Час общения на тему "Добро и зло".
материал (4 класс) по теме
Час общения начинается с песни "Дорогою добра" .Включила разные игры: игра в "Дождик", "Сказочные персонажи"( то есть какие добрые, а какие злые). Дети читали стихи о доброте.Подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya_na_temudobro_i_zlo.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения на тему «Добро и зло» Карымовой Эльмиры Равилевны,
воспитателя ГООУ
«Окружная санаторно – лесная школа.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Тема: Добро и зло
Класс : 4
Тип общения: ознакомление с новым материалом
Цель: создать условия для раскрытия понятий «добро» и «зло»
Задачи : определить «добро» и «зло» как этические понятия и как личностные качества;
научить коллективно определять добродетельные качества человека, индивидуально находить и определять особенности добродетельных поступков;
научить учащихся осознанному совершению добродетельных поступков с чувством собственного достоинства;
расширить опыт коммуникативной деятельности через работу в группах;
следить за соблюдением принципов толерантности.
Термины: добро, зло.
Ход общения:
Организация деятельности.
Звучит песня «Дорогою добра»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Ребята! Как вы думаете, о чем эта песня?
Сообщение темы.
- Ребята, сегодня мы будем говорить о добре и зле. А эпиграфом к нашему общению пусть станут слова Л. Татьяничевой «Делать людям хорошо – хорошеть самому»
Определение смысла терминов «добро» и «зло»
С чем ассоциируется у вас слово «добро»? Что вы себе представляете, когда слышите слово «добро»?
А какое слово противоположно слову «добро»?
А с чем у вас ассоциируется слово «зло»?
Мы с вами живем на планете, которая называется Земля. Коль существуют на планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые и злые дела. Добро и зло всегда идут рядом, также как и любовь и ненависть.
Добро и зло неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо
Когда добро одержит верх.
Ребята, благодаря чему существует жизнь на нашей планете ? Что нам дает солнце? (Свет и тепло). А вот доброта, как солнышко согревает людей, она очень нужна и вам самим и близким вам людям. А давайте мы с вами на доске сделаем большое солнышко, а лучиками нашего солнца будут слова, которые присущи только доброму человеку (сострадание, злорадство, отзывчивость, сочувствие, взаимопонимание, жадность, терпение, грубость, уважение, равнодушие, щедрость, милосердие, тщеславие, умение прощать) ( Дети выбирают слова и прикрепляют к кругу лучики- слова) Теперь у нас есть свое солнышко. Нам будет теперь в классе и тепло, и уютно.
-С древних времен считается, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Но мы же не хотим разрушать самих себя? Значит будем сегодня учиться отличать добро от зла, находить их в своих поступках, учиться делать добро.
- Что значит « человек», «доброе дело»? Какие еще словосочетания можете вспомнить? Как относятся люди к доброму человеку?
- Доброта может быть разная: маленькая (не делаешь сам зла, но проходишь мимо зла), активная (делаешь добро, но проходишь мимо зла), созидательная (защищаешь слабых, противостоишь злу).
- Как вы понимаете слова «злой человек», «злое дело»? Как относятся к злому человеку люди?
Ребята, а вы когда-нибудь делали доброе дело?
Давайте мы с вами поиграем в игру «Дождик». ( Суть игры заключается в том, что один ребенок внутри круга, он –тучка. Кого тучка заденет волшебной палочкой, тот рассказывает, какое доброе дело он сделал, коротко, одним, двумя предложениями)
- А как вы думаете, легко ли быть добрым? (дети читают стихи по 2 строчки)
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Значит, совсем не просто быть добрым. Чтобы быть добрым, нужно иметь доброе сердце и добрую душу. А как вы думаете, где живет доброта? (В сердце человека)
Ребята, вы все любите сказки. А в сказках есть и добрые, и злые персонажи. Сейчас мы с вами опять поиграем. Я буду вам называть сказочных персонажей. Если он добрый, то вы радостно хлопаете в ладоши, а если злой, то ладошками закрываете лицо. ( Герда, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Снежная Королева, Кот в сапогах, Золушка, Оловянный солдатик. Красная шапочка, Элиза из «Дикие лебеди», Тролль из «Снежная королева» и т.д.
Люди издавна ценили доброту как качество личности. Существует много крылатых выражений, пословиц, в которых выражаются мысли о доброте. У меня на столе лежат карточки с пословицами, но их части перепутались. Вы должны будете составить пословицы из частей
Работа с пословицами и высказываниями знаменитых людей
Доброе слово лечит – злое калечит. Злой не верит, что есть добрый. Добрая слава лежит, а худая - бежит. Худо тому, кто добра не творит никому. Добро сеять – добро и пожинать. Делая зло на добро не надейся. Не одежда красит человека, а его добрые дела.
(Дети находят половинки и прикрепляют на доске)
Скажите, ребята, а давно ли вы говорили друг другу добрых слов? А давайте –ка мы скажем друг другу добрые слова – комплименты. (Дети передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты)
- Помните, что добрым, милосердным людям легче жить, общаться – общение с такими людьми приносит радость.
Какие качества есть у доброго человека? ( он любит людей и готов прийти к ним на помощь). А еще? ( Он любит природу и бережет ее)
- Каким делает человека доброта? (обаятельным, красивым, с выражением радости и покоя на лице)
- Какой человек может быть добрым? (доброжелательный, думающий о других, учитывающий их интересы, помогающий )
Подведение итогов.
- Теперь давайте выполним несколько заданий и проверим , научились ли мы отличать добро от зла.(работа в группе по карточке)
-забыть о неприятной просьбе; -помочь соседу по парте разобрать трудную задачу; -опоздать на неприятную встречу; -дать списать домашнее задание. | |
Какие поступки одобряют люди? | -насилие; -унижение; -обман; -взаимопомощь. |
Что является последствием злых дел? | -радость; -дружба; -вражда; -мирное сосуществование. |
Знания о добре и зле помогают людям… | -жить в мире; -проявлять заботу о близких; -дружить. |
…
8) Обобщение и рефлексия.
- «Спешите делать добро». Эти красивые, меткие и простые слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Газу. Он очень много делал для облегчения условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.
Чтобы делать добро, надо , прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее- доброту
Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Домашнее задание (по выбору)
а) Опиши свой добрый поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.
Используемая литература:
Александр Комаров « О Добре и Зле» - Стихи и проза России.
Людмила Бонюшкина « О Добре и Зле». Часть 1. Детские сочинения.
Александр Лагунов « Мудрые мысли о добре и зле».
Захаров В.А. « Текст о добре и зле».
Олеся Емельянова « Басня о добре и зле».
Леонид Цветков « Стихи о добре и зле».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...