Папка по самообразованию учителя начальных классов
учебно-методический материал по теме

Материалы, которые помогут учителю начальных классов в подготовке уроков по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»

ПАПКА

ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя начальных классов

Косыревой Елены Викторовны

2013-2014 учебный год

Содержание

1. Общие сведения.

2. Сведения о повышении квалификации.

3. Тема самообразования, цель, задачи.

4. План работы по самообразованию.

5. Формирование ИКТ-компетентности учащихся.

6. ИКТ-компетентность учителя.

7. Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя.

8. Отчёт по теме самообразования: «Современный учитель – активный Интернет-пользователь».

9. Результаты деятельности.

10. Участие моих учеников в сетевых конкурсах и проектах.

11. Создание персонального сайта.

12. Моё  участие в сетевых конкурсах, конференциях.

13.Публикации на сайтах.

14.Свидетельства о публикациях на сайтах, порталах.

  1. Общие сведения:

Ф.И.О.         Косырева Елена Викторовна  

Занимаемая должность: учитель начальных классов 

Место работы: филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»

Образование: высшее,  окончила Рязанский педагогический университет в 2013 году по специальности «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация  учителя начальных классов.

Дата поступления на работу: 07. 01. 2008 г. 

Стаж педагогической работы: 6 год

Присвоена первая квалификационная категория сроком на 5 лет. 

Аттестацию прошла 21.19.2010 года 

Педагогическое кредо: «Уча других, мы учимся сами»

  1. Сведения о повышении квалификации

РИРО, 2008 - 2009 гг., № 1143

-  «Реализация технологи деятельностного метода обучения в начальной школе»;

- «Личностно-ориентированное обучение младших школьников»;

- Деятельностное содержание начального образования, обеспечивающее переход на госстандарт второго поколения»;

- Спецкурс «Формирование рефлексивных умений на уроках математики»

РИРО, 2011 г., № 6187

- «ФГОС нового поколения: содержание, механизмы внедрения и условия реализации (дистанционное обучение)

Тема самообразования: «Современный учитель - активный Интернет-пользователь»

Цель: формирование ИКТ-компетентностей учителя и учащихся в аспекте требований ФГОС начального общего образования.

Задачи:

  • активное использование учителем и учащимися  средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
  • развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ИКТ - компетентностей и повышения мотивации учащихся к учению;
  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.

Предполагаемый результат:

  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • создание персонального сайта;
  • регистрация на педагогических сайтах, публикации авторских работ;
  • оказание практической помощи коллегам;
  • участие в интернет-конкурсах и в интернет-проектах с учащимися.

Форма отчета по проделанной работе:

  • выступление на заседаниях ШМО и педсовете.

План работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

1. Диагностический

1. Анализ затруднений: как формировать ИКТ-компетентность ученика?

2. Постановка проблемы. Вовлечь учеников в освоение интернет-пространства.

3. Изучение литературы, интернет-возможностей, имеющегося опыта по проблеме.

Сентябрь, 2013г.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой. Помочь учащимся осознать необходимость приме-нения ИКТ в учебной и внеурочной деятельности.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов: участие с детьми в интернет-конкурсах и проектах.

Октябрь, 2013г.

3. Практический

1. Система мер, направленных на решение пробле-мы: создание персонального сайта, регистрация на педагогических сайтах, обучение учащихся работе на компьютере в разных программах, обучение работе в интернете.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Весь год

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Март-апрель, 2014г.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

 

Формирование ИКТ-компетентности учащихся

Цель:

  • развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации;
  • обучение самостоятельному  приобретению  знаний

      Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

      Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

      Эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю включение учащихся в проектную деятельность.

ИКТ-компетентность учителя

        ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

        ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

      Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя : 

     (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса:
  • материалы для урока,
  •  тематическое планирование ,
  • мониторинги по своему предмету,
  • различные отчеты по предмету,
  • анализ процесса обучения, и т.д.
  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
  • школьная сеть,
  •  электронная почта ,
  • oсоциальная сеть (Дневник.ру, …),
  • oсайт (раздел сайта),
  • форум ,
  • Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации),
  • блог (сетевой журнал или дневник событий),
  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Филиал МОУ «Чулковская СОШ» «Секиринская ООШ»

                                                                       

Отчёт по теме самообразования:

 «Современный учитель –

активный Интернет-пользователь»

Косырева Елена Викторовна,

 учитель начальных классов

Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, учитель должен быть ИКТ- компетентен во многих вопросах.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

 Сейчас уже неоспорим факт применения ИКТ на уроках. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.  Одна из главных целей в использовании ИКТ на уроке – это повышение качества образования. Но, а что даёт самому учителю применение ИКТ-технологий?

Учитель может вести блог, страничку зарегистрироваться на педагогических сайтах и получать методическую помощь от учителей всей страны, размещая материалы на сайтах, вы имеете возможность получать сертификаты о публикации необходимые при прохождении аттестации, принимать участие во Всероссийских конкурсах.  Давайте разберёмся, что же такое блог и каковы его возможности.

Блог[1] (blog - англ.) - дневник, сетевой журнал одного или нескольких авторов,  основное содержание которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.

Блоггер\блогер (blogger) - человек, ведущий блог.

Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.

С ведением блога появляется возможность

  • обмениваться информацией,
  • осуществлять обратную связь с коллегами, родителями, учениками,
  •  анализировать и обобщать свой собственный опыт.

В последние годы интерес и потребность в Internet-блоге очень возросли. На мой взгляд, в школы приводят своих детей новое поколение родителей, обладающее высоким уровнем компьютерной грамотности. Учитель должен соответствовать требованиям и запросам времени.

Первый сайт, где я зарегистрировалась был сайт ПроШколу.ру

Так, 2 года назад у меня появилась личная страничка - блог на портале http://www.proshkolu.ru/

Почему именно на этом сайте? Потому, что это

  • бесплатный школьный портал, на котором можно пообщаться с тысячами других школ, учителей и учеников,
  • разместить фото-, видеоинформацию,  документы, презентации,
  • получить компетентную помощь и поддержку миллионной аудитории учителей и т.д.

В настоящее время проявляется большой интерес к образовательным блогам, т.к. в них размещаются педагогический опыт, идеи, размышления, инновационные приемы, методы, способствующие достижению целей уроков или занятий.

По своему функциональному применению, реализуемый в педагогической деятельности блог, относится к категории  личных профессиональных блогов. Это некий "монолог на тему", прерываемый и направляемый комментариями, вопросами, рекомендациями блоггеров.

В процессе ведения блога можно:

  • получить навыки в работе с персональным компьютером, освоить новые компьютерные программы, непрерывно совершенствовать свои знания в области ИКТ и делиться ими с учениками;
  • расширить кругозор;
  • участвовать в диалоге с представителями учительских сообществ, получить нужную информацию, помощь или поддержку, а также, услышать компетентное мнение по интересующему  вопросу, комментировать достижения коллег из разных уголков России, а также делиться  с ними результатами своего труда;
  • систематизировать накопленный опыт, обобщить результаты самообразования, саморазвития.

Таким образом, у педагога, ведущего блог, формируются и развиваются профессиональные компетенции, растёт педагогическое мастерство и творчество.

***

Размещать свой методический материал можно и на известных педагогических сайтах, где кроме общения вы ещё получите и сертификат о публикациях.

Имею публикации на интернет-ресурсах:

http://nsportal.ru/arakelyan-violeta-amayakovna 

Можно вести страничку на школьном сайте. Адрес сайта: www.seminskoe.jimdo.com/1-класс-работаем-по-новым-стандартам/

****

Персональный сайт

Каждый учитель имеет огромный запас методических материалов. Всё это можно разместить создав свой персональный сайт. Так я и поступила.

Создала свой сайт с методически богатым содержанием.

Адрес сайта  www.prosckolniy.jimdo.com

Становясь активным интернет-пользователем вы приобретаете новых друзей, находите поддержку и помощь в решении проблем и сами можете оказать помощь другим педагогам.

Уважаемые коллеги, пробуйте, узнавайте новое, совершенствуйтесь. Желаю Вам успеха. Дающий - приобретает! Попробуйте, у Вас получится!


Создание персонального мини-сайта

Сайт «Прошкольный»  Адрес сайта:  www.prosckolniy.jimdo.com

Моё  участие в сетевых конкурсах, конференциях

 Публикации на сайтах:

http://nsportal.ru/arakelyan-violeta-amayakovna 

Свидетельства о публикациях на сайтах, порталах:

"Педагогический мир",  "Педагогическая газета",  "На урок!", «Нуми», "Продлёнка", «Инфоурок.ру», «Видеоуроки в сети Интернет», «ИграЗа.ру».

Название проекта

Участники проекта от ОУ

Адрес проекта в Интернете

Прямая, действующая ссылка  на web-страницу

Результат

1

2

3

4

5

6

7

8




Предварительный просмотр:

Основные этапы современного урока

№ пп

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

(оргмомент)

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Целеполагание и мотивация

(подготовка к основному этапу занятия)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Актуализация знаний учащихся

(постановка проблемы)

Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ

Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.

5

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

6

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

7

Первичное закрепление

(организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

(творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.

9

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу,

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

10

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

12

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.



Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока:

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

 Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений 

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

Личный план самообразования учителя начальных классов

Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...

План по самообразованию учителя начальных классов

Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

Отчет учителя о проделанной работе за 2016-2017 учебный год (дорожная карта по самообразованию) учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны

В данной статье представлен отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год  учителем Яковлевой Екатериной Владимировной и ее воспитанниками...