Час общения на тему "Добро и зло".
материал (4 класс) по теме

Карымова Эльмира Равилевна

Час общения начинается с песни "Дорогою добра" .Включила разные игры: игра в "Дождик", "Сказочные персонажи"( то есть какие добрые, а какие злые). Дети читали стихи о доброте.Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_obshcheniya_na_temudobro_i_zlo.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:


Час общения на тему «Добро и зло» Карымовой Эльмиры Равилевны,

воспитателя ГООУ

«Окружная санаторно – лесная школа.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема: Добро и зло

Класс :  4

Тип общения: ознакомление с новым материалом

Цель:  создать условия для раскрытия понятий «добро» и «зло»

Задачи : определить  «добро» и «зло» как этические понятия и как личностные качества;

научить коллективно определять добродетельные качества человека, индивидуально находить и определять особенности добродетельных поступков;

научить учащихся осознанному совершению добродетельных поступков с чувством собственного достоинства;

расширить опыт коммуникативной деятельности  через работу в группах;

следить за соблюдением принципов толерантности.

Термины: добро, зло.

Ход общения:

Организация деятельности.

Звучит песня «Дорогою добра»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Ребята! Как вы думаете, о чем эта песня?

Сообщение темы.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о добре и зле. А эпиграфом к нашему  общению пусть станут слова Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому»

 Определение смысла терминов «добро» и «зло»

С чем ассоциируется у вас слово «добро»? Что вы себе представляете, когда слышите слово «добро»?

А какое слово противоположно слову «добро»?

А с чем   у вас  ассоциируется слово «зло»?

Мы с вами живем на планете, которая называется Земля. Коль существуют на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые дела. Добро и зло всегда идут рядом, также как и любовь и ненависть.

Добро и зло неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо

Когда добро одержит верх.

 Ребята, благодаря чему существует жизнь на нашей планете ? Что нам дает солнце? (Свет и тепло). А вот доброта, как солнышко согревает людей, она очень нужна и вам самим и близким вам людям. А давайте мы с вами на доске сделаем большое солнышко, а лучиками нашего солнца будут слова, которые присущи только доброму человеку (сострадание, злорадство, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание, жадность, терпение, грубость, уважение, равнодушие, щедрость, милосердие, тщеславие, умение прощать) ( Дети выбирают слова и  прикрепляют к кругу лучики- слова) Теперь у нас  есть свое солнышко. Нам будет теперь в классе и тепло, и уютно.

   

-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит будем сегодня  учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.

                

- Что значит «  человек», «доброе дело»? Какие еще словосочетания можете вспомнить? Как относятся люди к доброму человеку?

- Доброта может быть разная: маленькая (не делаешь сам зла, но проходишь мимо зла), активная (делаешь добро, но проходишь мимо зла), созидательная (защищаешь слабых, противостоишь злу).

-  Как  вы понимаете слова «злой человек», «злое дело»?  Как относятся к злому человеку люди?

Ребята, а вы когда-нибудь делали доброе дело?

 Давайте мы с вами поиграем в игру «Дождик». ( Суть игры заключается в том, что один ребенок внутри круга, он –тучка. Кого тучка заденет волшебной палочкой, тот рассказывает, какое доброе дело он сделал, коротко, одним, двумя предложениями)

- А  как вы думаете, легко ли быть добрым? (дети читают стихи по 2 строчки)

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,


Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник не конфета,


Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.


Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,


Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Значит, совсем не просто быть добрым. Чтобы быть добрым, нужно иметь доброе сердце и добрую душу. А как вы думаете, где живет доброта? (В сердце человека)

Ребята, вы все любите сказки. А в сказках есть и добрые, и злые персонажи. Сейчас мы с вами опять поиграем. Я буду вам называть сказочных персонажей. Если он добрый, то вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой, то ладошками закрываете лицо. ( Герда, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Снежная Королева, Кот в сапогах, Золушка, Оловянный солдатик. Красная шапочка, Элиза из «Дикие лебеди», Тролль из «Снежная королева» и т.д.

Люди издавна ценили доброту как качество личности. Существует много крылатых выражений, пословиц, в которых выражаются мысли о доброте. У меня на столе лежат  карточки с пословицами, но их части перепутались. Вы должны будете составить пословицы из частей

 Работа с  пословицами и высказываниями знаменитых людей

 Доброе слово лечит – злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая - бежит. Худо тому, кто добра не творит никому. Добро сеять – добро и пожинать. Делая зло на добро не надейся. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

(Дети находят половинки и  прикрепляют  на доске)

  Скажите, ребята, а давно ли вы говорили друг другу добрых слов? А давайте –ка мы скажем друг другу добрые слова – комплименты. (Дети передают друг другу  воздушный шарик и говорят комплименты)

- Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться – общение с такими людьми приносит радость.

Какие качества есть у доброго человека? ( он любит людей и готов прийти к ним на помощь). А еще? ( Он любит природу и бережет ее)

- Каким делает человека доброта? (обаятельным, красивым, с выражением радости и покоя на лице)

- Какой человек может быть добрым? (доброжелательный, думающий о других, учитывающий их интересы, помогающий )

 Подведение итогов.

- Теперь давайте выполним несколько заданий и проверим , научились ли мы отличать добро от зла.(работа в группе по карточке)

Что считается добрым поступком?

-забыть о неприятной просьбе;

-помочь соседу по парте разобрать трудную задачу;

-опоздать на неприятную встречу;

-дать списать домашнее задание.

Какие поступки одобряют люди?

-насилие;

-унижение;

-обман;

-взаимопомощь.

Что является последствием злых дел?

-радость;

-дружба;

-вражда;

-мирное сосуществование.

Знания о добре и зле помогают людям…

-жить в мире;

-проявлять заботу о близких;

-дружить.

8) Обобщение и рефлексия.

- «Спешите делать добро».  Эти красивые, меткие и простые слова  принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

Чтобы  делать добро, надо , прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее- доброту

 Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям. 
2) Защищать слабого. 
3) Делиться последним с другом. 
4) Не завидовать. 
5) Прощать ошибки другим.

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и  будет жизнь добрей.

Домашнее задание (по выбору)

         а) Опиши свой добрый  поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

Используемая литература:

Александр Комаров « О Добре и Зле» - Стихи и проза России.

Людмила Бонюшкина « О Добре и Зле». Часть 1. Детские сочинения.

Александр Лагунов « Мудрые мысли о добре и зле».

Захаров В.А. « Текст о добре и зле».

Олеся Емельянова « Басня о добре и зле».

Леонид Цветков « Стихи о добре и зле».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

час общения. Игровая программа "Наше общение"

игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...