Роль народных игр в сохранении и укреплении здоровья младших школьников
методическая разработка по теме

Карелина Алия Реуфовна

Несколько подвижных игр, которые без труда можно проводить как в закрытом помещении, так и на свежем воздухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль народных игр в сохранении и укреплении здоровья младших школьников

Правильная организация обучения младших школьников имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы знаний, недостаток которых бывает трудно, либо совсем невозможно восполнить впоследствии. Требования, предъявляемые первоклассникам, должны соответствовать их психофизиологическим возможностям.

Новые СанПиНы устанавливают требования к организации учебного процесса. Так максимально допустимая нагрузка при 35 мин. Продолжительности уроков в первом классе при пятидневной учебной неделе составляет 25 часов, во 2-4 классах при шестидневной неделе 27часов.

Сложной и грудной задачей оказывается введение вчерашнего дошкольника в рамках школьной жизни.

Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. С другой стороны для невидимая работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается весьма значительной нагрузкой. Мы видим, что школа снизила их двигательную активность почти наполовину, зато нагрузку, связанную с сохранением рабочей позы, резко увеличила. Именно в связи с этой нагрузкой, устают дети, занимаясь в школе и выполняя уроки дома. Принимая во внимание анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности, а так же гигиенические требования, педагоги могут облегчить ^триход детей к новой их деятельности, помочь им успешно учиться без ущерба для здоровья. Более того, они должны помнить, что укрепление здоровья, нормальный рост и развитие детей остаются залогом в обучении. И чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, надо чтобы отдых был более эффективным, этому помогают подвижные народные игры.

Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики: испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желанием обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представления об окружающем мире, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития, т.е. все то, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и

регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Задача педагога заключается в том, чтобы научит детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход их критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.

В качестве примера приведем несколько подвижных игр, которые без труда можно проводить как в закрытом помещении, так и на свежем воздухе.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, напевая песенку: У медведя во бору

Грибы ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов песни. Дети, в зависимости от поведения медведя, могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Русская народная игра «Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, гусь, утка, кукушка. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал. На сигнал «Филин» все птицы стараются занять места в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры: дома птиц и дом филина надо располагать на возвышении. Птицы летят в дом по сигналу или как только филин поймает одну из них.


Русская народная игра «Горелки»

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий-горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу убегу.

Раз-два не воронь,

А беги, как огонь!!!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает впереди колонны с ним, а тот, кто остался без пары горит. Правила игры: Горилка не должен оглядываться. Он догоняет играющих игроков сразу же, как они пробегут мимо него.

Русская народная игра «Зарница»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один играющий - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница        Ключи золотые,

Красная девица.        Ленты голубые

По полю ходила        Кольца обвитые,

Ключи обронила.        За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры: Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий не выберет, кому положить на плечо ленту.

Русская народная игра «Блуждающий мяч»

Все играющие. Кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.

Игра повторяется.

Правила игры: Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников....

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...

Авторская программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путешествие в страну Здоровье"

Программа формирования здоровья учащихся направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развития у младших школьников интереса  к вопросам здоровья, воспитание ответственности за ...