивные методы.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.   

 Используемые методы: социометрия (1-4 класс), «Лесенка» (1- 4 класс), «Оценка школьной мотивации» (1-2 класс), «Незаконченные предложения» (3-4 класс), «Тест школьной тревожности» (3-4 класс).

По результатам проведенных исследований выявлена положительная динамика в развитии личности учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа психологических занятий в начальной школе способствует формированию личностной и метапредметной компетенции младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» - сценарий проведения урока с представлением эффективности данного урока с точки зрения формирования личностных, метапредметных и предметных компетенций.

Конспект урока по математике во 2 классе по теме: "Взаимно обратные арифметические действия". Система Занкова. С презентацией к уроку....

Диагностическое сопровождение формирования личностных и метапредметных результатов в условиях внедрения ФГОС

Данный материал поможет учителям при оценке достижения планируемых результатов....

Формирование личностных и метапредметных планируемых результатов обучения в условиях урочной и внеурочной деятельности на примере УМК «ПНШ».

На базе нашей школы был создан муниципальный информационно – консультационный центр « Перспективная начальная школа» и «Предшкола нового поколения»....

Семинар на тему: "Формирование личностных и метапредметных результатов у младших школьников"

Этот материал можно использовать для учителей начальных классов...

ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.

ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...

Формирование личностных и метапредметных УУД на логопедических занятиях у младших школьников

Формирование личностных и метапредметных УУД на логопедических занятиях у младших школьников...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...