Классный час. День Конституции. 2 класс
классный час (2 класс) на тему

Диденко Лариса Петровна

  Дети знакомятся с понятиями «закон, право, обязанность»;  с символикой РФ: флагом, гербом, гимном; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_konstitutsii.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

                           Классный час «День Конституции»

Цели и задачи: дать представление о Конституции; сформировать понятия «закон, право, обязанность»; ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну, развивать чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории России.

Оборудование: презентация, картон, клей,  полоски белого, красного, синего цветов.

1. Поздравление с началом учебного года.

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы вновь все собрались после долгих летних каникул.

Пролетело лето, как комета.

Листья на деревьях пожелтели,

Кончились каникулы и лето,

Птицы лишь пока не улетели.

Прозвучал знакомый школьный вальс,

На уроки, приглашая вас.

2. Постановка темы и цели урока

Очень много стран на свете. Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(возможные ответы)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент

Главных много, выбирайте! Там – король, здесь президент.

Только главным во всех странах будет все же лишь один –

Житель он своей страны, своей Отчизны ГРАЖДАНИН!

- Кто же самый важный в любой стране, и в РФ в том числе? (граждане, люди, народ)

- Как называется документ, удостоверяющий, что родился новый гражданин РФ?

- Но полноправным гражданином становится человек тогда, когда получает … (паспорт)

- Во сколько лет это происходит? (в 14 лет)

- Подумаем над словосочетанием «полноправный гражданин». Что оно означает? (имеет определенные права)

- Но кроме прав каждый гражданин имеет перед государством еще и … (обязанности)

- Недалеко то прекрасное время, когда вам исполнится 14 лет, вы станете полноправными гражданами РФ. И перед вами возникнет ряд вопросов:

- А знакомы ли вы со своими правами? Готовы ли исполнять перед государством все обязанности? Знаете ли вы, какие документы вам могут помочь с ними ознакомиться?

 Сегодня на классном  часе  мы познакомимся с  основным  законом   государства – Конституцией РФ. СЛАЙД №1

3. Открытие новых знаний.  

•        Когда и как была принята Конституция РФ? СЛАЙД №2

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. В этом году мы будем отмечать 20-летие принятия  Конституции РФ.

•        Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.

  • Поговорим о наших правах. СЛАЙД №3

Родился гражданин страны. Как вы думаете, каким первым правом он воспользовался?

 – ПРАВОМ НА ЖИЗНЬ

У каждого из вас есть свой дом, своя квартира. Может ли кто-то выселить вас из вашего жилья? Значит, какое право имеет каждый из вас?

- ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА

Имеют ли ваши родители каждый год отпуск? Благодаря какому праву?

- ПРАВУ НА ОТДЫХ

Вспомним 4 декабря. Это был очень важный день для нашей страны. Что это был за день? (день выборов). Каким правом в этот день мог воспользоваться каждый гражданин страны?

- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И БЫТЬ ИЗБРАННЫМ.

- А со сколько лет гражданин может пользоваться этим правом? (с 18 лет)

- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

- ПРАВО НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

- ПРАВО НА ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

- Как часто мы пользуемся этими правами?

- Являются ли важными права в нашей жизни?

Подумаем, если существует право защищать свои права, значит, есть и от кого их защищать. К сожалению, в нашей жизни подчас права граждан нарушаются. И чтобы уметь их защитить, нужно в первую очередь о них знать. Попробуем на примере сказочных персонажей рассмотреть ситуации нарушения прав граждан.  СЛАЙД №4-7

- Каким правом пользовался каждый из вас? (Каждому гарантируется свобода мысли и слова.)

- Итак, мы с вами говорили о правах граждан РФ. Но перед гражданами стоит и ряд обязанностей перед государством.

  • Обязанности граждан

- Как вы понимаете, что такое обязанности?

(обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.)

- Как вы думаете, прописаны ли обязанности граждан в Конституции? СЛАЙД №8

  • Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  • Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  • Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
  • Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

- А есть ли у вас сейчас какие-либо обязанности?(обязанности ученика, домашние обязанности)

- Кому сложнее всего соблюдать обязанности ученика? (первоклассникам)

- Почему? (Им тяжело к ним привыкнуть: это в школе нельзя, то совсем нельзя.)

Игра «Да – нет!» Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?  Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? Нет!

– Защищён ли человек законом?  Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?  Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!

– Может ли человек владеть имуществом?  Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?  Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? Да!

В соответствии со ст. 70 Конституции РФ закреплена символика нашего государства.

Все мы должны граждане страны, поэтому должны знать и почитать символы своего государства. Назовите их (флаг, герб, гимн)

  • Что представляет собой государственный флаг? Форма?

Сколько цветов имеет государственный флаг? Какие?

Вот так выглядит флаг РФ СЛАЙД №8

Как вы думаете, что символизирует каждая полоса?

1 полоса – белого цвета – символизирует чистоту, мир, правду, благородство.

2 полоса – синего цвета – символизирует небо, верность, веру.

3 полоса – красного цвета – символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

  • Следующий символ – это герб. СЛАЙД №9

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства,  изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах

. -Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.

- Что представляет собой Государственный герб России?           Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.   В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.  Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.

  • Следующий символ – это гимн СЛАЙД №10

Гимн – это торжественная песня в честь государства. Музыка – Георгия Александрова. Текст – Сергея Михалкова.

-Какое существует правило для граждан, когда звучит гимн РФ? Где мы можем услышать гимн?

                                                              Слушаем гимн

   - Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

  • Глава государства

-Ребята, скажите, а кто является главой нашего государства? (Президент)

- Кто знает, как его зовут? (Путин Владимир Владимирович) СЛАЙД №11

 - Слово «президент» в переводе означает «сидящий впереди». Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. Он руководит нашей страной, издаёт указы и распоряжения, подписывает законы, ведёт международные переговоры. В Конституции записаны права и обязанности Президента. Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России. Это значит, что Президент обязан произнести, то есть сказать, слова президентской присяги. Эти слова записаны в Конституции, и произнести их Президент должен в Кремле, где специально для этого собирается очень много серьёзных и взрослых людей — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и судьи Конституционного суда Российской Федерации.

4. Итог.

Сегодня мы познакомились с главным законом РФ.

– Как он называется?

- Когда празднуют День Конституции?

- О чём говорится в главном законе страны?

5. Инструктаж по ТБ (ПДД, правила поведения в школе, во внеурочное время)

6. Краткая беседа по ЗОЖ (режим, прогулки, занятия спортом, правильное питание и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"День Конституции"

Наш классный час, посвящается дню независимости или как он назывался раньше - это день Конституции РФ....

Классный час "День Конституции РФ"

Конституция -основной закон жизни граждан нашей страны. Основные символы нашей Родины. Введение понятий "геральдика", "скипетр", "держава"....

Классный час "День конституции"

12 декабря 2013 года отмечаем 20-летие основного закона РФ...

Классный час "День Конституции" 2-3 класс

Дети познакомятся с датой принятия Конституции, научатся слушать Гимн, поиграют, узнают слова присяги президента....

Классный час: "День Конституции!" 3 класс

Сформировать у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона  России....

Методическая разработка классного часа "День конституции РФ" 1 класс

Занятие  помогает раскрыть понятия «закон, порядок, право»; даёт представление о Конституции; знакомит учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывает гордость за свою стра...

Классный час "День Конституции России" в 1 классе

Воспитательное мероприятие по формированию и развитию нравственности, гражданственности, патриотизма на основе литературных сказок. Классный час...