Главные вкладки

    «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»
    статья по теме

    Савельева Татьяна Ивановна

    «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_na_temu.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья на тему:

    «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе»


              «Когда нет здоровья, молчат мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум» (Геродот)
               

                   Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровье – категория не вечная. Человек, как и любое живое существо, подвержен воздействию различных факторов, окружающих его в процессе жизнедеятельности.  По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и сниженную резистентность, в первом классе составляют 22 – 25 процентов. К четвёртому  классу число практически здоровых детей резко снижается. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество здоровьем, которое необходимо каждому человеку прежде всего для того, чтобы активно жить. У здорового человека есть возможность достичь в жизни определённых целей, в более полной мере реализовать себя.

    Значительное влияние на состояние человека оказывает избранный им образ жизни.. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных технологий в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.

     Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, которые ориентированы на формирование у ребёнка позиции признания ценности своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По мнению академика Н.М.Амосова, для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия. Установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия. В связи с этим приобретает значимость проблема поиска эффективных педагогических технологий, способствующих развитию у учащихся валеологической культуры, приобщению их к здоровому образу жизни. Для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

          Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
    Они помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
    Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.  Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. 
     
    Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому  учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

    Сохранению психического здоровья учащихся способствует доброжелательный микроклимат  в классах (эмоциональная комфортность, призванная  обеспечить эмоциональное тепло, поддержку каждому ребёнку, доброжелательность во  взаимоотношениях, основанная на принятии  ученика как личности).  Для повышения умственной работоспособности детей на уроках, предупреждения наступления переутомления и снятия мышечного напряжения проводятся физминутки:   

    -упражнения для снятия общего или локального утомления;

    -упражнения для кистей рук;

    -гимнастика для глаз;

    -гимнастика для улучшения слуха;

    -упражнения, корректирующие осанку;

    -дыхательная  гимнастика.

    Упражнения для мышц рук.
    1) «Моя семья»
    Этот пальчик- дедушка,
    Этот пальчик- бабушка,
    Этот пальчик- папочка,
    Этот пальчик- мамочка,
    А вот этот пальчик – я,
    Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
    2) «Капуста»
    Мы капусту рубим-рубим,
    Мы капусту солим-солим,
    Мы капусту трём-трём,
    Мы капусту жмём-жмём.
    (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.)
    3) «Мы наши пальчики сплели
    И вытянули ручки.
    Ну а теперь мы от Земли
    Отталкиваем тучки.»
    ( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
    4) «Руки мы на стол положим,
    Повернём ладонью вверх.
    Безымянный палец тоже
    Хочется быть не хуже всех.
    ( Дети кладут правую руку на парту ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец. Затем проделывают то же самое левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.)
    7. Упражнения для глаз.
    По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
    Вот некоторые элементы этой гимнастики:
    • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
    • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
    • Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
    • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
    • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
    • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
    • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
    8. Физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей. ( В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1-2-3-4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не прост «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно- моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.        

      Используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

    Упражнение «Комплименты».

    Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

    Игра «Вам - сообщение».

    По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

    Игра «Подарок».

    Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

    Методика «Утренний сбор».

    Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

    Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

    Медитативно - релаксационные упражнения.

    1.Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

    ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

    2.Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки.

    Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

    3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

    Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Я прошу представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

    Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.Часто применяется игровая технология. Широко используются  нестандартные уроки: уроки-игры, уроки–соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. 
               Используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.
     

              Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.
    Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
    Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Пальчиковая гимнастика, используется с целью развития мелкой моторики и активизация речи. Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.
                  Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаются воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия.
     
        Использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет результаты учебной деятельности. Исследования психолога показали, что дети в школу идут с хорошим настроением, в классе чувствуют себя комфортно. Любое дело, начинание, конечно же, опирается на сотрудничество с родителями. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. Поэтому опираться в своей работе надо на поддержку родителей. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»). Необходимо давать рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка.
     
           Нельзя говорить о здоровом образе жизни, не имея понятия о правильном питании. «Разговор о правильном питании» предусматривает активное вовлечение в работу родителей, которые помогают в классных, школьных мероприятиях. Они знакомятся с основными принципами организации здорового питания детей, стараются организовать правильное питание в семье. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
    Надеюсь, что все перечисленные выше здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных нам детей. Часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам, педагогам.
      Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром.

    «Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полнотевсех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».  В.А.Сухомлинский

    Аксиомы здоровья

         Человек - храм здоровья, любви и красоты. Если хочешь прожить счастливо, сотвори его в своем теле и душе.

         Желай себе и всем людям Добра, Красоты и Здоровья. Пусть Вера, Надежда и Любовь тебе помогут в этом.

            Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.

            Во всем знай меру: в труде, отдыхе, питании, любви. Здоровье ― это мудрость веры во всем.

            Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака и наркотиков ― они губят тело и душу. Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти, жадности.

            Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка ― отдохновение для уставших, дневной свет для тек, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.

            Научись  сдерживать  свои эмоции,  страсти,  гнев.  Не  кичись  знаниями, гордись умением и волей.

           Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) + Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность). Говори себе постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.

            Запомни! Посеешь поступок ― пожнешь привычку; посеешь привычку ― пожнешь характер; посеешь характер ― пожнешь судьбу!

           Помни! Здоровье не все, но все без здоровья ничто! Здоровье ― не только    физическая сила, но и душевное милосердие.

          В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

    Литература
    1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
    2. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
    3. Семенкова Т.Н. Реструктуризация сельской школы: опыт, проблемы, перспективы.
    Кемерово: КРИПК и ПРО. 2005.
    4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.
    5. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград:
    Учитель. 2005.
    6. «Энциклопедический словарь русской цивилизации», М., 2000.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Методические рекомендации для учителя...

    "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

    В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

    Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

    Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

    Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

    Описана результативность использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Представлены комплексы упражнений....